Реализация проектной деятельности в системе дополнительного образования
В статье представлен опыт работы по обучению элементам проектной деятельности учащихся творческих объединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проектной деятельности в системе дополнительного образования
Т. В. Полухина, Н. П. Дмитриева
г. Топки, Кемеровская область
«Современному ученику нужно предоставлять не только информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования» (из Концепции образования). Этот заказ образования наиболее оптимально решает проектное обучение.
Знакомство с проектной деятельностью учащихся художественной направленности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Топкинского муниципального района началось с 2003 года. В это время возникла необходимость введения в воспитательно-образовательный процесс новых технологий, которые дали бы возможность максимального раскрытия творческого потенциала личности.
Проектное обучение в системе дополнительного образования подразумевает организацию образовательного процесса, направленную на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. При этом обучение приобретает большой личностный смысл и обеспечивает более осознанное и глубокое усвоение знаний.
Проект – (от латинского слова projects) – это буквально «брошенный вперед», т.е. план-замысел, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Под детским проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и консультированием педагога. Педагог при этом меняет роль основного источника и контролера знаний на организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера образования.
Одним из основных методов такого обучения является метод проектов, который интегрирует в себе другие активные методы - поисковый, исследовательский, мозгового штурма, эвристическую беседу и т.д. А это способствует развитию познавательной активности учащихся и позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому из них, организуя индивидуальный маршрут обучения под девизом: «Подумай, вообрази, поразмысли».
С точки зрения педагога Г.И. Кругликова, особое внимание в проектной деятельности учащихся уделяется ее элементам:
Мыследеятельностные – выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности, планирование самой деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные – построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Коммуникативные – слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Поисковые – находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, выходить в интернет.
Информационные – структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление её в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, осмысление полученных результатов.
В нашем Дворце творчества детей и молодёжи разработана система подготовки учащихся к проектной деятельности. Первоначально работа была направлена на обучение педагогов обще - дидактическим аспектам организации занятий по созданию проектов. С этой целью проводились семинары, семинары-практикумы, методические объединения. Педагоги изучили формы организации занятий по проектному обучению (групповая, по подгруппам, индивидуальная), познакомились с разными видами конструкторско-технологических задач, методами конструирования (метод фокальных объектов, метод ассоциаций, маленьких человечков и др.). Начиная с первого года обучения, в дополнительные общеразвивающие программы педагоги включили темы, отражающие элементы проектной деятельности.
Учащиеся младшего школьного возраста на занятиях разрабатывают групповые проекты. Тему проекта предлагает сам педагог. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Такой подход создает у ребят общее представление об организации труда людей, работающих на производстве. Использование на занятиях в творческих объединениях метода проектов формирует у младших школьников активную заинтересованность в работе, учит деловому сотрудничеству в группе, умению отстаивать свое мнение, принимать самостоятельное решение.
Учащиеся среднего и старшего школьного возраста сами выбирают тему проекта, который выполняют поэтапно.
Организационно-подготовительный этап включает выбор темы проекта, ее обоснование, составление плана реализации проекта, организацию рабочего места и изучение информационных источников. На этом этапе роль педагога очень высока. Он побуждает, организует и ведет мысль учащихся к самостоятельному поиску решения учебной проблемы.
Конструкционный этап включает описание конструкции изделия, его составных частей, а также подбор материалов и инструментов, которые необходимы для работы. Педагог на этом этапе создает атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема, помогает учащимся принять конструктивные и технологические решения.
На технологическом этапе учащиеся создают реальный проект, выполняя технологические операции, соблюдают культуру труда и правила техники безопасности. На этом этапе педагог пассивен, но если у учащихся что-то не получается, то он использует разные методические приемы – беседу, личный показ, контрольные вопросы, ассоциации, аналогии и др.
На презентационном этапе учащиеся анализируют выполненную работу, дают оценку, защищают свой проект в творческом объединении и на уровне учреждения. Лучшие проекты презентуют на муниципальном конкурсе «Защита творческого проекта».
Например, Воронкова Ирина из творческого объединения «Мастерская игрушки» (руководитель Троегубова Г.В.) в марте 2015 года защитила проект - напольная ваза «Урожайные грядки», который посвятила своей любимой бабушке. Ирина проследила историю создания декоративных ваз, рассказала о том, что ее бабушка любит цветы и сухоцветы. Именно для них предназначена ваза, выполненная в технике папье-маше в форме тыквы. Подарок получился красивым, оригинальным и практичным.
Мурадова Зулайхо из творческого объединения «Работа с тканью» (руководитель Галеева О.С.) изучила историю возникновение древних кукол, разработала текстильную куклу, которую назвала «Фея домашних забот». Оценивая свою работу, Зулайхо рассказала о том, что ей было интересно работать над проектом. Сначала она планировала сшить одну куклу - Фею, но потом в процессе работы решила изготовить из остатков ткани еще одну - Игольницу. Куклы получились яркими, необычными и неповторимыми.
Проект-исследование «Образ мамы – ты мне дорог!» представила Романчук Наталья из творческого объединения «Русский сувенир». Под руководством педагога Мериновой И.В. Наташа воплотила образ мамы, используя разные виды техник декоративно-прикладного искусства – квилинг, контурная вышивка, силуэтное и художественное вырезание из бумаги. Особенность проекта заключается в том, что девочка является воспитанницей детского дома «Островок» и образ мамы для нее не знаком.
На выбор и определение темы проекта могут оказывать влияние и родители. Это важно, так как они являются участниками образовательных отношений. Участие родителей в проектной деятельности не только допустимо, но и педагогически оправдано. Педагог консультирует родителей, как правильно, с точки зрения учебно-воспитательных задач, следует помогать своим детям в их работе над проектом. Родители оказывают помощь в сборе информации по теме проекта, разработке конструкторской и технологической документации, в изготовлении изделия, присутствуют на защите проекта.
Так, защищая свой проект «След Великой Победы в моей семье», Гриничева Арина провела исследование по изучению истории своей семьи и собрала информацию о жизни своей прабабушки Бекк Амалии Флорионовны в годы Великой отечественной войны. А помогла ей в этом мама, Гриничева Оксана Петровна.
Грамотный подход к использованию элементов проектной деятельности в обучении позволяет педагогам добиться хорошей результативности в работе с учащимися, что подтверждается неоднократными победами в конкурсах и выставках разного уровня.
Литература
- Крутиков, Г.И. Формы организации занятий по технологии [текст] / Г.И. Крутиков // Школа и производство . – 1999. - № 2 . – С. 24-25.
- Крылов, А.В. Проектирование в технологии [текст] / А.В. Крылов // Школа и производство . – 2002. - № 3 . – С. 5-6.
- Кузнецов, А.А. О государственных образовательных стандартах второго поколения [текст] / А.А. Кузнецов // Школа и производство . – 2009. - № 3 . – С. 3-6.
- Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [текст] / П.С. Лернер // Школа и производство . – 1999. - № 2 . – С. 21-23.
- Майбуров, А.Г. Творческий проект «Записная книжка» [текст] / А.Г. Майбуров // Школа и производство . – 2001. - № 7 . – С. 40-43.
- Пархоменко, В.П. О методах технического творчества [текст] / В.П. Пархоменко // Школа и производство . 1998. - № 3. – С. 13-21.
- Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? [текст]/ Н.Ю. Пахомова // Методист . – 2004. - № 1 . – С. – 39 – 46.
- Самсонов, С.М. Проектная деятельность как путь к жизненному успеху [текст] / С.М. Самсонов // Школа и производство . – 2010. - № 3 . – С. 49-52.