Нарушение слуха у детей: этиология, классификация, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер

В данной работе рассматриваются категории детей с нарушениями функций слухового анализатора, этиология нарушений слуха, строение слухового анализатора. Приводятся 2 классификации детей с нарушениями слуха: медицинская Л.В.Неймана и педагогическая Р.М.Боскис. Уделено внимание состоянию моторики и психических процессов у данной категории детей. Особое внимание уделено нарушению речевого развития, а также формированию всех компонентов речи. Рассматривается эмоционально-волевая и личностная сфера детей с нарушениями слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_sluha_u_detey.odt19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение города Москвы

«Городской психолого-педагогический центр

Департамента образования города Москвы»

 Нарушение слуха у детей: этиология, классификации, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер.

                                                                                       Подготовил: учитель-логопед

                                                                                        Пятчиц М.В.

Москва 2015

     Категории детей с нарушениями функций слухового анализатора

     К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.

     Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.

     Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).

     Слабослышащие -  лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.

Этиология нарушений слуха

     Этиология  нарушений  слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.

     В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит, а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз. Среди постнатальных инфекций -  это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит. Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считаеся отит.

     Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.

     О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками  при наличии наследственной предрасположенности. Также неблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин.

     Особуя роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору. При ядерной желтухе возникает билирубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, характеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.

     

Строение слухового анализатора

     Периферический отдел слухового анализатора состоит из 3 отделов:

  1. Звукоулавливающий отдел: ушная раковина, наружный слуховой проход.
  2. Звукопроводящий отдел: барабанная полость, слуховые косточки.
  3. Звуковоспринимающий отдел: кортиев орган и улитка.

     При повреждениях звукопроводящего отдела слухового анализатора возникает тугоухость. При повреждении воспринмающего отдела — возникает глухота.

 

Классификации детей с нарушениями слуха

     В настоящее время используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификация  Льва Владимировича Неймана (1961 г.), основанная на степени выраженности дефекта,  и педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис (1948-50 г.г.), учитывающая степень понижения слуха, уровень развития речи, временной период поражения слуха.

Клиническая классификация Л.В.Неймана

 3 степени тугоухости:

1 степень — снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра.

2 степень — снижение слуховой функции не более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 метра.

3 степень — снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной раковины.

 

 4 группы глухоты

1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.

2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные.

3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О,У.

4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.

Педагогическая классификация Р.М.Боскис

1 группа — глухие:

  1. Ранооглохшие;
  2. Позднооглохшие:

  2.1. Дети, овладевшие речью;

  2.2. Дети, не овладевшие речью.

2 группа — слабослышащие:

  1. С легким нарушением речи;
  2. С тяжелым нарушением речи.

Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.

Состояние моторики

     Двигательная сфера у глухих с приобретенным дефектом в 70-90% случаев характеризуется нарушением функции вестибулярного аппарата, что влияет на координацию движений и препятствует усвоению навыков пространственной ориентировки. Характерная походка глухих — это сильное шарканье ногами, недостаточная устойчивость походки. Движения у глухих замедлены, неловки, напряжены, отмечаются трудности переключения на новое движение, потеря равновесия.

Состояние психических процессов

    Специфические особенности психических процессов у детей с нарушениями слуха и речи проявляются в целом ряде функций. В процессах мышления (анализ и синтез) резко выступают дефекты в области отвлеченного мышления, освоения обобщающих понятий:

  • дети с нарушениями слуха испытывают большие трудности при анализе образца при выполнении задания «конструирование по чертежу» ;
  • методика «Матрицы Ровена» также показывает более низкий уровень развития наглядного мышления;
  • отставание в овладении счетными операциями.

     У детей с недостатками слуха недостаточно развито осмысление последовательности событий, причинно-следственных зависимостей. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие чего страдает формирование предметных представлений, возникают трудности их актуализации. Но важно отметить, что развитие мышления проходит те же стадии, что и мышление слышащего! У детей с нарушениями слуха отмечается низкая память в отношении абстрактных чисел и понятий. Запоминание же конкретных образов находится на высоком уровне. При сравнении моторной и зрительной памяти можно отметить, что лучше развита моторная. Это объясняется тем, что она базируется на подражательности.

     При отсутствии специальных занятий обычно наблюдается отставание впсихическом развитии: задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, возникают специфические трудности формирования логического мышления. Но даже при условии спецобучения, все равно остается некоторое своеобразие мышления: определенная наивность, неумение выделить существенные признаки социальных явлений.

Нарушение речевого развития

     В первые месяцы жизни у детей с нарушением слуха отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, проявляющийся во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок с нарушением слуха  не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок. Также  не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. Гуление у детей с нарушением слуха появляется как и в норме  в 2-3 месяца. Ребенок на положительные стимулы издает несложные звуковые комплексы. Но в отличие от нормы гуление не усложняется и не переходит  в лепет. Ребенок с нарушением слуха к 6 месяцам употребляет только задненебные и горловые звуки, тогда как у слышащих детей появляются слоги. Развитие речи останавливается на этапе гуления, если не будет проводиться специальная работа.

     

Формирование компонентов речи у неслышащих детей

Фонетико-фонематическая сторона речи.

      При коррекции звукопроизношения у неслышащих детей осуществляется опора на сохранные функции:  зрением он улавливает движения речевых органов, при помощи осязания оценивает присутствие и степень интенсивности вибрации голосовых связок. Контроль правильности собственного произношения осуществляется теми же анализаторными системами, а также кинестетическими речевыми ощущениями.  Подобная замена слуха зрением, осязанием и кинестетическими ощущениями не является полным  эквивалентом слуха. Речь ребенка с нарушением функций слухового анализатора отличается от речи слышащего прежде всего недостатком голосовых модуляций и значительным количеством дефектов звукопроизношения. Практически не поддается формированию эмоциональная выразительность речи, так как сохранные анализаторы не могут воспринять эту характеристику речи. Отсюда монотонность и скандированность речи.  При разговоре неслышащие постепенно повышают голос или понижают его. Вследствие неумелого пользования голосом происходит быстрое утомление, возникают парезы гортанных мышц, хрипота, узелки на связках. Также формируется неправильный тип дыхания: речь прерывается частыми вздохами.

Лексико-грамматический строй речи.

     Формирование лексико-граммтического строя речи идет очень медленно. Словарный запас у неслышащих ограничен, отмечаются неточности употребления слов, идет расширение значения слов. Особую сложность вызывает употребление слов с отвлеченным значением. Происходит грубое искажение  звуко-слоговой  структуры слов.

     Степень выраженности речевого дефекта зависит от степени снижения слуховой функции. При небольшом снижении слуха есть возможность самостоятельно овладеть речью. Но в речи такого ребенка будут отмечаться грубые отклонения:

  • смазанность артикуляции;
  • слабая модулированность;
  • смешение глухих звуков со звонкими;
  • смешение шипящих и свистящих звуков;
  • смешение твердых и мягких звуков;
  • бедность словарного запаса;
  • ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию;
  • аграмматизмы.

Полное отсутствие слуха без специального обучения приводит  к немоте.

     Для неслышащих детей характерно более раннее овладение исьменной речью по сравнению со слышащими. Это происходит потому, что овладеть письменной речью и пользоваться ею неслышащему легче, чем устным общением. Дактильная речь, которую быстро усваивают глухие, имеет черты как устной так и письменной речи. Но дактильная речь имеет свои недостатки: замедление речевого процесса, отсутствие видимых следов дактильных знаков.

Эмоционально-волевая сфера

     Уже с ранних этапов развития у неслышащих детей  отмечаются характерные особенности:

  • отсутствие «комплекса оживления»;
  • позднее отличие близких от чужих.

      В более старшем возрасте появляется «дефект эмоциональной дифференцировки», то есть неумение понять эмоциональный характер ситуации, что связано с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

     Для многих неслышащих детей характерны следующие особенности:

  • повышенная психическая истощаемость;
  •  эмоциональная возбудимость;
  • склонность к негативизму;
  • двигательная расторможенность;
  • в подростковом возрасте возможно появление фрустрации, связанное с осознанием своего отличия от сверстников.

Личностная сфера

      Развитие личности у неслышащих детей происходит специфическим образом. При неправильном воспитании происходит формирование личности по дефицитарному типу, что связано с реакцией личности на хроническую психотравмирующую ситуацию. Эта ситуация  обусловлена тем, что дети осознают свою несостоятельность и ограничение контактов вследствие сенсорной депривации. Отсюда у  неслышащих детей можно выделить ряд характерных признаков:

  • пониженный фон настроения;
  • астенические черты;
  • явление ипохондричности;
  • тенденция к аутизации, как следствие объективных затруднений; контактов вследствие сенсорной депривации;
  • гиперкомпесаторный уход во внутренний мир, нередко в мир фантазий.

Используемая литература:

  1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание , обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. - М.: Просвещение, 1983.
  2.   Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. И др. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.:Аквариум, С-Пб.: Дельта, 1996.