эссе
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
эссе «Я- учитель»
Демещук Светлана Алексеевна
Ставропольский край г. Невинномысск
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
Адольф Дистервег
Учитель! Что может быть более возвышенным и совершенным, чем профессия учителя?! С давних времён эта профессия пользовалась уважением и почитанием. Учитель- это наставник, преподаватель,передающий из поколения к поколению самое важное из приобретений человечества- знания, с помощью которого не только можно выживать в сложных условиях, но и развиваться, обогащая свой духовный мир и нравственные мировоззрения. Учитель – это личность, которая ответственна за воспитание подрастающего поколения, а значит и за будущее страны! И какой бы предмет учитель бы не преподавал, он, прежде всего, человек, с которого ученики берут пример и учатся правильно делать выбор между добром и злом. Он должен быть высоконравственным человеком, честным, достойным, всегда готовым прийти на помощь. Только чуткость, терпение , доброта и настойчивость учителя могут заставить ребёнка поверить в свои возможности, приобрести уверенность, достичь результатов.Чтобы приобрести такие совершенные качества личности, человеку, имеющему гордое звание «Учитель», необходимо постоянно трудиться над собой, самосовершенствоваться, развивать свои способности, интеллект , быть в гуще всех событий, повышать свои профессиональные навыки.
Я неслучайно начала свою педагогическую философию таким пространным размышлением. Почему я стала учителем географии? Потому что мне нравится предмет, я о нём знаю многое с детства, потому что этот предмет, как никакой другой, помогает глубже понять обучающимся все величие России, ее необъятные пространства и богатые ресурсы.
Я сознательно выбрала профессию учителя географии, так как я росла в учительской среде и моя мама проработала в Якутии учителем географии более 40 лет. И с малых лет я слышала от своей мамы мудрые слова, что в школе не работают, а ей себя посвящают и отдают ей все силы и знания: «Мы в ответе за хрупкие души детей и поэтому обязаны ежечасно, ежеминутно подставлять своё крепкое плечо и бережно, но верно вести их в нужном направлении. Учитель всегда должен быть спокойным и уверенным, твёрдым и справедливым, всегда помнить о своём высоком предназначении».
Я выросла в суровых северных условиях и видела, что труд учителя – это не только его уроки, но и передача навыков выживания в трудных условиях. Поэтому учитель должен уметь делать все! Мне трудно было в детстве оценить степень профессионального мастерства своей мамы, я смогла сделать это лишь спустя годы. Но когда пришла пора выбора профессии, я не рискнула идти этим путём: слишком хорошо знала о степени ответственности и сложности профессии педагога. И это был не страх: я собиралась покорять Арктику и Антарктиду, написала письмо в газету «Комсомольская правда» ,и мне прислали адрес Ленинградской Арктической академии. Но оказалось, что девушек туда не принимают, так что стать второй Татьяной Прончищевой я не смогла. Тогда я стала просто няней в ясельной группе детского сада. С этой записи в трудовой книжке и началась моя педагогическая жизнь.
Я приобретала профессиональные навыки на практике и, спустя только некоторое время, поступила в педагогический институт. Учиться плохо я просто не имела права, так как должна была достойно выглядеть в глазах своих родителей и наставников. Так постепенно, методом проб и ошибок, развивалась моя педагогическая биография, появилась творческая составляющая, рос профессиональный уровень. По мере взросления я поняла, что точка опоры человека- это, прежде всего, его достоинство, честь, совесть и умение быть полезным людям.
И казалось, что ещё надо? Признание опыта, благодарные выпускники, можно двигаться дальше в этом направлении, повышать, укреплять, преумножать…Постоянно трудиться, оттачивать свои профессиональные навыки, повышать педагогическое мастерство, укреплять социальную значимость, подниматься по накатанной… Но оказалось, что именно таким образом и происходит синдром эмоционального сгорания. Жёсткое, натёртое работой сердце перестаёт откликаться на детские проблемы. Кажется, что эти проблемы ты уже решал и не один раз. Возникает монотонность и механичность в работе и при осознании этого- неудовлетворённость результатами своего труда.
Но жизнь дала ещё один шанс. Из далёкого, сурового полярного края перенесла меня судьба на тёплую, обласканную ярким солнцем землю Ставрополья. И снова школа. С годами выработалась позиция, что дети везде одинаковы: они растут, учатся, шалят, живут. Нужен лишь опыт и для этого достаточно профессионального уровня. Да, во многом это так. Но оказалось, что это другие приоритеты, другой темперамент, другой уклад жизни, другой стиль общения.
Как учитель географии и биологии, я понимаю, что развитие любого организма во многом зависит от окружающей среды. Социум формируется под влиянием многих факторов, в том числе и климатического. Пригодился и многолетний опыт работы над проектной деятельностью в области формирования личности в определённом социальном пространстве, и современные приоритеты молодёжи, условия формирования современного общества…Учительская профессия требует постоянного обновления и самосовершенствования. Учитель обязан учиться всегда! И вот я открываю для себя Архыз и Домбай, горы Брык и Иванчу, поднимаюсь на гору Невинскую, изучаю историю, легенды и особенности природы Кавказа. И всегда рядом со мной мои ученики, с которыми меня связывают общие интересы и познавательная деятельность.
Как учитель со стажем, я хорошо вижу проблемы, которые сегодня стоят перед школой: дефицит межличностных отношений, не всегда высокий уровень внутренней культуры наших учеников, волнения при подготовке и сдачи ЕГЭ… Какой же выход? А выход надо искать в совместной деятельности учителя с учениками и их родителями. Это значит, что учитель должен стать верным наставником для своих учеников, помогать им преодолевать трудности и уверенно двигаться к жизненным целям.
Человек велик в многообразии своей деятельности. Наши ученики должны понимать, что учеба - это труд, который требует усердия, максимальных затрат и целеустремленности. Именно с такими жизненными качествами я хочу видеть своих учеников, которых воспитываю на примерах подвига челюскинцев, на примерах великих открытий наших славных соотечественников Н.М.Лазарева, Ф.Ф. Беллинсгаузена, В.Беринга и многих других наших замечательных исследователей неизведанных земель.
Я хочу, чтобы мои ученики стали трудолюбивыми и ответственными людьми, а ими невозможно стать без любви к своей Отчизне. Человек, любящий свою страну, уважающий ее историю и культуру никогда не станет мелочным, эгоистичным и презирающим язык и культуру других народов. А для нас это очень важно, так как мы живем на Кавказе, где переплелись история, судьбы и культуры многих народов. Значит, главное предназначение учителя – это воспитание ответственной личности за судьбу своей Родины и своего народа. Свои размышления я хочу закончить стихотворением, которое посвятила учителям.
Пусть засверкают радостно и чисто
Искринки неподкупных детских глаз
Пусть разноцветно, ярко, голосисто
Резвятся ребятишки возле вас!
Ваш труд тарифом ставки не измерить
Ведь творчество так трудно оценить!
Вы заставляете в мечту поверить,
Вы учите детей трудиться и любить!
Пусть не всегда они кричат : «Спасибо!»
Вы продолжайте свой нелёгкий труд,
Ведь много сделать вы ещё смогли бы,
Они потом оценят и поймут!