Презентация на тему "Способы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в ситуациях эмоционального неблагополучия" .
"Способы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в ситуациях эмоционального неблагополучия ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubl_3_ostryak_sanaya_n.v.pptx | 152.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Все мы родом из детства». А. Экзюпери Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства.
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень знаний, умений и развития, а так же формирует у детей эмоциональную сферу, ориентированную на социальные и нравственные позиции.
В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как одна из важных систем регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми
Интерес педагогов и психологов к рассматриваемой проблеме в России наиболее сильно проявился в 20–30–е годы XX века. Среди первых работ, посвященных эмоциональным трудностям у детей дошкольного возраста, привлекают внимание исследования Л.С. Выготского , Я.З. Неверовича , В.П. Кащенко, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Е.П. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Г.Х. Шингарова . Также этой проблеме посвящены работы А.Д. Кошелевой, Л.А. Абрамян, В.К. Котырло , В.К. Вилюнас и других исследователей.
«Эмоциональное благополучие» - устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребёнка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. (согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной) «Эмоциональное неблагополучие» - отрицательное самочувствие ребёнка, возникающее на фоне трудноразрешимых конфликтов различной природы.
Опираясь на точку зрения названных выше авторов, при эмоциональным неблагополучии у детей дошкольного возраста в его эмоциональной сфере отмечаются: повышенный уровень тревожности; невротические реакции и страхи; неадекватная самооценка; двигательная возбудимость или чрезмерная заторможенность; негативистские проявления; затруднённость установления адекватных контактов со сверстниками и взрослыми; демонстративность и агрессивное поведение. В отдельных случаях у детей наблюдается: полный или частичный отказ от общения и деятельности , тяжелые невротические (расстройства сна, вредные привычки, заикание, тики) и соматовегетативные нарушения (расстройства аппетита, энурез , энкопрез ).
Причины эмоционального неблагополучия Неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми (прежде всего с родителями и со сверстниками); Недостаток тепла, ласки; Разлад между членами семьи; Отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями; Индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов ( Е.Гаспарова ) .
Эмоциональное неблагополучие , связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей: I тип - неуравновешенное , импульсивное поведение , характерное для быстро возбудимых детей III тип поведения - основной чертой поведения детей является наличие у них многочисленных страхов II тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению
Педагогическая поддержка это особая педагогическая деятельность в сфере обучения , общения, здоровья, творчества, досуга, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребёнка. это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Функции педагогической поддержки Индивидуальное развитие Поднятие статуса Помощь ребёнка в организации Поддержка в самостоятельности Поддержка в деятельности
Способы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в ситуациях эмоционального неблагополучия. Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач.
Условия педагогической поддержки опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
К условиям , определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Методы (способы) педагогической поддержки разделяют на две большие группы: Первая группа методов обеспечивает поддержку всех воспитанников, создает фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. - взаимного доверия - взаимного информирования - совместного планирования воспитательных дел (обмен опытом, знаниями, впечатлениями, обсуждение планов, словесный анализ с помощью детей) - наблюдение или «невмешательство взрослого» - «молчаливое сопровождение» ( сопровождение деятельностью, но молча) - одобрение достижений группы, коллектива, интересной работы (выступление) - положительное проявление к другим детям - подведение итога с помощью детей
Вторая группа методов направлена на индивидуально-личностную поддержку и предусматривает диагностику индивидуального развития, воспитанности, определение личностных проблем детей, отслеживание процесса индивидуального развития . - «смена позиций» или «принятие на себя другой роли» - подхватывание инициативы - наводящие вопросы - подключение ребёнка к деятельности - учитывание мнения ребёнка - ситуации повышение статуса воспитанника - ситуации вселения уверенности, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач - поддержка самостоятельности и индивидуализации
Наиболее эффективные и доступные методы и средства для развития эмоциональной сферы в ДОУ сюжетно-ролевые и подвижные игры; игровые упражнения; психогимнастика и релаксация; применение театрализованной техники выразительных движений; разыгрывание этюдов; активное применение мимики и пантомимики; художественно –эстетическое творчество.
Для родителей и воспитателей проводить тренинги, семинары-практикумы, индивидуальные консультации; оформлять стендовую информацию по проблеме развития эмоциональной сферы детей; на сайте детского сада создать страничку для родителей, где бы они задавали свои вопросы по воспитанию и обучению.
На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребёнка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
Литература Абрамян Л.А. Роль игры в воспитании детей с трудностями в эмоциональном развитии //Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. М., 1998. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности \\ Дошкольное воспитание. -2003. - №1.- С. 20-21. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», 2004. – 288 с. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева ; Под ред. О.А. Шаграевой , С.А Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.. Я-Ты-Мы : Программа социально-эмоционального развития дошкольников. сост. Князева О.Л., "Мозаика-Синтез" – 2005. Интернет – ресурсы: psylist.net/ pedagogika /00255.htm .
Спасибо за внимание!