статья- Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
в статьуе рассматриваются условия формирования предпосылок учебной деятельности, приоритет непрерывного образования и умение учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bekirova_g.e._2.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Бекирова Г.Э.,
Заместитель директора по воспитательной работе
МКОУ «Средняя школа №2»г.Сухиничи
Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
В статье рассматриваются условия формирования предпосылок учебной деятельности, приоритет непрерывного образования –умение учиться.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности.
С 29 декабря 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того– исходного, базового уровня образовательной системы.
Современная система образования выдвинула в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от с 17 октября 2013 г. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» [5.ФГОС 2.1, 1.6.].
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития"[1]. Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности[6].
Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.[4]
Анализ психологических и педагогических исследований позволяет определить в науке две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
- в процессе игровой деятельности;[1,6]
- в процессе специально организованного обучения[5].
Исследования ученых помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться следующие предпосылки учебной деятельности:
- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения;
-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности;
- умение планировать деятельность, ориентируюсь на её результат.
Перечисленные выше предпосылки учебной деятельности схожи с целевыми ориентирами ФГОС , которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования[5.ФГОС 4.4]
Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Отсюда возникает проблема необходимости подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. Для этого в ДОУ существует ряд психолого- педагогические условий, способствующий формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников :
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
-развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;
-сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;
-обеспечение развивающего характера предметно- развивающей среды ДОУ;
-ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирования самооценки ребенка;
- повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.
Эффективность формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в дошкольном образовании возможно, при наличии специальной разработанной модели, которая должна состоять:
1. Подготовки системы игр и игровых упражнений в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, фронтально и по подгруппам, способствующие развитию и формированию универсальных способов действия у дошкольников.
2. Разработка проектно-исследовательской деятельности детей.
3. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Для решения разработки данной модели можно использовать комплекс теоретических и эмпирических методов:
-тестирование детей;
- наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;
- анкетирование педагогов, беседы с ними;
- изучение педагогической документации, педагогического опыта;
- наблюдение за работой педагогов.
Анализируя теоретические положения и результаты анкетирования детей и педагогов, позволит придти к следующим выводам:
1. Предпосылки учебной деятельности проявляются у детей старшего дошкольного возраста даже при отсутствии специально организованной воспитательно-образовательной работы, но для дальнейшего исследования нужно организовать контрольную группу (специальные условия для развития познавательных предпосылок учебной деятельности не создавать) и экспериментальную группу( где помимо предусмотренных условий будет введена специальная модель эффективности развития познавательных предпосылок учебной деятельности, т.е. познавательной активности детей).
2. Формирование и развитие предпосылок учебной деятельности, направленных на усвоение ребенком определенной системы знаний, умений и навыков, освоение общих способов действий при решении практических задач, эффективны при создании психолого-педагогических условий.
3. Основанием преемственности от дошкольного к начальному общему образованию может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Использованная литература
1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения-М.,1996.
2.Кудрявцев В.Т. О «неожиданном» в образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта//Дошкольное воспитание.2014.№2. с.86-90
3.Субботина С.Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности//Дошкольное воспитание.2014.№4. с.108-114.
4.Усова А.П. Игра и организация жизни детей: Методические указания.М.:Просвещение,1976.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от17.10.2013.№1155.
6.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Избранные психологические труды/Под редакцией Д.И. Фельдштейна; РАО,Моск.психол.-соц. Ин-г.3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж:МОДЭК,2001.