Презентация "Творческое саморазвитие"
В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты представлены в презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_samorazvitie.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое саморазвитие – длительный и многоплановый процесс, охватывающий становление личности на различных этапах ее жизнедеятельности .
В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно- деятельностный , эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты обеспечивают целостность процесса творческого саморазвития личности.
Ценностно-мотивационный компонент процесса творческого саморазвития личности определяется системой доминирующих ценностей и мотивов, выражающих осознанное отношение личности к творческой деятельности по самовыстраиванию себя.
Содержательно- деятельностный компонент характеризует практический, операционный аспект творческого саморазвития личности. Составляющими деятельностной части компонента являются цели, задачи, содержание, методы, средства и формы деятельности по творческому саморазвитию, а также достигаемые результаты.
Эмоционально-волевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой, своими действиями и своим эмоциональным состоянием; способность личности мобилизовать себя, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей.
Оценочно-рефлексивный компонент в структуре процесса творческого саморазвития личности необходим в силу того, что самооценка и рефлексия выступают как составляющие познания и анализа личностью собственного сознания и деятельности.
Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса творческого саморазвития личности. Коммуникация – это не столько передача информации от одного лица другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей.
Обозначенные компоненты , являясь частями целостного процесса, предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных. Это означает, что содержание любого отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них.
Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся 1.Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути. 2.Работа над ошибками. 3.Соотношение "Я-идеального" и "Я-реального", их сравнение. 4.Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств. 5.Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед. 6.Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.
Факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся 1.Периодическая организация учебно-творческой и другой, деятельности учащихся на пределе их сил и способностей. 2.Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий. 3.Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий. 4.Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации. 5.Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся. 6.Показ значимости того вида творческой деятельности, где, личность стремится максимально реализовать себя, 7.Создание для учащихся ситуаций успеха. 8.Похвала , поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.
Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению учащихся 1. Профилизация , дифференциация и индивидуализация обучения. 2. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору. 4. Предоставление учащимся прав выбора кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя. 5. Организация творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей. 6. Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности. 7. Беседы с учащимися о их профессиональном выборе, профессиональном будущем. 8. Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 1. – К.,1996. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 2. – К.,1998. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак , 2003 – 672 с . Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. перераб . и доп. / Изд-во: Питер. 2009. – 464с. Литература