Профилактика асоциального поведения в начальной школе

В статье обобщен личный опыт работы по сложной проблеме профилактики асоциального поведения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по профилактике асоциального поведения в начальной школе.

Каждый год свою работу я  начинаю с подробного знакомства с первоклассниками.  В этом учебном году их более 100 человек(4 класса).

Психологическое сопровождение в адаптационном периоде начинаю с изучения :

1-готовности ребенка к школьному обучению,

2-учебной мотивации,

3-определения самооценки,

4-представления ребенка о своей семье,эмоциональных отношениях ,семейной иерархии.

Для чего все это делается?

Чтобы еще в начале обучения увидеть назревающую неблагополучную ситуацию и повлиять на нее. Времени у нас очень мало:ДО КОНЦА второго класса.В течение первого и второго года обучения ребенок пытается соответствовать требованиям взрослых,быть хорошим,борется за свое место,но потом ,если не получает помощи,сдается,у него развивается одна из самых сложных моделей поведения-избегание неудач,которая крайне сложна для коррекции.

В каждом классе 3-4 ребенка попадают в группу риска.

Что это за дети?

1-дети с низкой готовностью к обучению,

2-с низкой самооценкой,

3-с несформированной учебной мотивацией,

4-с проблемами в семейном воспитании (низкая культура,асоциальный образ жизни).

Для нормального развития ребенку необходимы следующие условия:

1-успех в какой-либо деятельности(если нет успехов  в учебной -ищем альтернативную деятельность:спорт,худ.самодеятельность и т.д.).Здесь нужно вовремя помочь,например:для поднятия социального статуса ребенка в классе можно повести весь класс на выступление с его участием.

2-адекватная самооценка(формируется через взрослого,чаще через учителя).Именно учитель в нач.школе формирует отношение к ребенку одноклассников и отношение его к самому себе.

3-общение со значимым взрослым (если нет теплых отношений в семье ,то нужно такое общение организовывать . Это может быть родственник,  (можно посмотреть по рисунку «Моя семья») это может быть  учитель,руководитель кружка,социальный педагог,тренер и т.д.)

Еще одно направление моей деятельности- это занятия с такими детьми :групповые или индивидуальные-по развитию коммуникативных навыков,по развитию эмоционального фона детей.

В своей  работе я использую программу Светланы Владимировны  Крюковой-«Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь».

Представленные в этом сборнике прихологические программы помогают решить проблемы адаптации к новым условиям жизни в школе,развития эмоциональной сферы детей. Предназначена для психологов  , учителей, воспитателей.

Еще одно пособие для учителей начальных классов,психологов со сценариями занятий- «Тропинка к своему Я» . Цель занятий-помочь младшим школьникам научиться понимать себя,взаимодействовать со свестниками,учителями и родителями. Автор- Хухлаева Ольга Владимировна.

Программа развивающих занятий 1-4 класс Т.А.Аржакаевой и И.В.Вачкова представляет собой комплект материалов. С помощью этой программы можно решить задачу формирования коммуникативных и личностных УУД.

Родительские собрания ,консультации с педагогами-эти формы работы со взрослыми также направлены на  организацию поддержки детей, нуждающихся в ней.

Если не помогать ребенку, не поддерживать его, он будет  искать признания на улице,будет добиваться внимания окружающих асоциальным поведением.