Особенности проявления коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в общении

Особенности проявления коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста в общении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проявления коммуникативных способностей

детей старшего дошкольного возраста в общении.

Коммуникативные способности личности занимают важное место в общей структуре способностей человека. Уровень их развития определяет, насколько успешно индивидуум может общаться с окружающими. Общение же – один из ключевых факторов развития и социализации личности, без него эти процессы будут невозможны. Через общение человек усваивает информацию, знания, опыт, нормы и т.д., а также идентифицирует себя как личность. 

Сензитивным периодом для развития коммуникативных способностей ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. В настоящее время   коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в этой  сфере. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование коммуникативных способностей на всех уровнях дошкольного обучения и воспитания.

Вопросом развития коммуникативных способностей и общения детей старшего дошкольного возраста занимались наши отечественные психологи и педагоги, такие как: А.Г. Арушанова, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломенский, А.А. Леонтьев,  М.И. Лисина,  В.С. Мухина, В.С. Селиванов, Т.А. Федосеева   и другие. Подробно рассматриваются проблемы  влияния общения на развитие ребенка, в тоже время недостаточно изучены особенности проявления коммуникативных способностей старших дошкольников при организации общения. Практически отсутствуют исследования, направленные на обобщение нормативных критериев сформированости коммуникативных способностей у дошкольников.

Целью нашего исследования, является изучение особенностей проявления  коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в общении.

Существуют различные подходы к раскрытию понятия «коммуникативные способности». Рассмотрим некоторые из них.

Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности [1].

Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения [2].

Коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакт с  людьми, и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения [3].

Опираясь на позиции многих исследователей (Г.С.Васильев, Г.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.К.Петровский, Б.М.Теплов и др.) и исходя из понимания коммуникативных способностей как устойчивой совокупности индивидуально-психологических особенностей человека, существующей на основе коммуникативных задатков и определяющей успешности овладения коммуникативной деятельностью, могут быть выделены основные и дополнительные компоненты коммуникативных способностей. Исходя из структуры коммуникативных способностей, предложенной Г.С.Васильевым, к ведущим свойствам коммуникативных способностей относятся [4]:

1. гностические – как способность человека понимать других людей, которая  включает в себя такие компоненты, как стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность, верная интерпретация интонаций, мимики, смысла слов и т.д.;

2. экспресивные - как способность к самовыражению своей личности, включающая такие элементы, как  стремление быть понятым другими, правдивость, культуру речи, доверие к партнерам, ориентация в своих качествах, как коммуниканта и т.п;

3. интеракционные - как способность к эффективному обмену информацией при взаимодействии включающая требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность и т.д. (способность адекватно влиять на других).

К вспомогательным свойствам коммуникативных способностей относятся:

1. общительность - как устойчивая психодинамическая характеристика индивида, проявляющаяся в стремлении к общению с людьми, легкости, инициативности, устойчивости, разнообразии и широте круга общения общительность (включающая стремление к контакту и наличие положительных эмоций в процессе коммуникации);

2. эмпатия - как постижение эмоционального состояния другого человека (включающая проявления сочувствия, умения пожалеть, утешить, разделить эмоциональное состояние другого человека);

3. социально-психологическая адаптация - как приспособление к различным ситуациям взаимодействия, способность входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п. (включающая умение приспособиться к различным социальным ситуациям, адекватно вести себя в незнакомой ситуации);

4. культура речи - (включающее умение использовать речь для выражения собственных потребностей и чувств и получения необходимой информации): а) дикция - четкость произношения; б) орфоэпия - правильность (нормы произношения); в) владение голосом; г) умение стилистически и логически правильно строить речь: что нужно говорить и как.

Важными являются невербальные формы общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают умение: вступать в контакт с незнакомыми людьми; предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; извлекать из общения максимум пользы для себя.

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими.

 Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение - это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную  направленность партнеров [5].

Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенных М.И.Лисиной [6].

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Общение – это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение -  процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание – наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение. Общение – всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное — чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для взаимодействующих людей [5].

Человеку, как социальному существу, свойственно общение. В последнее время все глубже раскрывается тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом.

Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом: 1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей; 3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; 5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; 6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. В дошкольном возрасте  последовательно сменяют друг друга четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое,  и внеситуативно-деловое (М.И.Лисина).

К старшему дошкольному возрасту изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок начинает избирательно относится к взрослым: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. В старшем дошкольном возрасте изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Развитие коммуникативных способностей начинается в младших группах и чем старше становятся дети, тем больше внимания уделяют этой области. Для того, чтобы процесс по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста был наиболее эффективен, педагог осуществляет работу учитывая возрастные и  индивидуальные особенности ребенка комплексно (интегрировано), закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности.

Обобщив теоретический материал, было выдвинуто следующее: мы предполагаем, что среди ведущих критериев коммуникативных способностей к концу дошкольного возраста наиболее актуальным в общении у ребенка  становится способность понимать других людей и правильно оценивать ситуацию общения.

С целью проверки выдвинутого предположения нами был проведен констатирующий эксперимент.

В поиске наиболее  оптимальных, соответствующих возрастным особенностям методов исследования и эффективных методик, направленных на изучение особенностей коммуникативных способностей старших дошкольников в общении, мы обратились к изучению практической литературы по детской психологии различных авторов (Г.А.Урунтаевой; Р.С.Немова; О.Н.Истратовой и т.д.).

Таким образом, проанализировав перечисленные работы на основе существующих методик, мы подобрали методический инструментарий, позволяющий выявить коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста в общении.

Методический инструментарий включает:

  1. Методика (опросник) «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», предназначена для оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника.

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенок принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.

С помощью приводимого опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми: 1.  Доброта; 2.  Внимательность к людям;

3.  Правдивость, честность; 4.  Вежливость; 5.  Общительность; 6.  Щедрость; 7.  Отзывчивость, готовность прийти на помощь; 8.  Справедливость; 9.  Жизнерадостность;

10.  Ответственность.

  1. Набор диагностических методик  направленных  на оценку развития коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста, и их оценки состояния других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а так же адекватного выражения отношения к ним. Разработанный подход включает три аспекта коммуникативных способностей: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие; коммуникации со взрослыми и коммуникации со сверстниками. Указанная структура соответствует сложившейся психолого-педагогической практике, в которой традиционно различаются две сферы коммуникации ребенка - со взрослыми и со сверстниками.

        По результатам проведенного исследования (в  подготовительной  к школе группы) нами были получены данные. Для обработки полученных данных применялся метод анализа и обработки материалов.

Диагностическое исследование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, показало:

  1. Большинство детей данного возраста  находятся на высоком уровне во взаимоотношениях с окружающими людьми, им свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.
  2. Многие дети этого возраста четко понимают задачи, предъявляемые им взрослыми в различных ситуациях взаимодействия, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
  3. Почти все дети данного возраста хорошо различают эмоциональное состояние сверстников и ориентируются на него в процессе общения.
  4. Многие дети  старшего дошкольного возраста  имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
  5. Большинство детей имеют устойчивые представления об общепринятых нормах поведения  в ситуациях взаимодействия со сверстниками, знающие, как оказать помощь, поддержку.

        Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что среди ведущих компонентов коммуникативных способностей  к концу дошкольного возраста наиболее  актуальным у ребенка становится способность понимать других людей и правильно оценивать ситуацию общения, именно эти способности характеризуют особенности общения в старшем дошкольном возрасте.

Литература

  1. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.-600с.
  2. . Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2 – С. 12-16
  3. . Калинина Р.Р.  Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Румия Калинина. – Санкт-Петербург : Речь, 2011. – 144 с.
  4. . Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных свойств личности. Вып. 2. Свердловск, 1973. Научная библиотека диссертаций и авторефератов  http://www.dissercat.com
  5. Смирнова Е.О. –Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М. : Издательский центр « Академия» , 2000. – 160 с.
  6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1997. – 384 с.