Дополнительная образовательная программа "Стоп-кадр"

Прохоренко Юлия Викторовна

Данная программа «Стоп - кадр» рассчитана на 1 год обучения 6-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stop-kadr.doc104 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno_tematicheskiy_plan.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательного учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества г. Суража

 

                              «Утверждено»

                                             Директор  ЦДТ г. Суража

                                                               _________________Т.Э. Евланова

                                                                Приказ №_____ от _________2014г.

Дополнительная образовательная

программа кружка

«Стоп - кадр»

Возраст детей 12 - 17 лет

Срок реализации 1 год

Принята на педсовете  ЦДТ

«____» _____________2014г.

Протокол №____________ г.

Педагог дополнительного образования

                                                           Прохоренко Юлия Викторовна

г. Сураж

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.

Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у обучающихся. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности обучающегося.

Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от обучающихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная программа позволяет наиболее полно раскрыться обучающимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Программа «Стоп-кадр» способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, видеосъемке, имеет практическую направленность, так как получение обучающимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Актуальность программы «Стоп-кадр» в том, что в настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание подростка и его восприятие окружающего мира.

Технология социально-творческих видеопроектов позволяет в лучшей мере достичь результатов информационной компетентности обучающихся, потому что очень им интересна.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Основа программы «Стоп-кадр» — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Каждый обучающийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала простейшие слайд-фильмы, затем их отдельные элементы и целостные фильмы. Освоение знаний и способов видеомонтажа осуществляется в ходе разработки обучающимися фильмов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение обучающимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Таким образом, освоенный инструментарий — способы видеомонтажа — выступает отдельным образовательным продуктом обучающихся наряду с созданными ими фильмами.

Данная программа «Стоп - кадр» рассчитана на 1 год обучения. Кружок «Стоп - кадр» формируется из детей 6-11 классов. Состав группы - не менее 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов в год составляет 144 часа.

Цель программы «Стоп-кадр»: формировать навыки и умения в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии.

Задачи данной программы:

Обучающие:

-дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;

научить правильным, грамотным приёмам ведения фото- и видеосъёмки; научить монтажу видеофильмов;

Развивающие:

- развивать умения обучающихся к коллективной и самостоятельной работе; развивать познавательный интерес и творческий потенциал обучающихся;

Воспитательные:

-воспитать эстетический вкус.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Методы проведения занятий: проблемная беседа, практическая работа с компьютерными программами, самостоятельная работа, защита творческих работ, консультация.

Методы контроля: тестирование, защита творческих работ, участие в конкурсах творческих работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

Программа «Стоп-кадр» основывается на следующих принципах:

Принцип природосообразности, который  предполагает, что процесс художественного творчества обучающихся должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у обучающихся ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности, который предполагает, что художественное творчество шобучающихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, её специфическими особенностями, традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип коллективности, предполагающий, что художественное воспитание даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для позитивно направленного самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация обучающихся и их развитие осуществляются в процессе творческой деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей.

Принцип проектности, который предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение обучающегося в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел-реализация-рефлексия.

Принцип диалога культур, предполагающий:

  • Рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных обучающихся с поколениями предшествующих поколений;
  • Рассмотрение самодеятельного коллективного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
  • Рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами и зрителями.

Принцип поддержки самоопределения обучающегося, предполагающий формирование личностью собственного эстетического отношения к действительности.

ОЖДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся овладеют основам видеомонтажа, а именно

будут знать:

  • способы фото- и видеосъёмки и монтажа сюжетов разных жанров;
  • особенности, достоинства и недостатки рабочих программ;
  • способы хранения изображений в файлах;
  • методы сжатия данных;
  • проблемы преобразования форматов файлов;
  • основы цифрового видео;
  • различные программы видеомонтажа.

В результате освоения практической части программы «Стоп-кадр» обучающиеся

будут уметь:

  • Вести фото- и видеосъемку, а именно:
  • правильно выбирать точку съёмки;
  • грамотно строить композицию кадра;
  • настраивать и правильно использовать освещение;
  • правильно использовать планы;
  • правильно использовать возможности съёмочной техники;
  • Монтировать видеофильмы, а именно:
  • производить захват видеофайлов;
  • импортировать заготовки видеофильма;
  • редактировать и группировать клипы;
  • монтировать звуковую дорожку видеофильма;
  • создавать титры;
  • экспортировать видеофайлы.
  • Создавать мультимедийные презентации.

Основной результат обучения - понимание обучающимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, получение секреты фотографов-репортажников. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.

Учебно - тематический план кружка «СТОП-КАДР»

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях кружка.

2

1

1

2

Аттестация обучающихся: предварительная, промежуточная, итоговая.

6

3

3

3

Постановка и построение эпизода.

10

4

6

4

Монтаж фильмов.

8

4

4

5

Основы работы с фотоаппаратом, видеокамерой.

8

2

6

6

Основы разработки сценариев.

6

2

4

7

Разработка структуры фильма (проекта).

6

2

4

8

Композиция кадра

8

4

4

9

Освещение кадра

8

4

4

10

Съемка кадра

6

2

4

11

Мультимедийные презентации.

20

8

12

12

Технология видеомонтажа.

16

6

10

13

Экспорт видеофайлов.

4

2

2

14

Спецэффекты.

4

2

2

15

Композиция видеофильма

4

2

2

16

Освещение при работе над видеофильмом

6

2

4

17

Съемка видеофильма

6

2

4

18

Создание фильма

8

2

6

19

Экскурсии.

8

4

4

Итого:

144

58

86

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Практическая работа: Разработка сценария. Тема 1.Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях(2ч.)

Теоретические сведения: Организационные вопросы. Знакомство с обучающимися. Правила поведения на занятиях кружка. Знакомство с законами Центра. Знакомство с образцами видеофильмов. Правила безопасной работы. Знакомство и обсуждение возможных травмоопасных. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований.

Практическая работа: Создание  мультимедийной презентации.

Тема 2. Аттестация учащихся: предварительная, промежуточная, итоговая(6ч.). 

Теоретические сведения: Тестирование учащихся,

Практическая работа: Создание видеофильмов, мультимедийных презентаций.

Тема 3. Постановка и построение эпизода (10 ч.)

Теоретические сведения: Выявление структура фильма, развитие сюжета, порядок разворачивания событий. Выбор масштаба изображения, стыковка кадров, длительность кадров и сцен.

Практическая работа: Съемки эпизодов.

 

Тема 4. Монтаж фильмов (8 ч.)

Теоретические сведения: Изучение методов монтажа, переходов, титров, звуковой дорожки.

Практическая работа: Отработка монтажа.

Тема 5. Основы работы с фотоаппаратом, видеокамерой. (8 ч.)

 Теоретические сведения: Изучение устройства видеокамеры, фотоаппарата, принципы работы на них. Устранение неполадок, качество съёмки.

Практическая работа: Работа с фотоаппаратом, видеокамерой. Анализ наиболее удачных моментов.

Тема 6. Основы разработки сценариев. (6 ч.)

Теоретические сведения: Основы разработки истории фильма, составление эпизодного плана. Технология создания видеопроекта.

Практическая работа: Работа над собственным сценарием: разработка сценария, написание эпизодного плана.

Тема 7. Разработка структуры фильма (проекта) (6 ч.)

Теоретические сведения: Разработка содержания и структуры собственного фильма проекта. Способы сохранения проекта.

Практическая работа: Разработка собственного сценария на выбранную тему.

Тема 8. Композиция кадра (8 ч.)

Теоретические сведения: При создании композиции научить учитывать окружение и линии, цветовое решение, отображение пространства, размещение человека на экране.

Практическая работа: Построение подходящей композиции для съемки.

Тема 9.Освещение кадра. (8 ч.)

Теоретические сведения: Изучение классического набора источников света, природное освещение, особенности окружения, осветительные приборы.

Практическая работа: Подбор освещения для съемки.

Тема 10. Съемка кадра. (6 ч.)

Теоретические сведения: Выбор режима экспозиции, переменное кадрирование, особенности съемки людей

Практическая работа: Съемка фильма.

Тема 11. Мультимедийные презентации (20 ч.)

Теоретические сведения: Общие сведения о приложении PowerPoint, оценка его достоинств и недостатков. Основные понятия о слайде и презентации. Изучение способов связывания и внедрения объектов, способов импортирования объектов. Добавление и форматирование текста, маркирование списков. Порядок создание новой презентации и возможные операции над ней. Звуковое оформление файлов. Сохранение презентации.

Практическая работа: Работа в программе Power Point, создание анимации, звукового оформления презентации. Создание собственной мультимедийной презентации.

Тема 12. Технология видеомонтажа (16 ч.)

Теоретические сведения: Определить понятия монтажный кадр, монтажный план, монтаж по крупности, ориентация в пространстве, монтаж по направлению движения, фразе движения, монтаж по композиции и свету. Что такое перебивка? Монтажный план фильма. Спецэффекты. Как сделать фильм лучше.

Практическая работа: Монтаж собственного фильма

Тема 13.Экспорт видеофайлов (4 ч.)

Теоретические сведения: Что такое экспорт? Подготовка материалов для экспорта

Практическая работа: Установка программы, создание спецэффектов.

Тема 14. Спецэффекты (4 ч.)

Теоретические сведения: Что такое спецэффекты? Какие бывают спецэффекты

Практическая работа: Создание спецэффектов.

Тема 15. Композиция видеофильма (4 ч.)

 Теоретические сведения: Что такое композиция? Значение окружения, цветового решения. Размещение человека на экране, отображение пространства.

Практическая работа: Съемка разных композиций, выбор наиболее удачных.

Тема 16. Освещение при работе над видеофильмом (6 ч.)

Теоретические сведения: Значение освещения. Классический набор источников света. Определение видов освещения, особенностей окружения.

Практическая работа: Съемка при разном освещении, анализ снимков. Выбор удачных.

Тема 17. Съемка видеофильма (8 ч.)

Теоретические сведения: Выбор режима экспозиции. Что такое переменное кадирование?

Практическая работа: Съемка людей.

Тема 18. Создание фильма (8 ч.)

Теоретические сведения: Обсуждение настроек фильма, эффектов, картинок и заставок, субтитров.

Практическая работа: Создание собственного фильма.

Тема 19. Экскурсии (8 ч.)

Теоретические сведения: Экскурсии на улицы города с целью ознакомления с окружающими предметами, транспортной техникой. Экскурсии в парк, к водоёму с целью знакомства с окружающей природой и сбором природного материала. Экскурсии в библиотеки, музей, к памятным местам города.

Практическая работа: Создание мультимедийного фильма, видеофильма по итогам экскурсии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В. Гамалей "Мой первый видеофильм от А до Я"
  2. Д.Зотов "Цифровая фотография в теории и на практике"
  3. И.Кузнецов, В.Позин "Создание фильма на компьютере. Технология Творчество"
  4. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006 – 159 с.
  5. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006 – 415 с.
  6. В. Гамалей "Moй пepвый видeoфильм oт A дo Я"
  7. И.Кyзнeцoв, B.Пoзин "Coздaниe фильмa нa кoмпьютepe. Texнoлoгия и Tвopчecтвo"
  8. С.Гринберг "Цифровая фотография. Самоучитель"
  9. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 – 256 с.
  10. Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М: ACT: Мн.: Харвест, 2005 – 304 с.


Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план занятий кружка «Стоп-кадр»

на 2014-2015 уч. год

№ п/п

Тема

Час

Программные задачи

Дата

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.

2 ч.

   Организационные вопросы. Знакомство с обучающимися. Правила поведения на занятиях кружка. Знакомство с законами Центра. Знакомство с образцами фильмов.

   Правила безопасной работы. Знакомство и обсуждение возможных травмоопасных ситуаций при работе с компьютером. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований.

Игры направленные на общение и знакомство в коллективе.

2.

Предварительная аттестация учащихся

2ч.

Оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом обучения по программе

   Тестирование обучающихся с целью выявления доучебного уровня сформированных знаний и умений.

3.

Постановка и построение эпизода

10 ч.

1)

Структура фильма

Выявление структура фильма, развитие сюжета, порядок разворачивания событий. Выбор масштаба изображения, стыковка кадров, длительность кадров и сцен.

Съемки эпизодов.

2)

Развитие сюжета

3)

Порядок разворачивания сюжета

4)

Выбор масштаба изображения

5)

Длительность кадров и сцен

4.

Монтаж фильмов

8 ч.

1)

Методы монтажа

Изучение методов монтажа, переходов, титров, звуковой дорожки.

Практическая работа над отработкой монтажа.

2)

Создание переходов

3)

Создание титров

4)

Создание звуковой дорожки

5.

Основы работы с фотоаппаратом, видеокамерой

8 ч.

1)

Устройства фотоаппарата, видеокамеры

Изучение устройства видеокамеры, фотоаппарата, принципы работы на них. Устранение неполадок, качество съёмки.

Работа с фотоаппаратом, видеокамерой. Анализ наиболее удачных моментов.

2)

Принципы работы  

3)

Устранение неполадок

4)

Качество съемки

6.

Основы разработки сценария

6 ч.

1)

Разработка истории

Основы разработки истории фильма, составление эпизодного плана. Технология создания видеопроекта.Работа над собственным сценарием: разработка сценария, написание эпизодного плана. Составление собственного индивидуального сценария

2)

Написание эпизодного плана

3)

Работа над собственным сценарием

7.

Разработка структуры фильма (проекта)

6 ч.

1)

Разработка содержания и структуры фильма

Разработка содержания и структуры собственного фильма проекта. Способы сохранения проекта.

Разработка собственного сценария на выбранную тему.

2)

Изобразительная основа фильма

3)

Сохранение фильма

8.

Композиция кадра

8 ч.

1)

Окружение и линии

При создании композиции научить учитывать окружение и линии, цветовое решение, отображение пространства, размещение человека на экране.

 Построение подходящей композиции для съемки. Работа над композицией фото-, видеокадра

2)

Цветовое решение композиции

3)

Отображение пространства

4)

Размещение человека на экране

9.

Освещение кадра

8 ч.

1)

Классический набор источников света

Изучение классического набора источников света, природное освещение, особенности окружения, осветительные приборы.

Подбор освещения для съемки. Работа над освещением фото-, видеокадром по всем правилам

2)

Природное освещение

3)

Особенности окружения

4)

Осветительные приборы

10.

Съемка кадра

6 ч.

1)

Режимы экспозиции

Выбор режима экспозиции, переменное кадрирование, особенности съемки людей

Съемка фильма. Съемка отдельных кадров

2)

Переменное кадирование

3)

Съемка людей

11.

Промежуточная аттестация

2 ч.

Оценка качества усвоения содержания образовательной программы в середине учебного года

12.

Мультимедийные презентации

20 ч.

1)

Общие сведения о приложении PowerPoint

Общие сведения о приложении PowerPoint, оценка его достоинств и недостатков. Основные понятия о слайде и презентации. Изучение способов связывания и внедрения объектов, способов импортирования объектов. Добавление и форматирование текста, маркирование списков. Порядок создание новой презентации и возможные операции над ней. Звуковое оформление файлов. Сохранение презентации.

Работа в программе Power Point, создание анимации, звукового оформления презентации. Создание собственной мультимедийной презентации. Создание мультимедийной презентации по составленному ранее сценарию

2)

Основные понятия о слайде и презентации

3)

Оценка достоинств и недостатков PowerPoint, возможности и описание интерфейса

4)

Работа в меню вставки

5)

Способы связывания и внедрения объектов

6)

Способы импортирования

7)

Добавление и форматирование текста, маркированных списков

8)

Порядок создания новой презентации и возможные операции над ней

9)

Звуковое сопровождение файлов

10)

Сохранение презентации

13.

Технология видеомонтажа

16 ч.

1)

Монтажный кадр, план

Определить понятия монтажный кадр, монтажный план, монтаж по крупности, ориентация в пространстве, монтаж по направлению движения, фразе движения, монтаж по композиции и свету. Что такое перебивка? Монтажный план фильма. Спецэффекты. Как сделать фильм лучше.

Монтаж собственного фильма

2)

Монтаж по крупности, ориентации в пространс

3)

Монтаж по направлению движения, фразе движения

4)

Монтаж по композиции, свету

5)

Перебивка

6)

Монтажный план фильма

7)

Спецэффекты

8)

Как делать видеофильм лучше

14.

Экспорт видеофайлов

4 ч.

1)

Подготовка материалов, установка программ

Что такое экспорт? Подготовка материалов для экспорта

 Отработка экспорта видеофайлов

2)

Экспорт

15.

Спецэффекты

4 ч.

1)

Установка программы, знакомство

Что такое спецэффекты? Какие бывают спецэффекты

Создание спецэффектов. Работа над созданием спецэффектами.

2)

Создание спецэффектов

16.

Композиция видеофильма

4 ч.

1)

Окружение и линии, цветовое решение.

Что такое композиция? Значение окружения, цветового решения. Размещение человека на экране, отображение пространства.

Съемка разных композиций, выбор наиболее удачных.

2)

Размещение человека на экране, отображение пространства

17.

Освещение при работе над видеофильмом

6 ч.

1)

Классический набор источников света

Значение освещения. Классический набор источников света. Определение видов освещения, особенностей окружения.

Съемка при разном освещении, анализ снимков. Выбор удачных. Выбор освещения перед съемкой видеофильма

2)

Природное освещение и осветительные приборы

3)

Особенности окружения

18.

Съемка видеофильма

6 ч.

1)

Режимы экспозиции

Выбор режима экспозиции. Что такое переменное кадирование?

Съемка людей. Съемка видеофильма

2)

Переменное кадирование

3)

Съемка людей

19.

Создание фильма

8 ч.

1)

Настройки параметров, работа с клипами

Обсуждение настроек фильма, эффектов, картинок и заставок, субтитров.

Создание собственного фильма на самостоятельно выбранную тему по заранее составленному сюжету.

2)

Переходные эффекты

3)

Картинки и заставки, титры и субтитры

4)

Архивирование

20.

Экскурсии

8 ч.

 

1)

Экскурсия в природу

   Экскурсии на улицы города с целью ознакомления с окружающими предметами, транспортной техникой. Экскурсии в парк, к водоёму с целью сбора материала. Экскурсии в библиотеки, музей, к памятным местам города. Создание мультимедийного фильма, видеофильма после экскурсии.

2)

Экскурсия на предприятие.

3)

Экскурсия в музей

4)

Экскурсия по памятным местам города

21.

Итоговая аттестация учащихся

2 ч.

   Подведение итогов работы за год. Тестирование обучающихся с целью выявления сформированных знаний, умений и навыков.