Мастер класс " Игрушка самоделка"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"
Игрушка - очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки. Традиционная игрушка - мудрое средство народной педагогики, обучающие детей трудовым навыкам, передающие от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. В самой бедной крестьянской избе у детей было достаточно незатейливых игрушек, взрослые никогда не выбрасывали их, не разрушали игровых построек, считалось, что весёлые детские игры способствуют счастью в доме.
Излюбленными материалами для игрушек в старину служило дерево, солома, глина, кость, тряпочки и даже тесто и другие недолговечные материалы. Старинные игрушки могут показаться неказистыми. Не такими броскими и яркими, как современные, но это - настоящие игрушки, воплощающие добро, мудрость, семейное тепло, подлинную заботу Взрослых о Маленьких. Принцип воздействия традиционной игрушки на сознание ребёнка давно был найден интуитивно. Игрушка воздействует на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Поэтому большое значение имеет материал, из которого она изготовлена.
«Строго говоря, самые лучшие игрушки - простейшие, потому что они больше всего развивают воображение. Не раз родители с недоумением наблюдают, как ребёнок равнодушно откладывает подаренную ему новую дорогую игрушку и часами играет с какой ни будь упаковочной коробкой, которая становиться то крепостью, то поездом, то домом. Дети часто разбирают сложные игрушки на составные части: самое интересное – попробовать, что с ним можно сделать.»
Очень хороши самодельные игрушки - сделанные родителями, и самими детьми, самостоятельно. Самостоятельно сделанная ребёнком игрушка, поделка, вышивка и т. п., какой бы она неуклюжей ни казалась, достойна всяческих похвал и должна занять подобающие место в выставке «Семейного творчества».
Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами ее изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпочные куклы, в другой - куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки и т.д. В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью.
Традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов - это очень добрая и полезная игрушка. Кукла - это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное я. Шитая кукла предназначена для того чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее.
Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки или лодки, ребенок лишается множества впечатлений. То, что кукла мягкая и простая, а глаза и рот у нее лишь намечены точками, дает возможность дорисовать ребенку все, чего ей не хватает. Для каждого возраста предназначается своя кукла. Чем младше ребенок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы.
Изготовление игрушки-самоделки, формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.
Это нечто совершенно особенное, отличное от стандартных представлений. Вальдорфские куклы
Самая добрая, самая лучшая – так часто ребятишки говорят об этих куклах. Причём такая игрушка подойдёт как девочкам, так и мальчикам 1. Выкройте круг диаметром 8 см. Это будет голова куклы. Вырежьте ткань, плотно набейте шерстью, обвяжите ниткой. Сделайте кулачки.
2. Выкраивая туловище, не забудьте оставить припуски на швы (около 0,5 см). Для колпачка используйте сходную выкройку меньшего размера.
3. Набейте туловище шерстью, но не так плотно, как голову и кулачки. Соедините все детали, прошейте незаметным швом, закрепите стыки.
4. Присоберите ткань с помощью длинной иглы, обозначьте ручки и талию. Карандашами нарисуйте глазки и ротик (по желанию). Вышейте волосы.
Л.С. Выгодский сказал : «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Опираясь на высказывания Л.С Выгодского, игрушки – самоделки представляют огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.