Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Иванова Татьяна Владимировна

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе: пояснительнавя записка, календарно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа51.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                 Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» основана на:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

4. Учебного плана  МБОУ «Чувашско-Дрожжановская сош» на 2015-2016 уч.год

5.        Авторской программы  курса  «Основа религиозных культур и светской этики»  Сахарова А.Н, Кочегарова К.А. М, 2011год

6. Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

        В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

        В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса

               Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур народов России» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

        Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

        Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

        Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;
  • Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных  традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы религиозных культур народов России», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

        Обучение детей по программе модуля «Основы  религиозных культур народов России» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

                                        Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

        Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

        Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

                Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками

.

                                                                     Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля, измерители.

Дата проведения урока

Планируемые результаты освоения материала

По плану

Факт

личностные

метапредметные

предметные

1

Введение в предмет

1

Вводный

Лекция, презентация

текущий

Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

3.09

2

Древние предания христиан

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай.

Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

10.09

3

Возникновение

христианства

1

Урок первичного изучения и

закрепления

новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные события земной жизни  Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы Христа

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

17.09

4

Христианская

церковь

1

Урок первичного изучения и

закрепления

новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления об устройстве Церкви.

Характеризовать основные различия между православием и католичеством

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов(в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

24.09

5

Христианство на Руси и в России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

1.10

6

Христианские святые. Православный храм

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Ответы у доски

текущий

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

8.10

   7-8

Христианские

праздники и

таинства

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Обобщающий

Лекция, презентация

текущий

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

15.10

22.10

9-10

Чудотворец

2

Урок повторения и закрепления знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы Христа

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциоальных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциональному уровню

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

29.10

12.11

11-12

Пророк Мухам-мади возникновение ислама

2

Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат»

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества

19.11

26.11

13-15

Во что верят мусульмане

3

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

3.12

10.12

17.12

16-17

Мусульманские

Обряды и обы-

чаи

2

Урок первичного изучения и

закрепления

новых знаний.

Обобщающий

Лекция, презентация

текущий

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление об устройстве мечети

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов(в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

24.12

14.01

18-19

Мухаммад-последний пророк

2

Урок повторения и закрепления знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат»

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Формирование основ российкой гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонаионального общества

21.01

28.01

20

Иудаизм-

Древняя религия

евреев

1

Вводный.

Урок первичного изучения и

закрепления

новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные сюжеты  ветхозаветных преданий иудаизма.

Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма.

Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии.

Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире.

Знать основную причину появления еврейского населения в России

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню

4.02

21

Во что верят иудеи

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

11.02

22-23

Обычаи и обряды иудеев

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Лекция, презентация

текущий

Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина,

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

18.02

25.02

24-25

10 заповедей

2

Урок повторения и закрепления знаний

Лекция, презентация

текущий

Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали,Ковчег Завета

Знать основные сюжеты  ветхозаветных преданий иудаизма.

Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма.

Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии.

Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире.

Знать основную причину появления еврейского населения в России

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного

от доконвенционального к конвенциональному уровню

4.03

11.03

26

Кто такой Будда

1

Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Нирвана

Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества

18.03

27

Во что верят буддисты

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Лекция, презентация

текущий

Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма..

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных Норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Понимания и сопереживания чувствам других людей. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях бу

1.04

28-29

Направления и обряды буддизма

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний Обобщающий

Лекция, презентация

текущий

Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Смысловое восприятие Понимание художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

8.04

15,04

30-31

Будда- рождение легенды

2

Урок повторения и закрепления знаний

Лекция, презентация

текущий

Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и  принадлежности;

22.04

29,04

32

Урок обобщения курса

1

Лекция, презентация

текущий

Повторение изученных тем

6,05

33-34

Защита проектов

2

Уроки повторения курса

итоговый

13,05

20,05


Содержание тем  учебного курса

Христианство. Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские праздники и таинства.

Ислам. Пророк  Мухаммад. Откровение  пророка Мухаммада. Священная книга мусульман. Пять правил жизни мусульман. Во что верят мусульмане. Мусульманские праздники.

Иудаизм. Иудаизм – древняя религия евреев. Во что верят иудеи. Обычаи и обряды иудеев.

Буддизм. Кто такой Будда. Во что верят буддисты. Направления и обряды буддизма.

Культура и мораль, этика. Государство и мораль гражданина, трудовая мораль. Образование как нравственная норма. 

        

Требования к уровню подготовки учащихся.

 Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                                                  Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

                                                                  Перечень учебно-методического обеспечения:              

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. 7-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2

Интернет-сайты:

 - www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);

 - dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);

 - school.yandex.ru (Школьный Яндекс);

 - 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.                           

 Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

 - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;

 - рисунки, слайды, диски.

Список литературы:

      Учебник Сахарова А.Н., Кочегарова К.А. «Основа религиозных культур и светской этики» М, 20011г