Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе: пояснительнавя записка, календарно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» основана на:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.(Стандарты второго поколения).
3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
4. Учебного плана МБОУ «Чувашско-Дрожжановская сош» на 2015-2016 уч.год
5. Авторской программы курса «Основа религиозных культур и светской этики» Сахарова А.Н, Кочегарова К.А. М, 2011год
6. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур народов России» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы религиозных культур народов России», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе модуля «Основы религиозных культур народов России» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками
.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, измерители. | Дата проведения урока | ||||||
Планируемые результаты освоения материала | По плану | Факт | ||||||||||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||
1 | Введение в предмет | 1 | Вводный | Лекция, презентация | текущий | Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации | 3.09 | |||
2 | Древние предания христиан | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай. | Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 10.09 | |||
3 | Возникновение христианства | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. | Объяснять смысл искупительной жертвы Христа Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 17.09 | |||
4 | Христианская церковь | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. | Характеризовать основные различия между православием и католичеством Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов(в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 24.09 | |||
5 | Христианство на Руси и в России | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | 1.10 | |||
6 | Христианские святые. Православный храм | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Ответы у доски | текущий | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 8.10 | |||
7-8 | Христианские праздники и таинства | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий | Лекция, презентация | текущий | Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. | Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 15.10 22.10 | |||
9-10 | Чудотворец | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. | Объяснять смысл искупительной жертвы Христа Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциоальных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциональному уровню | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 29.10 12.11 | |||
11-12 | Пророк Мухам-мади возникновение ислама | 2 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат» | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества | 19.11 26.11 | |||
13-15 | Во что верят мусульмане | 3 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 3.12 10.12 17.12 | |||
16-17 | Мусульманские Обряды и обы- чаи | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий | Лекция, презентация | текущий | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. | Иметь представление об устройстве мечети Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов(в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 24.12 14.01 | |||
18-19 | Мухаммад-последний пророк | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат» | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российкой гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонаионального общества | 21.01 28.01 | |||
20 | Иудаизм- Древняя религия евреев | 1 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. | Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню | 4.02 | |||
21 | Во что верят иудеи | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 11.02 | |||
22-23 | Обычаи и обряды иудеев | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Лекция, презентация | текущий | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, | Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 18.02 25.02 | |||
24-25 | 10 заповедей | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Лекция, презентация | текущий | Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали,Ковчег Завета Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. | Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню | 4.03 11.03 | |||
26 | Кто такой Будда | 1 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Нирвана Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества | 18.03 | |||
27 | Во что верят буддисты | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Лекция, презентация | текущий | Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных Норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Понимания и сопереживания чувствам других людей. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях бу | 1.04 | |||
28-29 | Направления и обряды буддизма | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний Обобщающий | Лекция, презентация | текущий | Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама Знать основные праздники и обряды буддизма. | Смысловое восприятие Понимание художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | 8.04 15,04 | |||
30-31 | Будда- рождение легенды | 2 | Урок повторения и закрепления знаний | Лекция, презентация | текущий | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и принадлежности; | 22.04 29,04 | |||
32 | Урок обобщения курса | 1 | Лекция, презентация | текущий | Повторение изученных тем | 6,05 | ||||||
33-34 | Защита проектов | 2 | Уроки повторения курса | итоговый | 13,05 20,05 |
Содержание тем учебного курса
Христианство. Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские праздники и таинства.
Ислам. Пророк Мухаммад. Откровение пророка Мухаммада. Священная книга мусульман. Пять правил жизни мусульман. Во что верят мусульмане. Мусульманские праздники.
Иудаизм. Иудаизм – древняя религия евреев. Во что верят иудеи. Обычаи и обряды иудеев.
Буддизм. Кто такой Будда. Во что верят буддисты. Направления и обряды буддизма.
Культура и мораль, этика. Государство и мораль гражданина, трудовая мораль. Образование как нравственная норма.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. 7-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2
Интернет-сайты:
- www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
- dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- school.yandex.ru (Школьный Яндекс);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.
Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
- рисунки, слайды, диски.
Список литературы:
Учебник Сахарова А.Н., Кочегарова К.А. «Основа религиозных культур и светской этики» М, 20011г