Курсовая работа.
Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_adaptatsii_detey_k_doshkolnomu_uchrezhdeniyu.doc | 533 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение ……………………………………...…………………………………. 3
- Теоретические аспекты проблемы адаптации полуторогодовалых детей к условиям ДОУ ………………………………..………………………………….. 6
- Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ………………………………………………………………. 6
- Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений …………………………………………………………………….... 9
2. Деятельность детского сада по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ …………………………………………………...……………. 15
2.1. Методы адаптации детей раннего возраста ………………………….….. 15
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в детском саду ……..... 16
Заключение ……………………………………………..……………………... 26
Список литературы ……………………………………….………………….. 28
Приложения …..……………………………………………………………….. 29
Введение
Актуальность исследования. Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению в современных условиях является весьма актуальной.
Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.
Поступление в ДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.
Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.
Н.М. Аскарина, одна из первых указала на важность адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Она делала акцент на необходимости охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду.
В настоящее время потребность в общественном воспитании детей раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Растущая потребность населения в ясельных группах ставит задачу возрождения уникальной системы общественного воспитания детей раннего возраста. Но прежде чем ребенок начнет нормально жить и развиваться в условиях дошкольного учреждения ему необходимо преодолеть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к дошкольному учреждению, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к детскому саду проходит дольше и трудней, чаще сопровождается болезнями. Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.
Проблема исследования:
- как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
- как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?
Научная разработанность исследования. Проблема адаптации стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания.
Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Л. Новоселова, Л.Н. Галигузова и др.
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ рассматриваются в педагогических работах Н.М. Аксариной, Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика, Р.В. Ямпольской, Л.Г. Голубевой, Н.Д. Ватутиной и др.
Современными исследователями особенностей воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ являются: Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е., Белкина В.Н., Белкина Л.В., Давыдова О.И., Майер А.А., Оверчук Т.И., Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г., Чиркова Т.И. и многие др.
В частности, Ватутина Н.Д. в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Костяк Т.В. изучает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы подтверждают мысль о том, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его совместной работе с семьёй ребёнка.
Объектом исследования является процесс адаптации детей к дошкольному учреждению.
Предметом исследования являются условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Цель исследования: изучить и обосновать особенности организации адаптации детей раннего возраста к детскому саду и проанализировать деятельность ДОУ по выработке соответствующих рекомендаций для воспитателей и родителей.
Задачи исследования:
- Дать характеристику социальной адаптации в раннем детстве;
- Раскрыть особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- Проанализировать деятельность детского сада по организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.
Гипотеза исследования: успешной (ранней и безболезненной) адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае, если:
- будет проведена предадаптационная работа с семьями будущих воспитанников детского сада;
- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, его эмоциональное и физическое состояние;
- будет создана адекватная предметно-игровая среда;
- будет организовано общение детей друг с другом и взрослыми;
- будет реализовано плановое взаимодействие педагогов и специалистов по вопросам адаптации.
Методы исследования: анализ специальной психолого-педагогической литературы (учебники, монографии, периодические издания) и систематизация полученных данных, а также эмпирические методы исследования: наблюдение, обобщение, опытная работа, опрос и др.
База исследования: детский сад д. Ильино.
- Теоретические аспекты проблемы адаптации полуторогодовалых детей к условиям ДОУ
- Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Другое определение: адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).
При адаптации ребенка к коллективу детского учреждения речь идет не о нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые, однако, не имеют и не должны иметь характера семейных [1].
В исследованиях К.С. Лебединской показаны уровни течения адаптации:
- первый уровень - уровень «полевой» реактивности. Ребенок реагирует не столько на контакты, сколько на интенсивность раздражителя, который он получает из внешней среды. Ребенок ищет для себя позицию комфорта, которая снимает сверхсильные раздражители, определяет дистанцию контактов. Они находят укромное место, реагируют на слабые раздражители (тихий голос, слабые тактильные раздражители);
- второй уровень более совершенен - появляется качественное различение раздражителей. На этом этапе особая чувствительность к ритмическим воздействиям. Они лежат в основе динамических стереотипов. Дети легче приспосабливаются к привычным условиям и очень уязвимы при нарушении стереотипов — проявляют страх, агрессию, негативизм. С удовольствием принимают ритмические движения, стихи, песенки, потешки, тихую музыку;
- на третьем уровне происходит преодоление психологических преград, овладение ситуацией, однако у некоторых детей остается боязнь самостоятельности. Дети требуют поощрения, положительных эмоций;
- на четвертом уровне они начинают ощущать эмоциональную радость от общения с другими детьми, уверенность в своих успехах [8].
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
- подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
- фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
По видам адаптацию подразделяют на сенсорную (приспособительные изменения органов чувств, соответствующие действующему раздражителю), социальную (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий) и психологическую [12].
Существует три типа адаптации:
- благоприятная – отсутствие невротических реакций, стабилизация психоэмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
- условно-благоприятная – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, малышу 2,6 года, а уровень развития речи на 2 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до двух с половиной месяцев);
- неблагоприятная – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до трех месяцев).
К основным критериям адаптации относятся: поведенческие реакции; уровень нервно–психического развития; заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [5].
Различают четыре степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
- Средняя адаптация характеризуется тем, что все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней; взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается; функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
- Усложненная адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка: снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резкое нарушение сна; ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения); видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии; дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
- Дезадаптация характеризуется проявлением вышеперечисленных признаков в течение полугода и более.
Адаптация закончена, если: у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит; у него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела и психомоторного развития [11].
Таким образом, адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду детского сада и болезненное привыкание к ее условиям. Отсюда – необходимость педагогического сопровождения процесса адаптации.
- Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в датский сад в первые три года жизни перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и устанавливать новые социальные связи. Е.К. Кричевская впервые указала в 2007 г. на особенности поведения ребенка при переходе из домашних условий в условия воспитания в коллективе детского сада. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми взрослыми, большим числом сверстников и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания с детсадовскими [7].
Уделяя внимание детям раннего возраста, необходимо четко дифференцировать специфические особенности возраста.
Первое — это морфологическая и функциональная незавершенность всех систем организма и чрезвычайно быстрый темп их последующего созревания и развития. Это определяет высокую ранимость детского организма в первые три года жизни, но, с другой стороны, обеспечивает хорошие резервы компенсации. Быстрый темп развития организма ребенка требует очень внимательного отношения к возникающим отклонениям и к определению причин этих отклонений, так как способность к компенсации может проявиться только при своевременном вмешательстве, которое позволит предотвратить вредные для организма ребенка последствия.
Вторая особенность заключается во взаимозависимости физического и нервно-психического развития и состояния здоровья. Это вытекает из того, что состояние здоровья и ход развития ребенка раннего возраста зависят от уровня созревания системы высшей нервной деятельности. Для того чтобы осуществлять регуляцию, мозг и, в частности, его корковые отделы должны обладать достаточной степенью функциональной активности, которая в раннем детстве достигается через приток сенсорной и моторной информации и развитие функции мышления. Все системы подвержены взаимным влияниям, так, например, высокий уровень развития двигательной функциональной системы повышает активность обмена веществ, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.
Третья особенность — роль взрослого в жизни ребенка первых лет жизни. Ребенок не имеет врожденных форм поведения и, развиваясь в социальной среде, осмысливает и трансформирует в своей деятельности, через взрослого, три основных ее компонента, так называемое очеловеченное пространство (вещи, предметы и способы их употребления), очеловеченное время (режим, временной распорядок суток) и человеческие формы общения. Следовательно, с самого рождения ребенка активность регулируется внутри системы взаимосвязи взрослый — ребенок, с доминирующей ролью взрослого в первые три года жизни [2].
В первые три года жизни можно четко отграничить три этапа, в которые дети по разному реагируют на изменения внешней среды (первый этап – первое полугодие жизни, второй этап - примерно от 7 до 18 мес. жизни, третий этап – после 18 мес. жизни). Так, в настоящее время детей принимают в детские сады не раньше 1,5 лет, то в рамках данного исследования подробно рассмотрим третий этап адаптации.
На третьем этапе, т.е. после 18 мес. жизни, ситуация более благоприятна, в первую очередь в связи с растущей способностью ребенка к речевому общению. Ребенок понимает простые явления и сведения, которые ему сообщают, уже независимо от конкретной ситуации и может поэтому, хотя и в незначительной степени, но все же ориентировать свое поведение на будущие требования и обобщать аналогичные ситуации. Он понимает уже смысл большинства конкретных слов, в особенности существительных и глаголов, даже если они произносятся незнакомыми людьми. Поэтому детей после 1,5 лет можно уже все в большей степени путем речевого общения ориентировать на предстоящее изменение условий. Развитие взаимосвязей между первой и второй сигнальной системой повышает и подвижность нервных процессов, облегчая этим и переделку динамических стереотипов. Это дает возможность влиять на проявления адаптации и регулировать их в первую очередь через социальные связи и взаимодействие ребенка со взрослыми. Соответствующее поведение родителей и воспитателей может значительно облегчить адаптацию ребенка [2].
Как определено научными исследованиями самый оптимальный возраст для адаптации в ДОУ – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев [2].
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие ход адаптации, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка. Как отмечал, замечательный педагог К.Д. Ушинский: для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях [13].
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.
- Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
- Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
- В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы [2].
Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей. Также, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении.
Таким образом, особенности раннего возраста определяют весь комплекс педагогических воздействий, на них основана и вся педагогика раннего возраста. Очевидно, говоря об особенностях социальной адаптации у детей раннего возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации — поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых 3-х лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру [2].
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Таким образом, можно сделать вывод, что резкий подъем напряжения и беспокойства, нарушение эмоционального состояния большинства детей — показатели высокой значимости для них момента поступления в ДОУ. Эта ситуация требует особого внимания взрослых — родителей и педагогов-воспитателей. В детском саду в период адаптации детей должны быть созданы следующие педагогические условия: (1) в период поступления детей в детский сад с семьями будущих воспитанников должна быть проведена предадаптационная работа; (2) в период адаптации должны быть учтены психические и физические особенности ребенка, его эмоциональное настроение и состояние здоровья; (3) для комфортного пребывания ребенка в детском саду должны быть созданы благоприятные условия. Безусловно, в проведении процесса адаптации главная роль принадлежит воспитателю.
2. Деятельность детского сада по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ
2.1. Методы адаптации детей раннего возраста
Данное исследование проводилось на базе детского сада д. Ильино. В исследовании участвовали 20 детей воспитанников младшей - ясельной группы, из них восемь мальчиков, двенадцать девочек, в возрасте от 2-х до 3-х лет. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось в сентябре месяце. В исследовании участвовали дети контрольной (10 человек, которые не испытывали специального педагогического воздействия) и экспериментальной (10 человек, которые испытывали специальное педагогическое воздействие) групп.
Методы исследования: (1) метод наблюдения; (2) метод опроса родителей; (3) психолого-педагогические тесты определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.); (4) исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения методом экспертных оценок.
Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду: в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования); в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре; в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).
Наблюдение производилось воспитателем группы и психологом. В результате наблюдения мы определили, что в целом адаптация детей обеих групп проходила успешно (Приложение 1).
Также был проведен опрос родителей, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками. Текст и результаты опроса родителей детей раннего возраста представлены в Приложении 2.
Определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение было осуществлено по методике Печоры К.Л. (Приложение. 3).
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации: 3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад; 2,5 – 2 балла – готов условно; 2 – 1,6 балла – не готов.
В начале адаптационного периода уровень готовности поступления детей обеих групп в дошкольное учреждение оценивался как 2,25, что соответствует условной готовности к детскому саду.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит. Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой (Приложение 4).
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
Выше названные методы явились основой для определения эффективности работы в адаптационный период.
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в детском саду
В процессе наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада нами (сотрудниками детского сада д. Ильино) было выявлено, что необходима разработка единых этапов при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение, поэтому состав творческой группы, в которую вошли старшая медсестра, воспитатели детского сада и психолог, на заседании Совета педагогов пришли к выводу о разработке таких механизмов и анализе опыта работы по данной проблеме (Приложение 5).
Направления адаптационной работы: с родителями; педагогами; воспитанниками.
Для этого были разработаны соответствующие пакеты документов:
- Для родителей:
- папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям)» с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);
- информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;
- альбом с фотографиями из жизни детского сада «Мы ждем тебя». (В начале альбома родителей и детей «встречает» сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью.);
- Для педагогов:
- анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами;
- план работы по адаптации детей в ДОУ.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, используется поэтапность в работе всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).
Работа с родителями проходит в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:
- первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
- второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
- третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Построенная таким образом работа позволяет: сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением; показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Во-первых, в коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, на которых расположены документы из уже упоминавшегося пакета для родителей.
Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой: сбор информации о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету.
С этой же целью родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?».
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. Например, пока один педагог-психолог беседует с мамой, второй играет с ребенком яркими, красочными игрушками. Если малыш пожелает, его можно отвести в сенсорную комнату. Кроме того, педагог-психолог наблюдает, как ребенок вступает в контакт, а также проводит, по согласованию с родителями, диагностику его нервно-психического развития.
Как показывает опыт, подобное изучение ребенка до его поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
После консультации педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.
Наконец, заведующий проводит групповое собрание, на котором мы еще раз объясняем родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуем: проконсультироваться у психолога; заранее, до поступления в ДОУ, прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания; договориться о времени, когда можно будет посетить группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека; посетить занятия; прийти на детский праздник; посетить «День открытых дверей»; совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что «его бросили», когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.
Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществляется совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом.
В первую очередь составляются планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в доадаптационный и адаптационный периоды.
Кроме того, между педагогами проводится диспут по вопросам адаптации. Его цели: выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни; пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.
Воспитатели очень активны при подготовке и обсуждении вопросов диспута. При моделировании разных ситуаций, игровых моментов и т.д., педагоги активно используют имеющиеся знания и практические умения.
Обычно сотрудники группы детей раннего возраста испытывают трудности в организации своей деятельности. Организация работы здесь кардинально отличается от работы в группах дошкольного возраста. Для того, чтобы наладить необходимый ритм работы и взаимодействие сотрудников, а также обеспечить плавность перехода от одного режимного момента к другому был разработан график взаимодействия.
Еще одной немаловажной составляющей работы с воспитателями является осмотр групп, их оформления. Он проводится старшим воспитателем, педагогом-психологом и воспитателями групп.
В первую очередь уделяется внимание раздевалке. В раздевалке детей встречает красочный поезд из любимой сказки. Машинист – веселый Колобок – приветствует новичка, предлагая выбрать шкафчик с ярким рисунком.
Там для детей готовятся: «полочка для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома; веселые, детские панно; мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.
В групповом помещении также переоборудуются все зоны.
Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Цветовое решение интерьера влияет на настроение ребенка, поэтому в оформлении мы использовали больше оттенков желтого спектра (способствует общению, увеличивает скорость зрительного восприятия) с акцентами синего, зеленого, красного цвета. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у детей и взрослых.
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Вот лиса и кошка предлагают малышу рассмотреть книжку с веселыми картинками и поиграть с умной игрушкой. Уютно оборудован уголок чаепития. Объемные фигуры на картине изготовлены из картона, тонкого поролона и тканей разных фактур. Ручки, ножки, носик самовара – чеканка из тонкой фольги. Сам самовар, заварной чайник, вазочки и чашки с блюдцами выполнены из папье-маше. Большая ягода сшита из маленьких бархатных шариков, листья и стебелек выполнены из зеленого драпа. Фрукты в вазочке – пластмассовые. Прекрасный уголок для пополнения сенсорного опыта малышей!
Передвижной домик – любимое место игр детей. С помощью чудо-теремка можно организовать вместе с малышами увлекательные игры-драматизации.
Многообразие предметов на полках, разнообразие фактур, тканей, цветов способствуют творческому, умственному и физическому развитию детей раннего возраста в период адаптации.
Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.
- Главное же направление адаптации детей к ДОУ – работа с ними.
Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8й, 16й, 32й и при необходимости 64й (по методике К. Печоры)) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.
В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы. Например, просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.
Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот. Такое переключение на древнюю пищевую реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Чтобы предотвратить возникновение вредной привычки, но при этом помочь ему снять эмоциональное напряжение, мы ставим на видном месте воду и блюдо с сухариками, сушками и печеньем. Однако если привычка сосать палец (соску) у ребенка устойчива, мы ни в коем случае не отучаем от нее в адаптационный период.
Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
В нашей группе предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания. На этапе адаптации мы используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении: хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн; затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.; подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо.
Особенно хотелось бы отметить игры с песком (поверхность песка ровная; песок влажный.): отпечатки наших рук; отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик); скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром; «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно); «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх-вниз» - движения вся кисть); оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.
Также используются наиболее популярные и эффективные игры. Например, игра «Мой любимый садик» позволяет показать все лучшее, что есть в детском саду. В группе помещается небольшой стенд, посвященный ДОУ. В центре стенда располагается фотография учреждения. Рядом приклеиваются лепестки, на которых делаются записи. В течение указанного времени на этом стенде должны появляться «надписи», сделанные ребенком, о том, что хорошего, интересного произошло в детском саду за прошедший день (вместо надписей можно использовать рисунки).
Часто проводится игра «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители. Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!»...
Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должен не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.
Следует отметить, что игровая и природная среда в группе насыщается нами постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом.
В адаптационный период огромную роль для детей играют картинки, которые расположены в спальной комнате, туалетной комнате, раздевалке: «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
Они позволяют детям быстрее усвоить, приобрести определенные умения, последовательность тех или иных культурно-гигиенических навыков в самостоятельной деятельности ребенка.
Наблюдения за деятельностью ребенка в режимные моменты, в самостоятельной деятельности на занятиях, составление индивидуальных адаптационных карт помогает нам сделать вывод о результатах адаптации каждого ребенка.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум расширенного состава – заведующий, старшие воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, врач, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
В результате работы по реализации педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, мы выработали рекомендации для воспитателей и родителей (Приложение 6). Для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ необходимо выполнение ряда педагогических условий:
- Проведение предадаптационная работы с семьями будущих воспитанников детского сада;
- Учет психических и физических особенностей ребёнка, с позиции эмоционального настроения и состояния его здоровья;
- Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Заключение
В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению особенностей организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и непосредственно особенности организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей экспериментальной группы, они готовы к поступлению в детский сад. У детей контрольной группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется их потребностью быть все время с матерью. Уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей экспериментальной группы.
Анализ опроса родителей детей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками. Для контрольной группы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для детей контрольной группы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей. В экспериментальной группе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник. Для контрольной группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для экспериментальной группы – субъектный аспект.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми контрольной группы.
В рамках данного исследования был предложен опыт организации условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Вышеперечисленные особенности организации адаптации позволили повысить уровень психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, установить психологический контакт с семьей, объединить процесс адаптации малыша в условиях ДОУ.
На наш взгляд, мы достигли главного:
- ранней безболезненной адаптации малыша раннего возраста к условиям общественного воспитания;
- более тесного сотрудничества детского сада и семьи.
Четкая профессиональная и продуманная работа педагогов, психолога, участие родителей — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста.
Список литературы
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2009. – №5. – С.49 – 53; №6 – С.46 –51.
- Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. – 398с.
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2012. – 276с.
- Гуров В. Н. Социальная работа ДОУ с семьей. - М., 2009. – 292с.
- Данилова С.Е. Адаптация // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 2009. – С. 62.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников ДОУ. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 118с.
- Кричевская Е.К. Детские капризы и их предупреждение. - М.: Охрана материнства и младенчества. НКЗ, 2007. – 188с.
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.: Просвещение, 2009. – 236с.
- Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М.: Педагогика, 2010. – 254с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2010. – 372с.
- Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 8. – С. 12-17.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. - М., 2010. – 412с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти тт., Т. 5 / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 2010. – 794с.
Приложения
Приложение 1. Динамика изменения уровня адаптации (экспериментальные и контрольная группы), %
№ | Показатели | Эксп. группа | Контр. группа |
% | % | ||
1. | Заболеваемость за исследуемый период | 10 | 30 |
2. | Гармоничность физич. развития | 70 | 50 |
3. | Развитие основных функц. систем | 80 | 60 |
4. | Сформированность физической подготовленности | 80 | 60 |
5. | Развитие мелкой моторики рук | 70 | 30 |
6. | Овладение культурно-гигиеническими навыками | 60 | 20 |
Сформированность физической готовности | 90 | 70 |
Приложение 3. Результаты опроса родителей детей раннего возраста
Результаты опроса родителей детей раннего возраста в начале адаптационного периода
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||||
Да | Нет | Затруднились ответить | Да | Нет | Затруднились ответить | |
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? | 8 | 2 | 8 | 2 | ||
2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). | 10 | 10 | ||||
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника? | 4 | 4 | 2 | 5 | 3 | 2 |
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми? | 7 | 3 | 7 | 1 | 2 | |
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? | 5 | 2 | 3 | 6 | 2 | 2 |
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей). | 10 | 9 | 1 | |||
Итого | 44 | 8 | 8 | 45 | 8 | 7 |
Результаты опроса родителей детей раннего возраста через две недели адаптационного периода
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||||
Да | Нет | Затруднились ответить | Да | Нет | Затруднились ответить | |
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? | 8 | 2 | 7 | 3 | ||
2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). | 10 | 10 | ||||
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника? | 4 | 4 | 2 | 8 | 2 | |
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми? | 7 | 3 | 10 | |||
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? | 5 | 2 | 3 | 8 | 2 | |
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей). | 10 | 4 | 4 | 2 | ||
Итого | 44 | 8 | 8 | 47 | 7 | 6 |
Приложение 3. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (К.Л.Печора)
Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | 3 2 1 |
Как засыпает Ваш ребенок? | Быстро, до 10 минут Медленно | 3 1 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? | Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. | 3 1 |
Какова длительность сна? | Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен | 3 2 1 |
Какой аппетит у Вашего ребенка? | Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | 3 2 1 |
Просится ли на горшок? | Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый | 3 2 1 |
Как относится к высаживанию на горшок? | Положительно Отрицательно | 3 1 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? | Нет Есть (какие именно?) | 3 1 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? | Проявляет Только в привычной обстановке | 3 2 |
Проявляет ли интерес, активность при обучении? | Проявляет Недостаточно Не проявляет | 3 2 1 |
Инициативен ли в игре? | Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть | 3 2 1 |
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми | 3 2 1 |
Инициативен ли в отношении с детьми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми | 3 2 1 |
Был ли опыт разлуки с близкими? | Нет Да | 1 2 |
Как перенес разлуку? | Очень тяжело Спокойно | 1 3 |
Приложение 4. Шкала оценки психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
- Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда задумчив, замкнут.
–1. Легкая плаксивость.
–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
- Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
- Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
–3. Отсутствие сна, плач.
- Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Приложение 5. Схема организации педагогической работы с детьми раннего возраста в период адаптации в детском саду д. Ильино
Приложение 6. Рекомендации родителям по адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
- Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.
- Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.
- Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: „Я хочу пить“, и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать». Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.
- Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробочку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
- Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
- Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
- Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
- Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
- Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.