У школьного порога
Предварительный просмотр:
У школьного порога, или как готовиться к школе, если Ваш ребенок левша.
Статья погдготовлена педагогом-психологом Макаровой Ю.А.
Данная статья написана для родителей и посвящена «проблеме» детей-левшей, которые в ближайшее время готовятся открыть для себя двери школы, переступить ещё одну, может самую важную, ступень своего развития.
«Скажи мне, - подавая девочке апельсин, спрашивает взрослый,- в какой руке ты его держишь?
- В правой, - отвечает ребенок.
- А теперь, - сказал взрослый, - подойди к зеркалу и скажи мне, в какой руке держит апельсин ребенок в зеркале.
Она с удивлением отвечает:
- В левой.
- Совершенно верно, - подтвердил взрослый. – Как ты это объяснишь?
Девочка не могла этого объяснить, но видя, что от нее ждут объяснений, решилась:
- Если бы я стояла по ту сторону зеркала, я бы, должно быть, держала апельсин в правой руке?»
Так более ста лет назад необычность данной ситуации подтолкнула Льюиса Кэрролла на мысль о «Зазеркалье» и к созданию для своего ребенка удивительной и необычной сказке, главные герои которой – сам ребенок и его ближайшее окружение: игрушки и любимый кот. Хорошо известно, что сам Л. Кэрролл был левшей, а вот о героине сказки история умалчивает. Учитывая же то обстоятельство, что по мнению науки «леворукость» передается и по наследству, можно сделать предположение о том, что Алиса была ребенком – левшей. Таким образом, скорее всего Л. Кэрролл написал сказку для того, чтобы помочь своему ребенку адаптироваться к окружающему миру.
- Так зачем же нужна ребенку – левше эта адаптация? – спросите Вы.
А задумывались ли Вы над тем, для кого и как приспособлен окружающий нас мир? Осмотритесь повнимательнее к повседневным вещам, которые Вас окружают. Ну что, Вы обнаружили? Неправда ли, что большинство вещей, сделаны как бы под правую руку, или другими словами – для правшей. Да и сложившееся культурные традиции организуют всю производственно – бытовую сферу в расчете на доминирование правой руки. Весь наш быт приспособлен для праворуких: ручки приборов в автомобилях и самолетах, телефоны – автоматы и наручные часы, да и обычные ножницы, и те невозможно использовать левой рукой. Многие инструменты для ручного труда созданы только для доминирующей правой руки. Учитывая подобные сложности для левшей, некоторые западные компании наладили для них выпуск различных товаров. В некоторых странах уже давным-давно существуют даже общества защиты леворуких людей.
Так что же делать, если Вы заметили, что Ваш ребенок больше пользуется левой рукой? Можем Вас успокоить, что само по себе для здоровья ребенка данный факт не имеет никакого серьезного значения. Лучше всего не предпринимайте никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать своему ребенку, что Вы считаете его леворукость даже преимуществом. И если Вы, учитывая эти особенности, найдете правильные методы воспитания, то можно с уверенностью предположить, что все Ваши проблемы будут в дальнейшем решены. Но для этого прежде всего необходимо запастись терпением…
Но вернемся в начало статьи. Если Вы обратили внимание на эпиграф и рассуждениях о причинах написания Л. Кэрроллом сказки о «Зазеркалье», то это было сделано не случайно.
И так начнем.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО
По данным исследований, частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Это обычно принято объяснять характерной для левшей доминантностью правового полушария головного мозга. Однако следует заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, которое является обычным этапом овладения письмом.
Дети часто начинают писать левой рукой зеркально:
На приведенном выше примере ребенок при написание пользовался левой рукой. Надпись выполнена справа налево с зеркальным изображением букв.
Ниже приведен пример письма ребенка, который также пользуется левой рукой. Однако направление письма обычное - слева направо. Встречаются отдельные элементы зеркального написания цифр.
Элементы зеркального письма отмечаются у детей с неустойчивым правшеством: после овладения обычным письмом зеркальное письмо у них может проявиться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти лет
ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ
Зеркальное рисование наблюдается у детей достаточно часто. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечает ее. Подобное рисование характерно для большинства детей в раннем детстве и, как и при зеркальном письме, является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов ориентирования в пространстве. Одной из отличительных особенностей этих детей оказывается рисование с противоположным направлением заполнением листа.
На приведенном выше примере переученному ребенку левше было предложено срисовать и закрасить узор. Хорошо видно, что ребенок начал рисование и закрашивание узора справа налево.
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ
Рассматривая проблему феномена зеркальных движений, нельзя не затронуть вопрос о нарушениях чтения у левшей. В научной литературе для обозначения этого явления используется термин «дислексия». Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Это нарушение не является результатом умственной oтсталости или физической травмы. Дети, страдающие дислексией, имеют нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно - пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут, например, отличить ЛУГ от ГУЛ. Другие не способны уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Они могут узнать и правильно прочесть слово СОКОЛ, но придут в замешательство при слове КОЛОС. Такие дети теряются, если их просят произнести незнакомое слово.
Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти затруднения с нестабильной глазодоминантностью. У большинства людей один глаз является доминирующим. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Нестабильная глазодоминантность сама по себе может быть следствием нестабильного церебрального контроля, то есть такого, состояния, когда ни одно из полушарий головного мозга не осуществляет доминирующего контроля за движением глаз.
Некоторые изменения происходят в возрасте около десяти лет, когда меняется соотношение преобладания правового и левого полушарий.
Часто встречаются левши, не имеющие нарушений чтения. Это значит, что левшество само по себе не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное. Во многих случаях, особенно при переучивании левши на правшу и при смешанной доминанте, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространственных представлений, различия правого и левого. Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушения чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются механизмы, компенсирующие подобную дискоординацию, у левшей дислексиков, эти системы компенсации формируются медленнее и позже.
Нарушение темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто являются следствием переученного левшества и не имеют прямого отношения к нарушениям чтения.
ЕЩЕ РАЗ О ПЕРЕУЧИВАНИИ
Говоря о различного рода нарушениях, связанных с леворукостью, нельзя не коснуться вопроса о насильственном переучивании левшей.
До недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. И особенно старательно пытались это делать воспитатели детского сада и учителя в школе. Не препятствовали этому и врачи. Между тем, как мы уже знаем, леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга и потому принудительное изменение ведет к нежелательным последствиям. Переучивать леворукого ребенка - значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом.
В процессе насильственного переучивания отмечаются серьезные перемены в состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша.
Все эти данные подтверждаются многочисленными примерами из практики.
Мама шестилетнего М. по просьбе сына начала учить его писать правой рукой. Ему хотелось писать «как все». Но при выполнении заданий правая рука быстро уставала, начинала дрожать. Ребенок стал раздражительным, плохо спал, часто капризничал. У мальчика исчезло желание учиться, письмо в тетради сопровождалось слезами. Переучивание пришлось отложить.
Учительница по просьбе родителей стала учить первоклассника П. писать правой рукой (до школы ребенок все делал левой рукой). Учительница заметила, что ребенок стал отставать в выполнении письменных работ, проявлял желание писать левой рукой, часто раздражался и плакал, пугался, когда его называли по имени. Видя вредное влияние переучивания, учительница прекратила его.
При переучивании леворукого ребенка бывают случаи, когда уже в процессе обучения письму приходится менять рабочую руку, а значит, учиться писать практически заново.
Дима, ученик второго класса, поступил в школу в шесть с половиной лет. Мальчик был очень беспокойный, раздражительный, плаксивый, плохо спал ночью, работоспособность у него была низкая, на уроке постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться. Писал, рисовал, работал ножницами левой рукой. В течение длительного времени родители переучивали его работать правой рукой. С первых месяцев обучения в первом классе проявились большие трудности при овладении навыками письма. В конце первого класса он не усвоил правописание многих букв, отмечалось искажение почерка, очень медленный темп письма. По другим предметам успеваемость была удовлетворительной. Во втором классе трудности в письме приняли более выраженный характер: появились замены букв, пропуски, искажения смысла слов, фраз.
Рудольф, ученик третьего класса, поступил в школу в семь лет. С первого класса начал писать правой рукой. Появились трудности в письме: не видел строки, буквы выписывал с большим трудом, сильно исказился почерк. Во втором классе родители проконсультировались у специалиста. В результате обследования выявлена леворукость, и родители начали переучивать ребенка писать левой рукой. Снова возникли серьезные трудности в письме, и к третьему классу переучивание прекратили. В настоящее время ребенок продолжает писать правой рукой.
В практике есть примеры, когда переучивание приводило ребенка к писчему спазму, то есть налицо было выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы (невроз). Такое состояние уже не поддается медико-педагогической коррекции и требует серьезного и длительного лечения.
Леворукие дети, переученные родителями или в детском саду (школе) на письмо правой рукой, став взрослыми, ощущают более тонкую координацию левой руки, что и используют в быту. Они часто пишут правой, а рисуют или подчеркивают левой рукой.
Клинический опыт свидетельствует о том, что переученный левша, насильно приспособивший себя к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все отличающие его от правши особенности в сенсорной сфере и целостной нервно-психической деятельности.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ
Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста иной раз бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдений за их игровыми действиями. Согласно последним научным данным, предпочтение в пользовании той или иной рукой появляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте пяти-шести месяцев и приблизительно до семи - восьмимесячного возраста отмечается разная частота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.
В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственно письмо - новая и трудная для ребенка деятельность - делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путается в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Даже ученики первого класса, стоя лицом к учителю и видя, как он поднимает правую руку, скорее всего поднимут левую. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка просят повернуться спиной к остальным детям и выполнить необходимые действия. К семи годам уже 75 % детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К восьми годам с этой задачей справляются 95 % детей. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
1. Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
2. Поднять то правую руку, то левую, показать предмет левой (правой) рукой, взять предмет правой (левой) рукой.
После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. Можно предложить и более сложные задания: показать правой рукой левое ухо, правый глаз; показать левой рукой правое ухо, левую ногу и так далее.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу справа (слева) от себя».
Если ребенку трудно выполнить это задание, тогда следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
2. Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
Сначала необходимо уточнить расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее воспитатель задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».
В дальнейшем ребенок должен выполнять следующие задания по инструкции взрослого: положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
Затем берутся три предмета. Ребенку предлагается следующее задание: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и так далее.
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Детям дошкольного возраста очень нравятся книжки-раскраски. А ведь это самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму. Раскрашивая полюбившиеся картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. Единственное, что хотелось бы посоветовать, пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами, так как последние слишком мягки в рисовании и не требуют приложения даже незначительных усилий.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки (сюжетные картинки, различные орнаменты) на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать и о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Учителя начальной школы с успехом применяют и такой интересный способ развития пальцев руки, как отщипывание. Для этой работы необходим всего лишь лист бумаги, от которого дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Наряду с перечисленными методами можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия совершаются детьми в процессе игры с куклой).
Все эти занятия просты, не требуют специальной подготовки и организации, но являются чрезвычайно эффективными в подготовке руки ребенка к письму.
И в заключение разговора о подготовке детей к школе хотелось бы предостеречь родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление, не оставляют места для живой и спонтанной детской игры. Детская непосредственность, интерес к живой природе подменяется абстрактным, отвлеченным.
Литература
- Макарьев И. Если Ваш ребенок- левша. Спб.: Лань, 1995.
- Корнев А.И. Нарушения чтения письма у детей (Диагностика, коррекция, предупреждение).Спб.: МиМ,1997.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. Просвещение, 1985