Программа развития коммуникативных навыков.
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждено:
На Педагогическом совете Заведующим МБДОУ
МБДОУ Детский сад «Аленка» Детский сад «Аленка»
Протокол №_________ Тараскиной Ю.А.
«_____» ______________20_____г. «____»________________20____г.
Парциальная программа
«Азбука общения»
МУНТЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНКА» П. ТЮЛЬГАН
Автор: Макарова Юлия Анатольевна
Педагог-психолог МБДОУ Детский сад «Аленка»
п.Тюльган 2014 г.
Содержание
1. Целевой раздел…………………………………………………………………3
- 1.Актуальность………………………………………………………….3
- Цель и задачи программы…………………………………………...3
- Формы обучения …………………………………………………….4
- Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………...5
- Возраст детей, участвующих в реализации программы………….5
- Ожидаемые результаты и способы их проверки………………….5
- Содержательный раздел программы………………………………………..7
- Тематическое планирование программы………………………….7
- Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников..9
- Перспективный план взаимодействия с социумом………………10
- Организационный раздел программы……………………………………...10
- Кадровое обеспечение программы………………………………..10
- Материально-техническое обеспечение программы…………….10
- Научно-методическое обеспечение программы………………….11
- Время и сроки реализации программы…………………………...11
- Организация развивающей предметно-развивающей среды……11
- Список используемой литературы…………………………………………11
- Приложения …………………………………………………………………12
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
«Научись любить и понимать людей,
и рядом с тобой всегда будут друзья».
Программа «Азбука общения» предназначена для развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Программа служит установлению взаимоотношения между детьми и воспитателями. Девиз программы: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».
В дошкольном возрасте ребенок только нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Мы должны обеспечить ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении.
Программа реализуется в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие».
Программа построена по учебному плану. Основы разделов курса практических занятий по формированию навыков общения у детей 3-7 лет являются базисными. Содержание этих разделов соответствует особенностям психического развития детей дошкольного возраста.
- Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, средствами специально разработанных игр и упражнений.
Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Задачи курса:
- Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
- Обучение детей речевым средствам общения;
- Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
1.3.Формы обучения.
Основные формы обучения детей:
- Развивающие игры (игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
- Упражнения (подражательно – исполнительского и творческого характера);
- Этюды;
- Импровизации;
- Наблюдения, прогулки, экскурсии;
- Рассматривание рисунков и фотографий;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Свободное и тематическое рисование;
- Лепка;
- Чтение художественных произведений;
- Рассказ педагога и рассказы детей;
- Сочинение историй;
- Беседы;
- Мини – конкурсы, игры соревнования.
1.4.Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
Программа «Азбука общения»
- Соответствует принципу развивающего обучения
- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
- Основывается на комплексно-тематическом принципе
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
1.5.Возраст детей, участвующий в реализации программы.
Программа «Азбука общения»- это новый разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоотношения детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
В этом возрасте детей можно убедить в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
1.6.Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа поможет детям овладеть средствами коммуникации и убедить их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.
- Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре
- Может выделять слоги в словах, складываются предпосылки грамотности
- Обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет
- Контролирует свои движения и управляет ими
- Может подчиняться правилам и следовать социальны нормам поведения: следует инструкции, умеет слушать и слышать
- Обладает развитой памятью, воображением
- Обладает начальными знаниями о природном мире
- У ребенка развита мелкая моторика, может контролировать движение пальцев рук
- Активно использует речь, для выражения своих мыслей, чувств, желаний
- Сформирована адекватная самооценка
- Проявляет инициативу и самостоятельность в общении
- Способен сопереживать неудачам и порадоваться успехам других
- Владеет способами невербального общения
Диагностические средства оценки программы.
- Тест «Рисунок человека»
- Тест исследования самооценки «Лесенка»
- Цветовой тест отношений
- Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный вариант).
- Рисуночный тест «Мой воспитатель»
- Методика «Закончи историю»
- Диагностическая методика «Сюжетные картинки»
- Методика диагностики форм общения (по М.И.Лисиной).
- Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой).
- Методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»).
- Методика по изучению личностного поведения ребенка.
- Методика «Рукавички» (по Г.А.Цукерману)
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Тематическое планирование образовательных отношений.
Учебный план
Учебный материал практического курса «Азбука общения» для детей от 3 до 6 лет рассчитан приблизительно на 40-50 занятий в год (1-2 раза в неделю по 15-30 минут). Занятия проводятся в дошкольном учреждении. В реализации программы курса практических занятий могут принять участие и родители. Занятия с детьми проводятся по учебному плану.
Планирование занятий по учебной программе «Азбука общения»
Раздел | Темы | Кол-во занятий | ||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | ||
1. Мир познания (единство с природой) | 1.1. Времена года (общение с природой) | 1 | 1 | 2 |
1.2. У природы нет плохой погоды (общение с внешним миром) | 1 | 1 | 1 | |
1.3. Мой ласковый и нежный зверь (общение с животными) | 1 | 1 | 1 | |
1.4. Мои зеленые друзья (общение с растениями) | 1 | 1 | 1 | |
2. Языки общения (навыки общения с внешним миром) | 2.1. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки) | 1 | 1 | 1 |
2.2. Как я помню то, что помню (что мы помним друг о друге) | 1 | 1 | 1 | |
2.3. Язык жестов и движений | 1 | 1 | 1 | |
2.4. Язык чувств (наши эмоции) | 1 | 1 | 1 | |
3. Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я») | 3.1. Кто такой «Я» (мой автопортрет) | 2 | 1 | 1 |
3.2. Я сам (ощущение собственной значимости) | 1 | 2 | 1 | |
3.3. Я хочу (мои чувства и желания) | 1 | 1 | 1 | |
4. Этот странный взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми) | 4.1. Никого роднее мамы в целом мире нет (общение с самым близким человеком) | 1 | 1 | 1 |
4.2. Дружная семья(взаимоотношения с родными) | 2 | 2 | 2 | |
4.3. Мамы разные нужны, мамы всякие важны (уважение к старшим) | 1 | 1 | 1 | |
4.4. Я должен спросить у мамы (формирование послушания) | 1 | 1 | 1 | |
4.5. Как мы ходили в магазин (поведение и общение в общественных местах) | 1 | 2 | 2 | |
4.6. На улице (поведение и общение в транспорте) | 1 | 2 | 2 | |
5. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками) | 5.1. Я и другой: мы разные (умение общаться) | 1 | 1 | 1 |
5.2. Дружба (давай никогда не ссориться) | 1 | 1 | 2 | |
5.3. День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | 1 | 2 | 2 | |
5.4. Мы улыбаемся (от улыбки станет всем светлей…) | 1 | 1 | 1 | |
6. Фантазия характера (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер) | 6.1. Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохи поступки) | 2 | 2 | 2 |
6.2. Давай никогда не ссориться (мое поведение в трудных ситуациях) | 1 | 1 | 1 | |
6.3. Дурные привычки (отношение к вредным привычкам) | 1 | 1 | 1 | |
7. Умение владеть собой(желаемое и возможное) | 7.1. Умей расслабляться | 1 | 2 | 2 |
7.2. Будь внимателен (развитие внимания) | 1 | 1 | 1 | |
7.3. Как поступить? (умей контролировать свои поступки) | 1 | 1 | 1 | |
7.4. Не хочу быть плохим(формирование понятий «нельзя» и «надо») | 1 | 1 | 2 | |
8. Культура общения (этикет) | 8.1. Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность) | 1 | 1 | 2 |
8.2. Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 1 | 1 | 2 | |
8.3. Телефон (правила общения по телефону) | 1 | 1 | 1 | |
8.4. Напишите мне письмо (знакомство с письменным общением) | 1 | 1 | 1 | |
8.5. За столом (правила хорошего тона) | 1 | 2 | 2 | |
9. Мальчик и девочка (он –папа, она- мама) | 9.1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки) | 1 | 1 | 1 |
9.2. Маленькие рыцари и дамы (формирование мужественности и женственности) | 1 | 1 | 2 | |
9.3. Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов) | 1 | 1 | 1 | |
9.4. Играем вместе (обучение совместной деятельности мальчиков и девочек) | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 40 | 45 | 50 |
2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников.
Возникновение потребности общения ребенка в семье – важнейшее условие его общего развития.
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. Требуется особое умение и усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеет способность слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
В дошкольном возрасте ребенок только нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении.
Советы родителям.
- Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние.
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить.
- Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
- По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор; и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить его просьбы и желания.
- Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение-это игра, которую нужно прекратить прежде, чем ребенок устанет от нее.
2.3. Перспективный план взаимодействия с социумом.
Первые контакты малышей в игре непродолжительны, именно они выступают проявлением настоящих социальных отношений. По мере того как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильными и продолжительными. Вступая в социальные отношения между собой, общаясь друг с другом на понятном им языке слов и жестов, дети усваивают некоторые общие правила поведения: они хвалят или бранят друг друга, делятся игрушками и искренне сочувствуют, если товарищ по игре упадет или ударится.
Программа поможет овладеть не только навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и поможет приобрести важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.
3.1. Кадровое обеспечение.
Программа предназначена для работы педагога-психолога, но она может в значительной степени облегчить работу любому педагогу. Однако целесообразно пройти специальное обучение, до введения программы.
3.2. Материально-техническое обеспечение.
Для эффективной работы по программе «Азбука общения», необходимо иметь: теоретический курс программы, практический курс программы, методическое руководство по обучению детей, шапочки – маски, иллюстрации по темам программы, принадлежности для рисования, фланелеграф, куклы, игрушки и другое в соответствии с программой.
3.3. Научно-методическое обеспечение.1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Программа «Азбука общения» Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, Т.А.Нилова.
3.4. Время и сроки реализации программы.
Программа «Азбука общения» построена по учебному плану, рассчитан на 40-50 занятий в год ( 1-2 раза в неделю по 15-30 минут). Занятия проводятся в дошкольном учреждении педагогом-психологом. В реализации программы могут принять участие и родители.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъективной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
На занятиях педагог-психолог использует: коммуникативные игры, кинезиологические упражнения, игры с мячом, физкультминутки, релаксационные упражнения, упражнения на развитие саморегуляции, музыкальные игры, игры-драмматизации.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Агаева Е.Л., Бродфман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 2001.
- Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 2001.
- Афонькин С.Ю. Когда, зачем и почему? Петрозаводск, 2003.
- Волина В.В. Учимся играя. М.,2004.
- Давайте поиграем: Игры для детей 5-6 лет/ Под редакцией А. Столяра, М.,2003.
- Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.2005.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. 2006.
- Самоукина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 2005.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. М.,2003.
- Селивестров В.И. Речевые игры с детьми. М., 2004.
- Сеф Р.С. Я сам: Книжка-игра. М., 2002.
- Стрельцова Л.Е. Тамарченко Н.Д. Мастерская слова. М., 2003.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 2000.
- Шмакова С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2003.
- Шмаков С.А. Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М.,2003.
5. ПРИЛОЖЕНИЯ.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В арсенале любого педагога – психолога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.
Игры, которые помогут педагогу научить детей:
- устанавливать доверительный контакт между детьми;
- чувствовать состояние и настроение сверстников;
- использовать мимику и пантомимику в общении;
- согласовывать свои действия с партнером по общению;
- сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации;
- быть наблюдательными;
- проявлять эмпатию.
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА С 5ти лет
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
ВЕТЕР ДУЕТ НА ТОГО... с 4 х лет
Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.
Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того...» Продолжение фразы может быть таким:
- У кого светлые волосы.
- Кто в красной одежде.
- Кто любит смеяться.
- Кто высокого роста.
- И т. д.
После фразы все, кто у кого есть такие качества, должны собраться в одном месте. Примечание
В старших группах ведущего можно выбирать из детей, единственное условие — его необходимо менять, давая возможность каждому участнику побывать в главной роли.
ПУТЕШЕСТВИЕ С 5ти лет
Цель игры: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.
Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.
Варианты продолжения игры:
- Мы возьмем с собой в путешествие...
- Этот предмет (...) цвета.
- По дороге мы встретили...
Примечание Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА С 5ти лет
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? С 5ти лет
Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для
эффективного общения.
Из числа участников выбирается водящии. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего - правильно под- ? метить происшедшие изменения.
Каждый ребенок по очереди становится водящим.
Примечание Делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.
ОБЪЯТИЯ С 6ти лет
Цели: позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.
Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.
Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе эта игра?
— Почему хорошо обнимать других детей?
— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
ПОЧАСАТЬ СПИНКУ С 6ти лет
Цели: повысить уровень групповой сплоченности. Эта игра нравится и маленьким детям, и подросткам, и взрослым, потому что предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание. Вы можете проводить это упражнение в начале или в конце урока, можно проводить его как отдых между сложными учебными заданиями.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.
Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.
МЕЧТЫ С 5ти лет
Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.
Материалы: бумага и маркеры.
Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди ... могут помочь, а какие три — помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.
КРУГ ЗНАКОМСТВ С 5ти лет
Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга.
Материалы: не требуются.
Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.
ПОСТРОЙТЕСЬ ПО РОСТУ! С 6ти лет
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Материалы: не требуются.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание ( как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных — естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.
Приложение №2.
Тренинг по социально-нравственному воспитанию дошкольников «Хорошо ли быть злым?»
Цель: познакомить дошкольников с полярными понятиями «добро» — «зло»;
Задачи:
• закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых;
• побуждать к оказанию помощи;
• учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
1. Педагог предлагает детям показать свои рисунки с изображением настроения близких и попытаться объяснить, почему иногда бывает плохое настроение: из-за неприятностей на работе, дома; из-за непослушания детей; из-за плохого самочувствия.
Взрослый выясняет в ходе беседы, как дети помогают взрослым улучшить их самочувствие. В знак поощрения добрый волшебник дарит детям Цветик-семицветик.
Игра «Цветик-семицветик».
Для игры понадобятся цветик-семицветик, который можно сделать по-разному — главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка, а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей — ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.
В игру вмешивается злой волшебник и превращает детей сначала в злых гиен, а затем — в разъяренную медведицу.
Гневная гиена
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Выразительные движения; усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
(По окончании игры дети меняются ролями.)
Разъяренная медведица
На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик побежал к большому дереву, влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика.
Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Выразительные движения: ярость — сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
На помощь детям приходит добрый волшебник, который «расколдовывает» детей.
Беседа с детьми
— Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Мальчиком, убегающим от медведицы?
— Что вы чувствовали, когда были страшными гиенами,
злобными медведицами?
— Что вам хотелось сделать?
Приложение №3.
Тренинг для детей "Мой коллектив и я"
Тема: Мой коллектив и я!
Цель: ознакомить с этапами развития коллектива; формировать дружеское отношение друг к другу; развивать творческое мышление;
воспитывать культуру общения между людьми.
Тип проведения: Коллективное творческое дело, тренинг
Оборудование: презентация, плакат острова, карточки, рисунок корабля, ленты, бижутерия.
Ход занятия.
Так уж повелось, что человек не может жить один. Люди общаются между собой, постоянно образуя группки, компании, коллективы.
- А что такое коллектив?
- Можем ли мы считать себя коллективом?
Тема нашего занятия "Мой коллектив и я". И мы сегодня попытаемся узнать достаточно ли мы дружны и крепки, и каков наш коллектив. Вместе с нами коллектив тоже растет и развивается.
А давайте заглянем в будущее! Что будет с нашим коллективом?
- Мы с вами отправимся на большом и красивом корабле в путешествие под названием «Жизнь». Мы будем жить как одна команда – знающие и надежные товарищи, которые живут по принципу один за всех и все за одного!
Вы сможете организовать любое дело, не только в своем коллективе, но и в других.
Наш коллектив превратиться в горящий факел. Светить можно не только для себя. Настоящий коллектив это тот, где люди сами видят, когда другим плохо, и приходят на помощь, не замыкаясь только в своем коллективе, а общаясь и помогая другим группкам и коллективам.
Коллективное творческое дело «Жизнь на необитаемом острове»
А сейчас я приглашаю вас немного пофантазировать и представить, что мы оказались на необитаемом острове. На этом острове живут два племени: племя мальчиков и девочек.
1. Выбор название племени и вождя.
Необходимо придумать название племени и выбрать вождей.
Карта с изображением острова. Вожди племени, разместите флажок на карте там, где будет находиться ваше племя и напишите на доске его название.
2. «Украшение племени»
Племенам предлагаются ленты, бижутерия для украшения жителей племени. Пофантазируйте и расскажите, как живет ваше племя, какие в нем правила и законы, какие жители тут живут, чем они занимаются. (рассказывают все участники по - очереди, 1-2 предложения).
3. «Приветствие»
Оба ваших племени живут на одной земле и рано или поздно вы обязательно встретитесь.
- А знаете ли вы, что приветствовать друг друга можно по–разному:
кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный
поцелуй, просто «добрый день» и здравствуй» и т.п.
Прошу обговорить, как будут здороваться жители вашего племени, а затем вожди первыми поприветствуют друг друга. Жители племени, последуйте примеру ваших вождей.
4. «Язык жестов»
Как водится, разные племена общаются на разных языках. Однако понять друг друга нам поможет язык жестов.
- Один из команды получает слово, которое нужно показать соседнему племени так, чтобы они его отгадали. (река, обед, слон, пожар и т.д.)
5. Тренинг «в одной связке»
Все жители племени связаны лентой. Нужно нарисовать крепость одним маркером, передавая его от участника к участнику, при этом рисуя только связанной рукой.
- Для чего нужна крепость?
- Можно ли построить крепость, когда между жителями нет согласия.
- Получилось ли у вас «построить» крепость?
- Были ли у вас разногласия? Как вы разрешили ситуацию?
6. Тренинг «разрушение стены»
Два племени стоят друг напротив друга. Каждый получает карточку.
Нужно продолжить выражение. Например:
Я обижаюсь, когда…
Если высказывание правдиво, то противоположное племя делает шаг навстречу.
7. «Собери пазлы»
Племенам раздаются пазлы, но целую картину они могут собрать, только объединившись вместе.
- Вот наш коллектив и объединился! Скажите, можно ли наш класс назвать крепостью? В чем сходство, если оно есть. Обоснуйте свое мнение.
8. «Прощание»
Все становятся вкруг вместе с ведущим. Нужно обнять рядом стоящего человека, прощаясь, передавая прощание по кругу, пока оно не вернется человеку, который начинал прощание.
Наше занятие подходит к завершению, но жизнь продолжается, и наш коллектив продолжает расти и развиваться.
- И я вам предлагаю отправиться в путешествие навстречу новому этапу развития нашего коллектива на корабле с алыми парусами (рисунок корабля) под названием «Мечта». А какие качества возьмем мы с собой?
На столе лежат карточки с названиями качеств. Каждый выбирает одну из карточек и прикрепляет возле рисунка корабля.
Наш корабль отправляется в плаванье, а вы не забывайте, что отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в сообществе с другими он может сделать многое…