УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Проектирование дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ в настоящее время стало одной из наиболее актуальных задач.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Основное новшество Закона (для спортивных школ) – введение федеральных стандартов спортивной подготовки и федеральных государственных требований по разработке предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ, признанных обеспечить основные требования к условиям и результатам реализации программ спортивной подготовки по каждой спортивной дисциплине. Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Здесь предусмотрена ст. 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которая гласит: «В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки». В области регламентации содержания образования по дополнительным предпрофессиональным программам важны следующие положения стандартов спортивной подготовки:
1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;
2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);
3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;
4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;
6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.
В области физической культуры и спорта предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_ivanov.doc | 412 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра управления образовательными системами
ПРОЕКТ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
(НА ППРИМЕРЕ МКОУ ДОД КУМЫЛЖЕНСКОЙ ДЮСШ)
Допущен к защите Протокол № ____ от __________ | Исполнитель: Иванов А.В. директор МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ Кумылженского муниципального района Волгоградской области |
____________________________ (подпись) | |
Заведующий кафедрой: Розка В.Ю., к.и.н., доцент | Научный руководитель: |
______________________________________ (подпись) | ______________________________________ (подпись) |
Волгоград 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обоснование проекта ………………………………………………3
1.1. Актуальность проекта…………………………………………….3
1.2. Проблема…………………………………………………………..6
1.3. Цель проекта………………………………………………………6
1.4. Задачи проекта…………………………………………………….6
2. План основных действий по решению задач,
направленных на реализацию проекта……………………………….6
3. Ресурсное обеспечение реализации проекта………………………8
3.1. Правовое обеспечение.....................................................................8
3.2. Кадровые ресурсы...........................................................................10
3.3. Материально-технические ресурсы...............................................12
3.4. Финансовое обеспечение................................................................12
4. Проектируемые результаты проекта................................................12
5. Управление реализацией проекта………………………………….15
6. Мониторинг результативности проекта…………………………...17
7. Риски проекта………………………………………………………19
8. Ограничения проекта..……………………………………………..19
9. Список использованной литературы................................................21
10. Приложения………………………………………………………..23
- ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
- Актуальность выбранной темы
Проектирование дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ в настоящее время стало одной из наиболее актуальных задач.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Основное новшество Закона (для спортивных школ) – введение федеральных стандартов спортивной подготовки и федеральных государственных требований по разработке предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ, признанных обеспечить основные требования к условиям и результатам реализации программ спортивной подготовки по каждой спортивной дисциплине.
Основная статья для образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта - это Статья 84. «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта». Это следующие программы:
- дополнительные общеразвивающие программы;
- дополнительные предпрофессиональные программы;
Также нужно отметить, что данные образовательные программы должны быть прорецензированы.
Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Здесь предусмотрена ст. 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которая гласит: «В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки». В области регламентации содержания образования по дополнительным предпрофессиональным программам важны следующие положения стандартов спортивной подготовки:
1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;
2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);
3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;
4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;
6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.
В области физической культуры и спорта предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы.
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта направлены на:
- выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования:
- физического воспитания и физического развития;
- получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта)
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;
Дополнительные общеразвивающие образовательные программы в области физической культуры и спорта направлены на:
- физическое воспитание личности;
- выявление одаренных детей;
- получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте
Для регламентации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ, Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает утверждение федеральных государственных требований, которые включают обязательные требования:
- к минимуму содержания образовательных программ,
- к структуре дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ,
- к условиям их реализации и срокам обучения по этим программам
Общеразвивающие программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на подготовку профессиональных спортсменов. Данные программы могут позиционироваться как досуговые занятия. На житейском уровне общеразвивающие программы можно также трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. В научно более строгом ключе общеразвивающие программы могут интерпретироваться исходя из понимания словосочетание «общее развитие», которое в отечественной психолого-педагогической традиции связывается с именем Л.В. Занкова.
В соответствии со ст.108 Закона об образовании в Российской Федерации до 1 января 2016 года заканчивается реализация программ дополнительного образования детей и осуществляется переход на реализацию общеразвивающих и предпрофессиональных программ.
- Проблема.
Отсутствие четкой системы организационно-методического сопровождения работы тренеров с новыми документами.
- Цель проекта
Разработать методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
1.4 Задачи
1. Разработать план мероприятий по написанию общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными требованиями и с учетом Федеральных государственных стандартов спортивной подготовки.
2. Оптимизировать нормативно-правовую базу по переходу обучающихся с образовательной программы дополнительного образования детей на общеразвивающие и предпрофессиональные программы, и в дальнейшем на программы спортивной подготовки.
2. ПЛАН ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Мероприятия по реализации проекта:
В связи с тем, что переход на новые стандарты, для детско-юношеских спортивных школ, необходимо провести до 1 июля 2015 года (!), администрацией школы были проведены следующие необходимые действия:
- Подготовлен План перехода на реализацию этих программ.
- Проанализирована возможность школы в части реализации общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ с учетом методических, кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий, установленных Федеральными государственными требованиями и Федеральными стандартами спортивной подготовки.
- Подготовлена новая редакция Устава образовательного учреждения, с внесенными в него изменениями;
- Ведется работа по приведению в соответствие локальных актов:
- Положение о приеме на обучение;
- Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- Порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую и в дальнейшем на программы спортивной подготовки;
- Положение о сокращенной форме обучения;
- Порядок применения индивидуальных планов и другие;
- Проведена работа по анализу контингента учащихся на соответствие спортсменов федеральным стандартам;
- Ведется работа по анализу контингента учащихся, с целью их дальнейшего определения на обучение по общеразвивающим программ и программам предпрофессиональной подготовки.
На стадии разработки находятся программы предпрофессиональной подготовки по таким видам спорта, как: футбол, легкая атлетика, баскетбол. Уже готовы программы предпрофессиональной подготовки по дзюдо, волейболу, каратэ и рукопашному бою. На данные программы имеются рецензии ФГОУ ВПО ВГАФК.
Формы работы:
В структуру работы по разработке образовательных программ входят:
- теоретический блок;
- блок совместной деятельности;
- практический блок.
Теоретический блок позволяет расширить знания тренера-преподавателя и предусматривает:
- Приобретение знаний, умений, навыков при работе с новыми требованиями и стандартами;
- Индивидуальные исследовательские работы или проекты;
- Групповые работы и проекты.
Блок совместной деятельности обеспечивает возможность тренеру составу делиться и демонстрировать свои знания, умения и навыки с другими тренерами.
Практический блок. Работа данного блока направлена на создание условий для реализации своих возможностей на практике.
3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.1.Правовое обеспечение:
- Федеральным законом от 04.12.2007г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской федерации;
- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
- Письмо Министерства спорта Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № ЮН-04-10/4409 «О переходе детско-юношеских спортивных школ на реализацию дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта»
- Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки от 24.10.12г № 325;
- Федерального государственного стандарта по каждому отдельному виду спорта; Приказ Минспорта РФ № 1062 от 24.12.14г.
- Приказом от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530);
- Приказом от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531);
- Приказом от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).
- Типовым положением о дополнительном образовании детей (Приказ Минобрнауки РФ от 26.06.2012 г № 504)
а также иные распорядительные документы:
- Положение о приемной комиссии;
- Положение об апелляционной комиссии;
- Положение о повышении квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки работников;
- Режим (расписание) занятий обучающихся;
- Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся.
3.2. Кадровые ресурсы:
Необходимое условие эффективной работы детско-юношеской спортивной школы с обучающимися - это наличие высокопрофессионального тренерско-преподавательского и административно-хозяйственнго персонала.
№ | Ф.И.О. | Лолжность | Функционал |
1 | Иванов А.В. | Директор, тренер-преподаватель по рукопашному бою (высшая квал. категория) | Руководитель проекта |
2 | Попова С.Б. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (первая квал. категория) | Общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером). |
3 | Полкунова Н.А. | Тренер-преподаватель по борьбе дзюдо/самбо (высшая квалиф. категория) | Двигательная сфера (интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, требующие физической нагрузки) |
4 | Штыркина М.В. | Тренер-преподаватель по волейболу (первая квалиф.категория) | Двигательная сфера (интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, требующие физической нагрузки) |
5 | Цугунян В.В. | Тренер-преподаватель по футболу (первая квалиф.категория) | Двигательная сфера (интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, требующие физической нагрузки) |
6 | Нагдалян С.В. | Тренер-преподаватель по легкой атлетике | Двигательная сфера (интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, требующие физической нагрузки) |
7 | Казаков Р.Ф. | Тренер-преподаватель по баскетболу | Двигательная сфера (интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, требующие физической нагрузки) |
8 | Глебова Н.В. | Массажист | Медицинская сфера Организация и проведение различных медицинских мероприятий (массаж, оказание мед.помощи, обслуживание различных физкультурно-массовых мероприятий) |
9 | Сапелкин Г.Р., Зацепилин А.П., Кунденко В.В. | Сторожа стадиона | Охранная функция Организация охраны спортивного объекта - стадиона |
3.3. Материально-технические ресурсы:
- Два игровых зала, размером 24 х 12м
- Стадион на 1000 зрителей (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадка, площадка для городков, легкоатлетическая дорожка на 400 метров
- Борцовский зал 180 кв.метра
- Спортинвентарь и специальное спортивное оборудование для каждого вида спорта.
3.4. Финансовое обеспечение:
- Районный бюджет
- Спонсорская помощь (предприниматели, фермеры)
- Депутатские наказы
4. ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Для эффективного перехода обучающихся на реализацию общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта должны быть разработаны вышеуказанные образовательные программы, специальные организационно-методические и материально-технические условия, подготовлены педагогические кадры и внедрены технологии диагностики и обучения детей, создана информационно-образовательная среда.
Несомненно, что рассматриваемый в настоящей работе объект проектирования – дополнительная общеразвивающая и предпрофессиональная образовательная программа – есть комплекс институционализированных норм, организующих и регулирующих образовательную деятельность в ДЮСШ. Этот комплекс характеризуется следующими особенностями:
- Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа характеризует не столько способ осуществления образовательной деятельности, сколько содержание этой деятельности;
- Организуемая и регулируемая программой образовательная деятельность сама является нормообразующей и приводит к соответствующей организации и регулированию деятельности выпускника ДЮСШ после завершения освоения данной образовательной программы;
- Нормы деятельности выпускника после окончания школы, формируемые образовательной деятельностью, относятся не к институционализированным, а к социокультурным.
Таким образом, продукт образовательной деятельности можно определить как совокупность социокультурных норм деятельности выпускника школы, взятая в динамике за долгосрочный период, начиная с момента окончания школы и до прекращения деятельности (социальной смерти) выпускника.
Система организационно-методической работы по направлениям
Направления:
1. Координационное
2. Диагностическое
3. Кадровое
4. Развивающее
5. Информационное
Алгоритм реализации
Координационное направление:
- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об обучающихся.
Диагностическое направление:
- Анализ реализации общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ с учетом установленных Федеральных государственных требований и Федеральных государственных стандартов спортивной подготовки;
- Выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования;
- Разработка технологии индивидуального отбора детей для освоения образовательных программ и их последующего перехода для освоения программ спортивной подготовки.
Кадровое направление:
- Повышение квалификации тренерско-преподавательского состава (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп);
- Мотивация тренеров (оказание методической и финансовой помощи педагогам).
Развивающее направление:
- Создание образовательной среды для развития тренерского состава и детей;
- Организация занятий по индивидуальным планам с обучающимися;
- Создание условий для участия в соревнованиях различного уровня
Информационное направление:
- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (статьи в районную газету, реклама, создание интернет-сайта).
Такая система организационно-методического сопровождения эффективна как в плане решения первоочередных задач дополнительного образования, так и в отношении стимулирования тренеров к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию, и главное - в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии обучающихся. Одновременно последуют позитивные изменения в работе учреждения с родителями, повысится ответственность педагогических работников за качество своего труда.
5. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Управленческие функции | Кто выполняет | Как выполняет | Сроки | Продукт |
мотивация | Администрация | Организация информационных просветительских мероприятий | сентябрь | Формирование инициативной группы |
координация | Администрация, инициативная группа | согласование кандидатур куратора и участников службы | сентябрь | Создание рабочей группы |
анализ (диагностика) | Администрация, куратор | мониторинг востребованности службы Анализ диагностических данных позволяет принять решение о наличии или отсутствии потребности в создании службы) | сентябрь | |
Организация | 1.Администрация, рабочая группа | издание приказа о создании службы, разработка и утверждение Положения о службе медиаии и пакета документов, обеспечивающих работу службы Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов | Октябрь Ноябрь- декабрь | приложение 3 содержит примерный пакет документов, необходимых для работы службы) |
планирование | Куратор, команда педагогв | Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, реализация программ обучения детей в "группах равных". | Январь- май | Опыт разрешения конфликтных ситуаций |
контроль | Администрация, куратор | оценка эффективности деятельности службы школьной медиации. | постоянно |
6. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Система критериев, показателей и индикаторов мониторинга создания системы организационно-методического обеспечения по разработке дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ
Вид | Критерии | Параметры выполнения | Параметры соответствия ФГТ и ФГС |
Предварительный | Ресурсная обеспеченность начала работ по внедрению проекта. . | Информированность, мотивированность, наличие организационных ресурсов, компетентность. Наличие кадровых, правовых, материально- технических ресурсов. | На обучение по общеразвивающим программам, следует перевести детей, в настоящее время обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе. На обучение по предпрофессиональным программам, следует перевести детей, обучающихся на этапах, начиная с начальной подготовки до совершенствования спортивного мастерства. Наличие кадрового состава соответствует ФГТ. Материально-техническая обеспеченность соответствует требованиям ФГТ на 80 %. |
Текущий | Подготовка методического обеспечения по разработке дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ. Повышение квалификации педагогов. | Достоверность аналитической справки по оперативному и тематическому контролю | Разработанные образовательные программы соответствуют Федеральным требованиям и стандартам. Повышение квалификации педагогического состава проходит согласно графика прохождения (1раз в 3 года). |
Итоговый | Результативность создания системы организационно-методического обеспечения по разработке дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ | Эффективность системы организационно-методического обеспечения по разработке дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ | 1.Повышение профессиональной компетентности педагогов. 2.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала тренеров и детей. 3.Достижение педагогами и их воспитанниками высоких спортивных результатов. 4.Разъяснение родителям цели, задач и этапы совместной деятельности по вопросам реализации перехода на дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие образовательные программы. |
Основными критериями оценки результативности деятельности являются:
- Количество обучающихся, перешедших на предпрофессиональные и общеразвивающие образовательные программы;
- Количество родителей, удовлетворенных результатами индивидуального развития их ребенка
- Количество детей - победителей районных, всероссийских и международных соревнований
7. РИСКИ ПРОЕКТА
Основные риски проекта | Пути их минимизации |
Очень мало времени для разработки и утверждения (получения внешних рецензий) образовательных программ в соответствии с ФГТ. | Постоянно проводить методическую работу с тренерским персоналом по правильности составления и написания образовательных программ. |
Не очень корректно изложена структура написания предпрофессиональных образовательных программ. | Систематизировать необходимый материал для написания программы и привести его в соответствие с федеральными требованиями. |
Разработка дополнительных локальных актов. Подготовка обучающихся и их родителей о переводе обучающихся на новые образовательные стандарты. | Просветительская работа. На родительских собраниях объяснять цель и задачи по переходу на общеразвивающие и предпрофессиональные образовательные программы. |
Новая система приема и перевода обучающихся с одного этапа на другой. Приемные и переводные требования. | Изучение новых требований для поступления обучающихся в школу и их перевода с одного этапа на другой (беседы, собрания, лекции и т.д.) |
8. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОЕКТА
Несмотря на очевидные преимущества, реализация проекта сопровождена определёнными ограничениями:
- Отсутствие опыта работы с новыми программами, написанными в соответствии с федеральными государственными требованиями, неизбежно приведет к необходимости вносить коррективы в учебно-тренировочную и методическую работу тренера-преподавателя;
- Отсутствие в педагогическом коллективе специалистов, обученных методике составления новых программ, требует прохождения курсов повышения квалификации.
- Удаленность населенного пункта от научно - методических центров делает затруднительным информационно - методическое обеспечение программ.
Заключение
Таким образом, система управленческого обеспечения проектирования образовательных программ в области физической культуры и спорта, в полной мере соотносится с поставленной целью, стоящей перед нашим учреждением, и решаемыми задачами.
Система организационно-методического обеспечения эффективна как в плане решения первоочередных задач дополнительного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию непосредственно в МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 2003.
- Войцеховский С.М. книга тренера.- М.: ФиС, 2011.
- Волков И.П. Спортивная психология. – СПб.;2012
- Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 2013
- Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов.- М.: «Дашков и К», 2008.- 340с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Учебник для институтов физической культуры). – М.: ФиС, 2011
- Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.
- Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003
- Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка. Учебное пособие. ГОУ ВПО ВГАФК. Волгоград 2003
- Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка).- Киев: Олимпийская литература, 2001
- Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкмй А.Г. Учимся дзю-до с В.Путиным. - М.: 2002
- Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.
- Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 479с.
- Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств.- М.: МГИУ, 2011
- Федеральный закон от 04.12.2007г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской федерации;
- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
- Методические рекомендаций по организации спортивной подготовки от 24.10.12г № 325;
- Федеральный государственного стандарт по виду спорта рукопашный бой; Приказ Минспорта РФ № 1062 от 24.12.14г.
- Приказ от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530);
- Приказ от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531);
- Приказ от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).
- Типовое положение о дополнительном образовании детей (Приказ Минобрнауки РФ от 26.06.2012 г № 504)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Перечень образовательных программ, реализуемых в МКОУДОД ДЮСШ Кумылженской ДЮСШ
№ п/п | Название программы | Вид программы | Срок реализации программы | Возраст детей | Направленность программы | Цель, краткая характеристика программы |
1. | Баскетбол | Общеразвивающая Предпрофессиональная | 10 лет 8 лет | спортивно-оздоровительный этап (7-18 лет); этап начальной подготовки (9 - 12 лет); учебно-тренировочный этап (12 – 18 лет); | Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивная | Основной целью реализации программы во всех группах от спортивно-оздоровительных до спортивного-совершенствования, является многолетняя подготовка спортивных резервов в баскетболе, спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил, активных строителей общества, здоровых и воспитанных граждан России. Конкретное содержание задач вытекает из основного принципа в учебных группах:
физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Особое внимание уделяется учебно-тренировочным занятиям на спортивно-оздоровительном этапе. Учебный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего возраста. Учебно-тренировочные занятия проходят на базе МКОУ Кумылженской СОШ № 1, 2 и стадиона «Юность». Вся подготовка осуществляется с сентября по 30 мая. |
2. | Волейбол | Общеразвивающая Предпрофессиональная | 10 лет 8 лет | спортивно-оздоровительный этап (7-18 лет); этап начальной подготовки (9 - 12 лет); учебно-тренировочный этап (13 – 18 лет); | Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивная | Цель программы: укрепление здоровья и разностороннее развитие обучающихся через обучение волейболу, формирование основ здорового образа жизни, подготовка волейболистов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил, пропаганда игры в волейбол. Целью многолетней подготовки юных волейболистов является подготовка спортсменов высокой квалификации. Основными задачами многолетней подготовки являются:
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в матчевых встречах. Учебно-тренировочные занятия проходят на базе СОШ № 1 и № 2. спортивная подготовка осуществляется с сентября по июнь месяц. В летнее время, занятия проходят на свежем воздухе на спортивных площадках общеобразовательных школ и районного стадиона «Юность». |
3. | Настольный теннис | Общеразви вающая Предпрофессиональная | 10 лет 8 лет | спортивно –оздоровительный этап (7-18 лет); этап начальной подготовки (9 - 12 лет); учебно-тренировочный этап (13 – 18 лет); | Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивная | Цель программы: формирование потребности обучающихся в активном и здоровом образе жизни, создание условий для реализации данной программы. Программа раскрывает комплекс разделов подготовки юных теннисистов на период обучения спортивно-оздоровительный, начальной подготовки и учебно-тренировочный. Основные задачи:
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Учебно-тренировочные занятия проходят на базе МКОУ ДОД Кумылженского ЦДТ, Кумылженской СОШ № 2. |
4. | Футбол | Предпрофессиональная | 8 лет 12 лет | Этап начальной подготовки (8 – 13 лет); Учебно-тренировочный этап (13 – 18 лет). | Физкультурно-спортивная | Цель программы: формирование потребности обучающихся в активном и здоровом образе жизни, создание условий для реализации данной программы. Программа раскрывает комплекс разделов подготовки юных футболистов на период обучения начальной подготовки и учебно-тренировочный. Основные задачи:
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, работа по индивидуальным планам; медико-восстановительные мероприятия; участие в матчевых встречах. Учебно-тренировочные занятия проходят на спортивных площадках и в спортивных залах общеобразовательных школ. |
5. | Легкая атлетика | Общеразвивающая Предпрофессиональная | 10 лет 8 лет | Спортивно-оздоровительный этап (7 - 18 лет) Этап начальной подготовки (9 – 12 лет) Учебно-тренировочный этап (13 – 18 лет) | Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивная | Основной целью реализации программы во всех группах от спортивно-оздоровительных до учебно-тренировочных, является многолетняя подготовка спортивных резервов в л/а, спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил, активных строителей общества, здоровых и воспитанных граждан России. Конкретное содержание задач вытекает из основного принципа в учебных группах:
физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Особое внимание уделяется учебно-тренировочным занятиям на спортивно-оздоровительном этапе. Учебный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего возраста. Учебно-тренировочные занятия проходят на базе МКОУ Кумылженской СОШ № 1, 2 и стадиона «Юность». Вся подготовка осуществляется с сентября по 30 мая. |
6. | Дзюдо/самбо | Общеразвивающая Предпрофессиональная | 10 лет 10 лет | Спортивно-оздоровительный этап (7 - 19 лет) Этап начальной подготовки (10 – 12 лет) Учебно-тренировочный этап (13 – 19 лет) | Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивная | Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий дзюдо. Основные задачи на различных этапах обучения СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЭТАП ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Основные средства обучения
|
7. | Рукопашный бой /каратэ | Общеразвивающая Предпрофессиональная | 10 лет 10 лет | Спортивно-оздоровительный этап (7 - 19 лет) Этап начальной подготовки (10 – 12 лет) Учебно-тренировочный этап (13 – 19 лет) | Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивная | Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий каратэ. Основные задачи на различных этапах обучения СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЭТАП ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Основные средства обучения
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Необходимо разделить программу на разделы, систематизировать.
Программа должна иметь следующую структуру:
титульный лист | - наименование Программы; - наименование образовательной организации, реализующей Программу; - срок реализации Программы; - фамилия, имя, отчество (при наличии) разработчика(ков) Программы; - фамилия, имя, отчество (при наличии) не менее двух рецензентов Программы; - населенный пункт, в котором находится образовательная организация; - год составления Программы |
Раздел 1. Пояснительная записка | дается характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды), минимальный возраст детей для зачисления на обучение и минимальное количество детей в группах |
Раздел 2. Учебный план | - продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям; - навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства в избранном; - соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся, в том числе и по индивидуальным планам |
Раздел 3. Методическая часть | - содержание и методику работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки; - требования техники безопасности в процессе реализации Программы; - объемы максимальных тренировочных нагрузок. |
Раздел 4. Система контроля и зачетные требования | - комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы; - методические указания по организации промежуточной (после каждого этапа (периода) обучения) и итоговой (после освоения Программы) аттестации обучающихся; - требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки. При проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся учитываются результаты освоения Программы по каждой предметной области. Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации определяется образовательной организацией |
Раздел 5. перечень информационного обеспечения | - список литературы, содержащий не менее 10 источников; - перечень аудиовизуальных средств с учетом специфики избранного вида спорта (дисциплины); - перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе |
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 3 1. Организационно-педагогическая деятельность
№ | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственный |
1.1. Работа с нормативно-правовыми документами | |||
1.1.1. | Утвердить штатное расписание | август | директор |
1.1.2. | Утвердить тарификационный лист | август | директор |
1.1.3. | Утвердить учебный план работы | август | директор |
1.1.4. | Разработать план перехода обучающихся с одной программы на другую | июль | директор |
1.1.5. | Разработать и утвердить следующие локальные акты:
| Июнь Июль Июль Июль | Директор, завуч |
1.2. Составление отчетной и учетной документации | |||
1.2.1. | Проанализировать работу за прошедший 2013 – 14 уч.год | сентябрь | завуч |
1.2.2. | Проверить журналы учета групповых занятий за прошлый год | май | завуч |
1.2.3. | Составить план работы и календарь спортивно-массовых мероприятий на 2014-15 уч.год | август-сентябрь | Директор, завуч |
1.2.4. | Разработать и утвердить план пед.совета | сентябрь | завуч |
1.2.5. | Разработать и утвердить план работы трен. совета | сентябрь | директор |
1.2.6. | Составить план и график внутришкольного контроля | октябрь | завуч |
1.2.7. | Составить план-график совещаний при директоре | ноябрь | директор |
1.2.8. | Оформить статистический отчет | декабрь | директор |
1.3. Работа с обучающимися | |||
1.3.1. | Составление списков вновь прибывших детей | сентябрь | завуч |
1.3.2. | Диагностика функциональной готовности детей к занятиям спортом | сентябрь, октябрь | Глебова Н.В. |
1.3.3. | Проведение инструктажей по ОТ, ТБ и ППБ | сентябрь, февраль | тренерский состав |
1.3.4. | Беседы и лекции о вредных привычках, правонарушениях и ДДТ | Март-апрель | ПДН, поликлиника |
1.4. Работа по информационному обеспечению образовательного процесса | |||
1.4.1. | Комплектование библиотеки, видеотеки | в течение года | завуч |
2. Работа с педагогическим кадрами
2.1. | Провести тарификацию работников ДЮСШ | сентябрь | директор |
2.2. | Разработать (обновить) и провести инструктаж по ТБ, ОТ, ППБ | сентябрь-октябрь | завуч |
2.3. | Утвердить расписание занятий | сентябрь | директор |
2.4. | Составить план отпусков работников | декабрь | завуч |
2.5. | Ознакомление тренерского коллектива с ФГТ и ФГС. | Февраль 15 | Директор, завуч |
2.6. | Разработка и утверждение общеразвивающих и предпрофессиональных программ. | До 1 июля | Директор, завуч, тренерский состав |
2.7. | Спланировать систему курсовой подготовки работников в ВГАПКиПРО | август-сентябрь | директор |
3. Финансово-хозяйственная деятельность | |||
3.1. | Провести осмотр всех помещений на вопрос подготовки школы к началу УТЗ | август | Директор, завуч, школьная комиссия |
3.2. | Проверить освещенность помещений | август | директор |
3.3. | Провести инвентаризацию имущества | декабрь | Бухгалтерия |
3.4. | Составить смету на ремонт школы | апрель, май | директор |
3.5. | Заключить необходимые договора на ремонт и содержание помещений | в течение года | директор |
3.6. | Приобрести необходимый спортинвентарь (депутатские наказы) | по возможности (депут. наказы) | директор |
4. Педагогический контроль
Содержание работы (тема, цель) | Вид контроля | Формы контроля | Объект контроля | Ответственный |
Проверка знаний по ОТ, ТБ, ППБ | персональный | экзамены | тренера | завуч |
Хронометраж тренировочных занятий | фронтальный | проверка | трен, состав | Директор, завуч |
Проверка заполнения журналов посещаемости | тематический | смотр | тренера | Директор, завуч |
4.1. Совещание при директоре
Месяц | Обсуждаемые вопросы | Ответственный | |
Сентябрь | Вступительные экзамены. Предварительное комплектование групп. | директор | |
Октябрь | Окончательное комплектование групп. Особенности личностных качеств уч-ся. Состояние психического и физического развития уч-ся. | завуч | |
Ноябрь | Финансирование различных соревнований. Проверка знаний по ППБ треп. состава | директор | |
Декабрь | Умение привлечь к учебно - воспитательному процессу родителей. | Казаков Р.Ф. Полкунова Н.А. | |
Январь | Способность тренера - помочь ученику в решении его бытовых проблем. Результаты выступлений на областных соревнованиях. | Директор, Полкунова Н.А. | |
Февраль | Проведение показательных выступлений в школах района | завуч | |
Март | Результаты выступлений на Российских соревнованиях | директор | |
Апрель | Воспитательная работа за год и ее анализ. Профилактика правонарушений | завуч | |
Май | Итоги учебно-спортивной работы и их анализ. Работа по новым программам. | Директор, завуч | |
Июнь | Спортивно-оздоровительная работа в спортивно-оздоровительных лагерях области | Директор, завуч | |
Август | Подготовка школы к началу учебного года. | директор |
5. Методическая работа
Цели:
- повышение квалификации тренерского состава
- оказание методической помощи в самообразовании
Задачи:
- анализ состояния учебно-спортивной и воспитательной работы школы
- представление тренерам необходимой информации по основным
направлениям развития образования, о программах, учебно-методической
литературе, новых технологиях и методике занятий - прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации
тренеров - обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем
внедрения новых программ и технологий - оказание поддержки тренерам в инновационной деятельности, помощь в
подготовке к аттестации
Главным направлением работы методической деятельности является:
- усиление внимания к работе по развитию общей культуры педагога
- увеличение роли диагностики, содержания и форм работы с педагогами
Научно-методическая работа в школе включает в себя:
- создание образовательных программ
- планирование деятельности, отчетность
- разработка и утверждение программы деятельности ДЮСШ
- создание методических рекомендаций для тренеров по организации учебно -
воспитательного процесса - составление различных сценариев для районных спортивно-массовых
мероприятий
Основная форма методической работы - педагогический совет, в который входят
директор, завуч, тренера-преподаватели.
5.1. План работы педагогического совета
№ | Тема заседания | Сроки | Ответственный |
1 |
| Август - сентябрь Сентябрь | Директор Завуч завуч |
2 |
| Декабрь | Завуч директор |
3 |
| Май | директор завуч Бухгалтерия Тренерский состав |
4 |
| Август | завуч |
5.2. План работы тренерского совета
№ | Тема заседания | Сроки | Ответственный | ||||
1 | Утверждение плана учебно-воспитательной работы и плана графика соревнований на 2014-15 г. | август - сентябрь | Директор, завуч | ||||
2 | Основы распознавания раннего спортивного таланта | октябрь | завуч | ||||
3 | Состояние учебно-спортивной и воспитательной работы | ноябрь | завуч | ||||
4 | Основы тренерского таланта. Отчет тренеров за проделанную работу I полугодия | декабрь | директор | ||||
5 | Участие уч-ся ДЮСШ в районных, областных и Российских соревнованиях | январь | Нагдалян С.В. | ||||
6 | Наполняемость групп и их учет. Моторная плотность занятия. | февраль | завуч | ||||
7 | Присвоение разрядов уч-ся ДЮСШ | март | директор | ||||
8 | Правонарушения среди подростков и их профилактика | апрель | завуч | ||||
9 | Подготовка и проведение переводных экзаменов | май | директор | ||||
10 | Отчет тренеров за II полугодие | июнь | завуч |
5.3. Повышение квалификации педагогических работников
№ | ФИО сотрудника | Должность | Имеет категорию | Заявленная категория | Заявленная форма аттестации | Планируемые сроки аттестации |
1 | Нагдалян С.В. | Тренер-преподават. | 1 | первая | собеседование | Декабрь 15 г |
2 | Цугунян В.В. | Тренер-преподават. | 1 | первая | собеседование | Май 15 г |
5.4. Открытые занятия
№ | ФИО тренера | Тема | Сроки |
1 | Казаков Р.Ф. | Развитие технико-тактических качеств спортсмена на занятиях баскетболом | Декабрь 2013г |
2 | Нагдалян С.В. | Развитее скоростных качеств спринтера | Апрель 2014 г |
3 | Цугунян В.В. | Игровая практика при игре в футбол | Май 20124г |
5.5. Мастер-классы
№ | Ф И О тренера | Тема | Сроки |
1 | Александрин А.И. | Развивающие подвижные игры по специализации волейбол | октябрь 2013г |
2 | Полкунов Н.А. | Специальная физическая подготовка дзюдоиста | январь 2014 г |
3 | Иванов А.В. | Технико-тактическое мастерство единоборца | март 2014г |