Статья. Школа молодого педагога.

Комогорцева Валентина Константиновна

" Влияние личности современного учителя на формирование ценностных ориентаций, жизненных смыслов и идеалов учащихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Влияние личности современного учителя на формирование ценностных ориентаций, жизненны смыслов и идеалов учащихся»

Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда были и остаются актуальными в современном мире.

В условиях модернизации, в условия введения новых стандартов в образование, уже выработаны основные направления и приоритеты в развитии воспитания, и главное из них, в числе прочих-это формирование духовно-нравственного мира ребенка. Реализация этой цели невозможна без учителя-главной составляющей процесса воспитания. Духовно-нравственное воспитание связано, прежде всего, с внутренним миром личности учителя, с усвоением ею духовных ценностей.

Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна уметь оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных её поступков и действий.  

В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиции ученых, представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

Устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. (6 стр.4)

Для того, чтобы та или иная духовная ценность или идеал стали объектом потребности личности, необходима социальная деятельность общества по организации и отбору этих объектов, нужны определенные факторы, которые её вызывают, а также осознание необходимости овладения ими, понимание их значимости. Это осознание связано с личностью преподавателя. Но осознание ценности-лишь первый шаг на пути её признания. Для того, чтобы оно могло повлиять на другого человека, осознание должно перейти в убеждение, то есть в осознанную потребность, побуждающую действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Поэтому одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей.

Многое, конечно зависит от общего порядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности учителя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений.

Психологи (Г.С. Абрамова,А.М. Прихожанин, Н.Н.Толстых) считают, что для детей очень важно общение со взрослым человеком, поскольку выработка собственных критериев и ценностных установок происходит именно через соотнесение с критериями, ценностями и мировоззренческими установками близких взрослых. Взрослый человек выступает для подростка воплощением жизненного, нравственного идеала. Ребенок, встречаясь с ним каждый день, в ежедневном общении получает необходимую информацию для формирования собственных ценностных ориентиров, убеждений и идеалов. « Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его подход к каждому явлению, так или иначе, влияют на всех учеников и если учитель очень авторитетен, о у некоторых людей на всю жизнь остаются следы влияния этого учителя. Вот почему и важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире». ( М.И.Калинин)

Факторами влияния на личность ученика, изменения его позиции выступают творческая ориентация педагога, его яркие личностные черты, не связанные с его ролевыми функциями, установка на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда личностное проступает через ролевое.

В общении с неординарными, творческими людьми обогащается личность школьника. В таком личном общении актуализируются системы ценностей, важные для развивающегося человека. Прежде всего-ценность доверия, возникающая потому, что оценки педагога не содержат угрозы «Я» ученика, а также ценность творчества, особенно значимая в подростковом возрасте. Влияние на учащихся личности учителя опосредуется содержанием совместной деятельности. При этом, нормативно-ориентированные учителя развивают лишь навыки социального взаимодействия в отличие от творчески ориентированных, которые создают условия для развития индивидуальности ученика. До настоящего времени существует не столь много психолого-педагогических исследований, посвященных влиянию личности учителя на индивидуальность школьника. Между тем, учитель для ребенка является одним из тех взрослых людей, с которым ему приходится длительное время взаимодействовать. Взаимодействие учителя и ученика опосредуется их совместной деятельностью и общением. Учитель должен заниматься не только обучением, но и в первую очередь воспитанием учеников.

По словам К.Д. Ушинского, « в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.».

Личность учителя.

Взрослые в отношении к детям занимают различные позиции. Это культурные-умелец,учитель и бытийные-родитель, мудрец.  Первые связаны с сохранением и передачей культурных норм и эталонов другим поколениям, а вторые-вынашиванием и сохранением непосредственного ощущения и переживания радости, красоты, самоценности жизни. Данные позиции, по мнению Г.А.Цукермана и В.И. Слободчикова, составляют «всю материю» совместной жизни детей и взрослых и выступают исходными условиями полноценного развития. При этом, позиционное самоопределение значимого взрослого становится источником определенных образовательных процессов.

Так позиция « родитель» обуславливает « всечеловеческого в человеке». Педагог должен быть не только «учителем», но и «мудрецом», и основной составляющей, основным качеством данной позиции является духовность педагога.

Духовность педагога находит наибольшее выражение в так называемой                 «харизме»-интегральном качестве личности, выражающим его «воспитательную силу», степень его влияния на «молодую душу».( И.В.Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово харизма означает «оказанная милость, дар», в философском словаре оно расшифровывается как

«необыкновенно большие способности или исключительная одаренность».             Эта исключительная, вдохновенная одаренность, вызывающая у окружающих, прежде всего у воспитанников чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворение, готовность следовать тому, учит педагог.

Качества учителя обладающего харизмой следующие:-яркая индивидуальность; беззаветная, самоотверженная любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; организованное и эмоциональное лидерство; подвижничество; бескорыстность; способность генерировать идеи и увлекать ими;  широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути. Педагог, обладающий харизмой, отличается высокой степенью напряженности внутренней жизни, над личностной устремленностью (духовностью), возвышенным характером духовно-нравственной сферы.

Его характеризует  также творческое отношение к детям, к своему делу, миру в целом. Но прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности.

Ярким примером таких качеств могут служить черты личностей известных педагогов как - Бецкой И.И. (1704-1795). Был живым образцом высоких нравственных качеств, считая основой воспитания «хорошего наставника». Обходился с воспитанниками « со всякой тихостью и учтивостью».

Изучая характер и интересы каждого воспитанника, вел наблюдения, делал записи об их поведении, природных дарования, успехах в науках и нравах.

С.А.Рачинский (1833-1902) считал, что «сила воспитания»-это прежде всего, сила внутренняя, никогда не был только специалистом. « Круг умственных и сердечны интересов его был бесконечно и неопределенно разнообразен.

Он был философ по жизненному труду своему, особенно-по практической философии, выразившейся в делах» ( В.В.Розанов).

К.И. Май (19 в) был душой созданной им гимназии. Провозгласив своим лозунгом слова Я.А.Каменского: « Сперва любить-потом учить.».

Сам он неукоснительно следовал этому девизу. Важной личностной чертой Мая как воспитателя был неизменно беспристрастный подход к ученикам.

Умел встать в простые и откровенные отношения с каждым воспитанником, внушить своим воспитанникам любовь к правде, уважение к себе и преподавателям.

Ф.Ф. Брюховецкий (1915-1994) являлся « организационным и эмоциональным лидером» возглавляемого им коллектива, генератором идей, привлекал людей своей личностью. Был душой созданного им коллектива.

Харизма преподавателя, выступает, как высшая степень педагогической одаренности связана с его гуманистическим потенциалом. В этой связи представляется особенно важным отношение педагога к преподаваемому материалу, к содержанию образования, поскольку без должного отношения к нему со стороны педагога не может быть сформировано соответствующее отношение со стороны учащихся. А учебный предмет, его содержание является своего рода предлогом для выстраивания личностных отношений.

Однако практика показывает, что их осуществление весьма затруднено неумением педагога, выйти за рамки  школьной роли. С более высоки позиций осмыслить свою профессиональную и мировоззренческую позицию, включая отношение к предмету и отношения с учащимися в систему свои отношений к миру, поставить перед собой не только задачи, но и, пользуясь терминологией К.С.Станиславского, сверхзадачи. Педагогические взгляды Станиславского на актера и его работу с материалом помогают лучше понять, как должен относиться учитель к предмету, который он преподает.

Главное требование Станиславского к актеру сводилось к требованию органического рождения образа на сцене, которое он называл искусством переживания. Автор должен не «представлять»образ, а «стать» образом.

Его переживания, чувства, мысли сделать своими. Только живое, подлинное чувство артиста по-настоящему увлечет зрителя, заставит его принять и пережить то, что совершается на сцене. Глубина и точность постижения роли актером во многом зависят от личности актера, широты его кругозора, твердых жизненных принципов, гражданской позиции, идейности.

По мнению Станиславского, решение творческих задач неотделимо от высоких духовно-нравственных качеств актера.

Профессия учителя с родни профессии актера, но задачи, стоящие перед ним, неизмеримо более ответственны, а условия, в которые он поставлен, значительно сложнее. Профессия учителя требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви, поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально- мотивационной сферы, чему уделяется мало внимания при подготовке и переподготовке учителей. Если учитель мало эмоционален, если у него не развита «сердечная сфера», не глубоки чувства, он не сможет оказать воздействия на внутренний мир школьника.

Много внимания раскрытию проблемы личности педагога в деле воспитания и образования уделено в трудах В.А.Сухомлинского. Он в частности, писал:                    « Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Это целая область нашего педагогического труда, область, почти не исследованная и во многих школах забытая, хотя о чуткости, гуманности, заботливости общи разговоров немало. Я знаю работу многих учителей, многих школ, и это дает мне право утверждать, что слова о чуткости часто лишь провозглашаются, и, не реализуясь на практике, превращаются в демагогию, болтавню». (Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. М.1982). Будучи педагогом-гуманистом с мировым именем, он всегда помнил, что «у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла», и что «самая желанная и дорогая для ребенка помощь-это сочувствие, сострадание. Сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясает его.» ( Там же).

Сухомлинский постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося.

Он превратил свою идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях, которой, каждый ребенок, подросток, старшеклассник получают реальную возможность проявить себя как высоконравственная и высоко духовная личность. Искусство воспитания, считал он, заключается в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявив себя, заявить о своем «я».

Одной из этих сфер является нравственное развитие, здесь ни одному человеку не закрыта дорога к вершинам, здесь подлинное и безграничное равенство, здесь каждый может быть великим и неповторимым. (В.А.Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1.М. 1979г стр 79-80.)

Формы и методы личностного воздействия учителя.

 Начать рассмотрение форм и методов воздействия нужно с обозначения социальных установок, которыми руководствуется учитель в непосредственном взаимодействии с учениками. Психологи выделяют три установки: на школьника, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия со школьниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов,

«нанизанных» на ось субъект-субъектное-субъект-объектное понимание воспитания.

 В установке учителя на школьника субъект-субъектным полюсом оси является личностный подход к школьнику, т. е. Настрой на воспитание, понимание переживаний, целей, интересов, взглядов, отношений воспитанника. На субъект-объектном полюсе преобладает ролевой подход восприятия поведения воспитанника с точки зрения соответствия социальной роли ученика нормам школьного поведения. Воспитатели с такой установкой нередко придают повышенное значение оценкам по поведению.

В установках педагога на себя как воспитателя также можно выделить полюсные варианты. На субъект-субъектном полюсе-это значимость своих личностных проявлений для успеха педагогической деятельности.

Учителя с данной установкой искренни в проявлении своих чувств, открыты в общении, такой учитель, по замечательному выражению психолога и педагога В.М. Погребенского, « человек по профессии Человек», т. е. стремящийся понять свои человеческие, личностные качества и использующий их как средство в своей педагогической работе.  На субъект-объектном полюсе воспитатель считает свои личностные проявления, особенности неважными для педагогического успеха. Он ориентирован на «правильное» педагогическое поведение в соответствии с общепризнанными эталонами и предписаниями в отношении педагога ( ролевое профессиональное поведение).

На субъектно-объектном полюсе формируется ролевая установка-установка на жесткое управление и контроль в деятельности и авторитарность в общении ( подтекст этой установки- « Я, учитель, я знаю, как надо, как лучше»). Субъект-субъектный полюс предполагает личностную установку-установку на сотрудничество в совместной со школьниками деятельности и диалогичность в общении ( подтекс- « у меня, педагога, есть свои цели и понимание взаимодействия, но давайте его строить совместно, « на равных»).

 При личном взаимодействии педагог стремится к развивающему, личностно значимому и привлекательному для школьника содержанию, но интересному, важному также и для себя, воспитателя. Отношение учителя к самому себе, наряду с его отношением к окружающему миру и другим аспектам и способам самореализации, является главным результатом воспитательного процесса. Педагог становиться личностью, способной влиять на другую личность, при определенном, достаточно высоком уровне самоуважения, положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для учителя, как любовь к ребенку. Именно только при такой установке и таком виде взаимодействия происходит формирование ценностных ориентиров, взглядов и идеалов под влиянием личности учителя.

Влияние на формирование духовно-нравственного мира школьника происходит посредством различных методов и способов. Одним из таких способов можно назвать педагогическое общение. Владение техникой общения рассматривается как важнейший механизм воспитательного влияния педагога на ученика.

Ядром этого механизма выступает способность учителя пользоваться словом, значимость которой подчеркивал В.А.Сухомлинский. « Каждое слово, звучащее в стенах школы,-писал он, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и -это особенно важно-обращенным к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело, чтобы не было обесценивания слов, а наоборот-чтобы цена слова постоянно возрастала».

 Слово учителя, по мысли педагога,-прежде всего орудие человечности, чуткости, терпимости, « слово щадит и оберегает души подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя. Когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»..Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать» ( В.А.Сухомлинский. Рождение гражданина-М.1971.стр.102).

Примером такого воздействия на формирования ценностей и идеалов учащихся с помощью слова и общения могут служить разные воспитательные мероприятия, в том числе классные часы, беседы и тренинги, различные методы, используемые при их проведении, должны быть направлены на восприятие и формирование различных морально-нравственных ценностей у учащихся. Одним из таких методов, которым я пользуюсь при проведении классных часов, является метод творческого чтения.

 « Творческое чтение-это российская традиция, это наше исконно русское явление, связанное именно с творческим чтением художественной литературы как залогом творческого развития нации. Творческое чтение необходимо, чтобы разбудить творческую мысль, собственные догадки, искания.»

( И.И. Тихомирова. Истоки развития творческого чтения в России).

 Формирование нравственных ценностей посредством общения, с помощью творческого чтения очень действенно, так как это не просто чтение, это не просто чтение, это уникальное средство, потому, что каждый ребенок- уникальная личность, и личностное восприятие каждого уникально.

Это « личностное», продуктивное восприятие, то есть создание какого-то продукта, а именно духовно-нравственных ценностей.

Вдохновенное, не пассивное, не равнодушное, а то, которое окрыляет, дает, что-то новое, создающее нравственные ценности и идеалы, формирующее новый взгляд на окружающий мир и самого себя. Но это продуктивное чтение невозможно без учителя, без его воздействия на формирование взглядов учащихся.

 Кроме творческого чтения, для формирования нравственны ценностей, используются и другие формы общения-это беседы. Например беседа по теме « Нравственные качества, определяющие отношения человека к другим людям», где ставится проблема « какие нравственные качества должны определять отношения человека к человеку?». В результате обсуждения учащимися могут быть названы такие качества, как милосердие, доброта, скромность, понимание, великодушие, достоинство и многие другие. Далее можно дать задание учащимся-распределить эти качества по степени важности для себя.

В ходе обсуждения учащиеся объясняют, почему они расставили качества в следующем порядке. Пример:- « Я полагаю, что главное качество-милосердие, потому, что я думаю ...Или-» Мне кажется, что важнее всего скромность, потому, что я считаю..» Вывод по итогам выполнения делает учитель:

«Какое  бы качество вы не назвали как главное, все они формируют правильный стиль, тон поведения человека. Мы все хотим, чтобы нас любили, к нам были милосердны, добры, в таком случае мы сами тоже должны быть милосердны, добры, уважительны, скромны и великодушны.» В этой беседе также прослеживается влияние учителя на формирование ценностных ориентиров учащихся.

Культура поведения педагогов, так же оказывает огромное влияние на личность ребенка, так как он берет пример с учителя. Определяющими измерениями (основаниями) поведения педагога является такт и коммуникативная направленность. Понятием «коммуникативная направленность» обозначается система доминирующих способов обмена ценностями, действиями, умениями и навыками и стратегией психологического воздействия на партнера.   (С.Л.Братченко). Психологический такт и коммуникативная направленность педагога, являются объективацией его ценностно-смысловых установок и ориентаций, составляющих мотивационную основу профессионального поведения.

Психологи выделяют несколько стилей поведения учителя: Конструктивно-помогающий стиль поведения характеризуется диалогической коммуникативной направленностью, доминированием ценностей принятия и понимания. Уважение прав, ориентация на сотрудничество, способность к глубинному контакту. Авторитарный стиль. Такой педагог не ориентируется на «среднеарифметического» школьника, не обременяет себя обращением и пониманием индивидуальности, избирателен и субъективен. Доминирующие ценности-ценности самоутверждения. Манипулятивный стиль.

Ученик принимается как субъект деятельности по усвоению предмета, потому оценивается как «достойный уважения». Если успешно учится и «не доставляет хлопот». Доминирующими ценностями являются этические и ценности самоутверждения. Индифферентный стиль характеризуется конформным типом коммуникации, позицией невмешательства. Доминирует ситуативный подход и ориентация на нормативные ценности. ( К.Р. Роджерс. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.2001г).

Проанализировав особенности стилей поведения, можно сделать вывод, что конструктивно-помогающий стиль свойственен педагогу, который способен влиять на формирование личности учащихся в полной мере.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что гармония внутреннего состояния и внешнего общения и поведения-ключ к успешному воспитанию.

Педагогу необходимо активно и сознательно строить свое поведение, которое должно стать орудием созидания, а не разрушения.

На смену авторитарной педагогики сегодня приходит педагогика сотрудничества. Гуманизм как общечеловеческая философия предполагает понимание человека как высшей ценности общества, убеждение в его безграничных возможностях, в его способности к самосовершенствованию, уважение чести и достоинства личности, предоставлении ей свободы выбора.

В какую бы сферу жизни мы не заглянули, везде нужны личности. Личность.. Как её формировать? Какие средства использовать для достижения наилучшего результата, для воспитания достойных граждан нашего Отечества?

Эти и другие вопросы задает себе педагог, начиная свой творческий путь. Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель».

Он -просветитель, наставник и друг. Таковы лучшие учителя.

Таков идеал педагога, выращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий её к высоким целям.

Литература

1. Ананьев Б.Г. « Психолгия и проблемы человекознания.-М.1996г

2.Бернс.Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986г

3. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня.-М.1991г.

4.Духовное становление человека.-М.Знание-1972г.

5. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988г.

6. Психология развивающейся личности..М.,1987г.

7. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения.М., 2004г.

8. Роджерс К.Р. Становление личностью. Взгляд на психотерапию. М.2001г.

9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.1971г

10. Ушинский К.Д. Собр.соч.: в 11т.-М.,Л., 1948г.Т-2.