Диагностический инструментарий (педагоги)


Предварительный просмотр:


Анкеты   на определение уровня готовности педагогов
к инновационной деятельности

Анкета: "Восприимчивость педагогов к новшествам"

Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.

  1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?
  2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
  3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
  4.  Вы сотрудничаете с научными консультантами?
  5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
  6. Вы открыты новому?

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определяется по формуле:

К =

Кфакт

Кмакс

 

где: Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми педагогами;

       Кмакс – максимально возможное количество баллов (18).

Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели:

К < 0,45 – критический уровень;

0,45 < К < 0,65 – низкий уровень;

0,65 < К < 0,85 – допустимый уровень;

К > 0,85 – оптимальный уровень.

 


Анкета: "Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств"

Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".

  1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  4. Желание создать хорошую, эффективную атмосферу в группе для детей.
  5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.
  6. Потребность в лидерстве.
  7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  11. Потребность в риске.
  12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
  13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (п. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

 


Анкета: "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"

Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).

  1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
  2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
  3. Плохое здоровье, другие личные причины.
  4. Большая нагрузка на работе.
  5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.
  6. Отсутствие материальных стимулов.
  7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
  8. Отсутствие помощи.
  9. Разногласия, конфликты в коллективе.

Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

 

Анкета

«Факторы,  влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»

 

Инструкция: оцените по 5-бальной шкале факторы, стимулирующие и препятствующие вашему профессиональному развитию.

5- «да» (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее «да», чем «нет»;

3- и «да», и «нет»;

2 – скорее «нет»;

  1. нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.
  4. Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих ваше желание перемен и стремление к новому.
  5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.
  6. Состояние здоровья.
  7. Недостаток времени.
  8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
  9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива.
  10. Потеря интереса к педагогической  деятельности.
  11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться. 

Стимулирующие факторы:

  1. Налаженная система методической работы в ОУ.
  2. Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.
  5. Интерес к педагогической деятельности.
  6. Личный пример руководителя ОУ.
  7. Возможность получения признания в коллективе.
  8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.
  9. Система материального стимулирования.
  10. Потребность в самосовершенствовании.
  11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе. 

Обработка результатов:

Баллы, полученные по разделу «препятствующие факторы», суммируются: максимум 55, мин 11.

11-27  баллов -  потребность в развитии блокирована. Осознание невозможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;

27-33 балла потребность в развитии носит слабо выраженный характер. Сомнение в возможности профессионального роста при сложившихся обстоятельствах;

33-44  балла  выраженная потребность в развитии. При организации соответствующих условий педагог склонен к профессиональному росту;

44-55   баллов -  ясно выраженная потребность в развитии. Высокая оценка условий, способствующих   профессиональному росту.

Аналогично по разделу стимулирующие факторы.

 Методика оценки уровня инновационного потенциала
педагогического коллектива
(модификация методики Т.В. Морозовой)

Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.

Опросник:

1. Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ОУ?

2. В чем конкретно эти изменения должны выражаться?

3. Почему необходимо вносить эти изменения?

4. Какие, на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении?

  • В управлении ОУ.
  • В технологиях обучения, воспитания и развития.
  • В режиме работы преподавателей и обучающихся.

5. Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств:

  • в содержании обучения;
    (Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).
  • в технологии обучения?
    (Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).

6. Оцените качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной деятельности:

  • 3 балла – очень хорошие;
  • 2 балла – хорошие;
  • 1 балл – удовлетворительные;
  • 0 баллов – неудовлетворительные.

Условия

Баллы

Материальные

Финансовые

Организационные

Психологический климат в коллективе

Стимулирование

Система обучения кадров


7. Что является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств?

  • отсутствие времени;
  • отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения;
  • отсутствие помощи;
  • отсутствие лидеров, новаторов ;
  • разногласия, конфликты в коллективе;
  • отсутствие необходимых теоретических знаний;
  • слабая информированность о нововведениях в образовании;
  • отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений;
  • отсутствие стимулирования.

Выберите 5 наиболее значимых для вас препятствий и подчеркните их.

Данная методика позволяет определить условия, созданные в образовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов.

Методика: "Оценка готовности педагога к участию

 в инновационной деятельности"

Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.

Критерии

1

2

3

4

5

I. Мотивационно-творческая направленность личности

1

Заинтересованность в творческой деятельности

 

 

 

 

 

2

Стремление к творческим достижениям

 

 

 

 

 

3

Стремление к лидерству

 

 

 

 

 

4

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации

 

 

 

 

 

5

Личная значимость творческой деятельности

 

 

 

 

 

6

Стремление к самосовершенствованию

 

 

 

 

 

Всего:

 

II. Креативность педагога

7

Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления

 

 

 

 

 

8

Стремление к риску

 

 

 

 

 

9

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

 

 

 

 

 

10

Способность к самоанализу, рефлексии

 

 

 

 

 

Всего:

 

III. Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности

11

Владение методами педагогического исследования

 

 

 

 

 

12

Способность к планированию экспериментальной работы

 

 

 

 

 

13

Способность к созданию авторской концепции

 

 

 

 

 

14

Способность к организации эксперимента

 

 

 

 

 

15

Способность к коррекции своей деятельности

 

 

 

 

 

16

Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов

 

 

 

 

 

17

Способность к сотрудничеству

 

 

 

 

 

18

Способность творчески разрешать конфликты

 

 

 

 

 

Всего:

 

IV. Индивидуальные особенности личности педагога

19

Работоспособность в творческой деятельности

 

 

 

 

 

20

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

21

Ответственность

 

 

 

 

 

Всего:

 

 Спасибо!

Обработка результатов:

На основе полученных результатов делаются выводы:

  • о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;

  • Средний  уровень – от 70 до 55 баллов;

Низкий  уровень – менее 55 баллов.



Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко.

 Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте по-одному суждения и ставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет. Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты Вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. 


 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит     на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ:

 Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. 
 В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",


"НАПРЯЖЕНИЕ"
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
1 (2), 13 (3), 25 (2), -37 (3), 49 (10), 61 (5), -73 (5)
2. Неудовлетворенность собой:
-2 (3), 14 (2), 26 (2), -38 (10), -50 (5), 62 (5), 74 (3)
3. " Загнанность в клетку":
3 (10), 15 (5), 27 (2), 39 (2), 51 (5), 63 (1), -75 (5)
4. Тревога и депрессия:
  4 (2). 16 (3), 28 (5), 40 (5), 52 (10), 64 (2), 76 (3)


"РЕЗИСТЕНЦИЯ"
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
5 (5), -17 (3), 29 (10). 41 (2), 53 (2), 65 (3), 77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
6 (10), -18 (3), 30 (3), ' 42 (5), 54 (2), 66 (2), -78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
7 (2), 19 (10), -31 (2), 43 (5), 55 (3), 67 (3), -79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
8 (5), 20 (5), 32 (2), -44 (2), 56 (3), 68 (3), 80 (10)


"ИСТОЩЕНИЕ" 
1. Эмоциональный дефицит:
9 (3), 21 (2), 33 (5), -45 (5), 57 (3), -69 (10), 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность:
10 (2), 22 (3), -34 (2), 46 (3), 58 (5), 70 (5), 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
11 (5), 23 (3). 35 (3), 47 (5), 59 (5), 72 (2), 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
12 (3), 24 (2), 36 (5), 48 (3), 60 (2), 72 (10), 84 (5)


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

 Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". 

Определение выраженности симптомов.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. 

Определение сформированности фаз развития стресса.

В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 


- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.




Предварительный просмотр:

Методика: «Оценка  коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями воспитанников»

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1.  Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?        
  2.  Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3.  Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке
    с его родителями до последнего момента?
  4.  Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями
    об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5.  Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для
    родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум
    усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6.  Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с
    родителями с коллегами, руководством?
  7.  Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8.  Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9.  Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  1.  Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  2.  Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  3.  Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  4. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  5. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии
    оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не
    приемлете?
  6. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  7. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в
    письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

3032 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

1418 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

913 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.



Предварительный просмотр:

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

        Уважаемые педагоги! Оцепите, пожалуйста, как проявляются свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем - справа и после этого знаком "+" отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

3

2

1

0

-1

-2

-3

1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

  1. Преобладает подавленное настроение.

2. Доброжелательность в отношениях взаимные симпатии.

2. Конфликтность в отношениях и антипатии.

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.

3. Группировки конфликтуют между собой.

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.

4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

6. С уважением относятся к мнению

друг друга.

6. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива,

8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение "один за всех, и все за одного"

8. В трудные минуты коллектив "раскисает", возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

10. Коллектив активен, полон энергии.

10. Коллектив инертен и

пассивен.

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива помогают им освоиться в коллективе.

11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно,

12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

13. Коллектив заметно разделяется не "привилегированных"; пренебрежительное отношение к слабым.

 

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Оценки

        3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

        2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

        1 – свойство проявляется нередко;

        0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство

        

        Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

        Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины: сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

        Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.

        Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать,  а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд их этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства  с отрицательным знаком).

        Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойство, которые «заложены» в опросном листе).



Предварительный просмотр:

Тест: «Сформирован ли у вас педагогический такт»

(модификация  Р.Р. Калининой)

Инструкция:  Ответьте, пожалуйста, на вопросы утверждением «да» или отрицанием «нет» и заполните бланк ответов.

  1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
  2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
  3. зависит ли ваше настроение от внешних причин?
  4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
  5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявляли  несправедливость?
  6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных детей?
  7. Легко ли вы впадаете в гнев?
  8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
  9. Общительный вы человек?
  10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
  11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
  12. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?
  13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
  14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы?
  15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
  16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем настоящем отношении к нему?
  17. Очень ли вы переживаете от несправедливости?
  18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
  19. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
  20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
  21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
  22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
  23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
  24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то занятие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный момент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблонов и формализма. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми. Педагогический такт, деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него.

КЛЮЧ

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы:

1; 2; 4; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 16; 17; 19; 21; 23.

Количество отрицательных ответов на вопросы:

3; 5; 7; 13; 18; 20; 22; 24.

Суммируйте эти два показателя.

До 12 баллов.

Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.

13 – 16 баллов.

Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

17 – 20 баллов.

Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.

21 – 24 балла.

Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.

БЛАНК ОТВЕТОВ

(сформирован ли у вас педагогический такт)

      Ф.И.О. педагога ___________________________________________

Дата заполнения___________________________________

№      

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

да

нет

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

да

нет



Предварительный просмотр:

Способность педагога  к эмпатии

Уважаемые педагоги! Для выявления уровня эмпатийных тенденций, необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа, если ответ: "не знаю" - 0, "нет, никогда" -1, "иногда" - 2, "часто" - 3, "почти всегда" – 4, "да, всегда" - 5.

  1. Мне больше нравятся книги   путешествиях, чем книги из серии "Жизнь замечательных людей".
  2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю "Современные ритмы".
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
  9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  1. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  2. Я равнодушен к критике в мой адрес.
  3. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  4. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
  5. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  1. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую словно это
    происходит со мной.
  1. Родители относятся к своим детям справедливо.
  2. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  3. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  4. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
  5. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  6. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  7. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
  8. Все люди необоснованно озлоблены.
  9. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  10. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  11. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
  12. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  13. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  14. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  1. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина
  2. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
  1. Бели ребенок плачет, на то есть свои причины.
  2. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  1. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы
  1. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
  2. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Способность педагога  к эмпатии

        Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11,13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами  «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, а при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

        Если Вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже и взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить ребе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.

        От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к  людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

        От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но  в это же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

        12-36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с детьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные  проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто ест, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим пониманием. Но это поправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.

        11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой  адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.



Предварительный просмотр:

Способность педагога  к эмпатии

Уважаемые педагоги! Для выявления уровня эмпатийных тенденций, необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа, если ответ: "не знаю" - 0, "нет, никогда" -1, "иногда" - 2, "часто" - 3, "почти всегда" – 4, "да, всегда" - 5.

  1. Мне больше нравятся книги   путешествиях, чем книги из серии "Жизнь замечательных людей".
  2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю "Современные ритмы".
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
  9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  1. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  2. Я равнодушен к критике в мой адрес.
  3. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  4. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
  5. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  1. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую словно это
    происходит со мной.
  1. Родители относятся к своим детям справедливо.
  2. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  3. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  4. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
  5. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  6. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  7. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
  8. Все люди необоснованно озлоблены.
  9. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  10. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  11. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
  12. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  13. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  14. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  1. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина
  2. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
  1. Бели ребенок плачет, на то есть свои причины.
  2. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  1. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы
  1. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
  2. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Способность педагога  к эмпатии

        Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11,13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами  «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, а при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

        Если Вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже и взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить ребе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.

        От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к  людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

        От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но  в это же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

        12-36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с детьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные  проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто ест, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим пониманием. Но это поправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.

        11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой  адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.