Диофантовы уравнения
Материал может быть полезен при подготовке к олимпиаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diofantovy_uravneniya.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диофантовы уравнения.
Диофантовыми уравнениями (в честь Диофанта Александрийского, древнегреческого ученого ΙΙΙ в.) называют уравнения и системы с целыми коэффициентами, имеющие число неизвестных, превосходящее число уравнений. Система становится неопределенной, и у неё находят целые решения.
Решение неопределённых уравнений способствует формированию сообразительности, наблюдательности, внимательности, развивает память и фантазию, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать. Общей методики таких уравнений нет.
Линейное диофантово уравнение с двумя неизвестными ах + вх = с (где а, в, с, – целые, а, в – взаимно простые числа), очевидно имеет бесконечное число решений: х = хо – вk, у = уо +аk, где (хо,уо) – любое решение, k.
Ι. Линейные уравнения.
1. Решить в целых числах уравнение 38х + 14у = 22.
Решение: Убедимся, что НОД коэффициентов при неизвестных является делителем свободного члена: НОД(38; 14) = 2. 22 делится на 2 следовательно уравнение имеет решения. Поделим уравнение на НОД. Получим уравнение с теми же решениями, что и исходное:
19х + 7у = 11 (1)
НОД коэффициентов теперь равен 1. Решим вспомогательное уравнение
19х +7у =1 (2)
Применим алгоритм Евклида:
19 = 7 · 2 + 5
7 = 5 · 1 + 2
5 = 2 · 2 + 1 – последний ненулевой остаток всегда равен 1.
«Соберём» алгоритм Евклида «в обратную сторону»:
1 = 5 + 2 · (-2); выразим число 2 из предпоследнего уравнения:
1 = 5 – ( 7 – 5 · 1) · 2 = 7 · (-2) + 5 ·3. Теперь выразим число 5 из первого: 1 = 7 · (-2) + (19 – 7 ·2) · 3 = 19 · 3 + 7 · (-8).
Таким образом, некоторое решение уравнения (2) таково: х2 = 3; у2 = - 8. Чтобы получить частное решение уравнения (1) умножим х2 и у2 на 11, получим х1 = 33; у1 = -88.
Для получения общего решения воспользуемся формулами: х = х1 – вk, у = у1 +аk. Тогда х = х1 – 7k; у = у1 +19k.
Ответ: х = 33 - 7k; у = -88 + 19k, где k – целое число.
2. Решите уравнение в целых числах 6х – 9у = 7.
Решение: НОД (6; 9) = 3, следовательно, левая часть делится на 3 при любых целых значениях х и у. Правая часть (число 7) не делится на 3.
Ответ: уравнение не имеет решений.
3. Пятиклассник расставляет игрушечных солдатиков по 10 в шеренгу. В последней не хватило трёх солдатиков. Он стал ставить в шеренгу по 12 солдатиков – 7 осталось. Затем он уложил их в коробки по 100 штук – третья коробка оказалась неполной. Сколько всего солдатиков у школьника?
Решение: Пусть с – число солдатиков, х – количество полных шеренг по 10, у – по 12. Тогда с = 10х + 7 = 12у + 7, откуда 5х = 6у. Левая часть равенства кратна 6, т.е. х = 6k, следовательно, у = 5k, с = 60k + 7, k
Условию 200 < с < 300 удовлетворяет только k = 4, откуда х = 23, у = 20, с = 247.
4. Можно ли между 30 детьми разделить поровну 29 конфет, не разрезая их более чем на 6 частей?
Решение: Разобьём все конфеты на х групп по 5 и у групп по 6 (имея в виду делить каждую конфету первой группы на 6 частей, а второй – на 5), т. е. 5х + 6у = 29. Отсюда х =1, у = 4. Значит 5·1=5 конфет делим на 6 частей получим 30 частей и 6·4=24 конфеты делим на 5 частей получим 120 частей. Всего 150 частей поделим между 30 детьми.
5. Сколькими способами можно набрать сумму в 10 рублей монетами по 3 и 5 копеек?
Решение: Пусть х монет по 3 коп. и у монет по 5 коп. в сумме дают 10 р. Тогда 3х + 5у = 1000. Имеем: Последнее слагаемое k = должно быть целым. Отсюда у =3k – 1, х = 333 – 2(3k – 1) + k = 335 - 5k. Последнее равенство имеет смысл для k = 1, 2, …, 67. Ответ: 67 способов.
6. Три рыбака вечером наловили рыбы и легли спать. Первый, проснувшись утором, решил не будить остальных. Он разделил рыбу из садка поровну, но одна рыба оказалась лишней; он выбросил её в воду, забрал третью часть улова и уехал домой. Через час встал второй. Думая, что он проснулся первым, и не желая будить остальных, проделал то же самое, что и первый: выкинул в воду лишнюю рыбу, взял третью часть от оставшегося улова и уехал. Ещё через час все это повторил третий рыбак, тоже считая, что он встал первым. Каков был улов?
Решение : Пусть поймано х рыб.
доля первого рыбака,
остаток после первого дележа,
доля второго рыбака,
остаток после второго дележа,
доля третьего рыбака.
Выразим из последнего уравнения х:
Последний одночлен обозначим новой переменной: k = Тогда выражение х через k будет иметь целые коэффициенты: х = 7у – k + 5.
А из предыдущего равенства имеем: у = 4 k – 1. Подставим это значение в выражение для х: х = 27 k – 2. Мы получим формулу для всех решений задачи, если придадим параметру k значения 1, 2, 3, … При этом х=25, 52, 77, …
7. Найти все целые корни уравнения не превосходящие по модулю 100.
Решение: Умножим обе части уравнения на 91, получим 13а – 7с = 1, где т.е. а = 7 k – 1, с = 13 k – 2, Получили бесконечное множество корней, но условию удовлетворяют лишь а при |7 k – 1|< 100, с при |13 k – 2|<100, т.е. при | k | ≤ 7. Ответ: а = 7 k – 1, с = 13 k – 2, при | k | ≤ 7.
8. Сумма всех трехзначных чисел без некоторых двух в 600 раз больше одного из этих чисел. Найдите эти два числа.
Решение: Сумма всех трехзначных чисел равна 494 550. Если из неё вычесть искомые числа х и у, то 494 550 – х – у = 600х, или у = 494 550 – 601х. Тогда 100 ≤ 494 550 – 601х ≤ 990, откуда х = 822, у = 528.
ΙΙ. Линейные системы.
9. Школьник написал три различных натуральных числа. Сложил большее со средним – получилось 2004, а когда из среднего вычел меньшее, то получил 1000. Что это за числа?
Решение: Пусть написанные числа а, в и с; такие, что а < в < с. По условию получаем систему: Из системы следует:
в = 1000 + а, значит а<1000. Пусть с = в + Δ, тогда 2в = 2004 – Δ и значит в<1002. Отсюда следует в = 1001, а = 1, с = 1003.
10. Библиотекарь получил 10 000 рублей на приобретение 100 книг (без сдачи). В магазине он определил, что для библиотеки подходят книги стоимостью 30, 80 и 120 рублей. Сколькими способами библиотекарь может приобрести книги?
Решение: Возьмём х книг по 120 рублей, у – по 80 рублей, z – по 30 рублей. Тогда Исключим z: 9х + 5у= 700. Отсюда х = 5k, у = 140 – 9k, z = 4k – 40. Какие значения k удовлетворяют условию задачи? 140 – 9k ≥ 0, 4k – 40 ≥ 0, 10 ≤ k ≤ 15. Всего 6 значений. Ответ: 6.
11. В классе 35 учеников. Они собрали библиотеку для младших школьников. Для этого каждый принес от 4 до 6 книг – и получилось 180 книг. Каких учеников в классе больше – тех, кто принес по 4, или тех, кто принес по 6 книг? Укажите одно из распределений учеников по количеству принесенных книг.
Решение: Пусть х учеников принесли по 4 книги, у – по 5, z – по 6 книг. Имеем: Исключим х: у = 40 – 2z. Тогда х = 35 – у – z = z – 5 < z (ответ на первый вопрос задачи). При любом z ( 5 < z ≤ 20) получаем решение. Например, z = 20, у = 0, х = 15.
Ответ на первый вопрос можно получить сразу: тех, кто принес 6 книг больше, потому что среднее число книг (на одного ученика) больше 5.
12. Разменяйте 25 тугриков монетами по 1, 3, 5 тугриков так, чтобы их было ровно 10.
Решение: Пусть а, в, с – количество монет достоинством в 1, 3, 5 тугриков соответственно. Тогда Вычитая уравнения, получим 2в + 4с = 15. Левая часть четная, правая нечетная, что невозможно ни при каких целых в и с. Ответ: такой размен невозможен.
13. Каждым выстрелом по мишени стрелок выбивал 8, 9 или 10 очков. Он произвел более 11 выстрелов и выбил 100 очков. Сколько он сделал выстрелов и с каким результатом?
Решение: Пусть х, у, z – количество выстрелов с результатом 8, 9, 10 очков соответственно: 8х + 9у + 10z = 100. Если бы каждым выстрелом стрелок выбивал по 8 очков, то выбил бы не более 100: 8х + 8у + 8z < 100, поэтому Таким образом, общее количество выстрелов 12.
Из системы исключим х: y + 4z = 4, откуда z = 1, у = 2, х = 9. Ответ: 9, 2, 1.
14. Мальчик коллекционирует значки, все время пересчитывает и раскладывает по темам: памятные даты, города, спорт. Если бы количество первых (даты) у него увеличилось вдвое, а вторых (города) – в 11 раз, то всего значков стало бы 6 000. А вот если бы вдвое увеличить «города» и вчетверо – спортивные, то получилось бы даже 10 000. Каких значков у мальчика больше – «спорта» или «городов»?
Решение: Обозначим за а, в, с количество значков по каждой теме. Тогда Исключая а, получим с = в + 2000 > в. Ответ: спортивных значков больше.
15. Некто купил 30 птиц за 30 монет, уплатив за каждые 3 воробья по 1 монете, за каждые 2 горлицы – тоже по 1 монете, а за каждого голубя – по 2 монеты. Сколько куплено птиц каждого вида?
Решение: Пусть х, у, z – количество воробьев, горлиц и голубей соответственно. Тогда Исключая из системы х, получим у = 120 – 10z. Подставим в первое уравнение: х = 9z – 90. Из неравенств 1 ≤ х ≤ 29, 1 ≤ у ≤ 29 получим z = 11, откуда х = 9, у = 10. Ответ: 9 воробьев, 10 горлиц и 11 голубей.
ΙΙΙ. Нелинейные уравнения.
Рассмотрим несколько приемов решения нелинейных уравнений.
1). Преобразование в произведение.
17. Решите в целых числах уравнение (4х – 1) (2у + 1) = 15.
Решение: Так как выражения в обеих скобках целые, то они должны быть дополнительными делителями числа 15.
Делители числа 15: ± 1; ± 3; ± 5; ± 15. Переберём случаи:
1) При 4х – 1 = 1; -3; 5 или -15 число х не является целым. Эти
варианты отпадают.
2) Если 4х – 1 = -1, то 2у + 3 = - 15. Получаем: х = 0; у = -9.
3) Аналогично при 4х – 1 = 3: х = 1; у = 1;
при 4х – 1 = -5: х = -1; у = -3;
при 4х – 1 = 15: х = 4; у = -1.
Ответ: ( 0; -9); ( 1; 1); ( -1; -3); ( 4; -1).
18. Решите в целых числах уравнение ху – 2х + 3у = 16.
Решение: Данное уравнение равносильно следующим:
х (у – 2) + 3у – 6 = 10,
(х + 3)(у – 2) = 10.
Из последнего уравнения следует, что числа х + 3 и у – 2 - делители числа 10. Число 10 имеет восемь делителей: ± 1, ± 2, ± 5, ± 10. Отсюда восемь систем уравнений:
Следовательно, данное уравнение имеет восемь целых решений: (-2,12), (-4,-8), (-1,7), (-5,-3), (2,4), (-8,0), (7,3), (-13,1).
19. Решить уравнение относительно р, где р – данное простое число.
Решение: Отметим, что х ≠ 0, у ≠ 0, р ≠ 0. Имеем:
ху = рх + ру,
(х – р)(у – р) = р2.
Так как р – простое число, то р2 имеет шесть делителей: ± 1, ± р, ± р2. Следовательно, данное уравнение имеет пять целых решений: (р+1, р+р2), (р–1, р–р2), (2р, 2р), (р+р2, р+1), (р–р2, р–1).
2). Метод проб.
20. Решить в натуральных числах уравнение
Решение: Допустим сначала, что х ≤ у ≤ z. Рассмотрим следующие случаи: а) х=1; уравнение не имеет решений, так как
б) х=2; имеем (у – 2)(z – 2) = 4.
Так как 0 ≤ у – 2 ≤ z – 2, то имеется два решения:
(2, 3, 6), (2, 4, 4).
в) х=3; после преобразования получим
Если у=3, то z=3. Получим решение (3, 3, 3).
Если у ≥ 4, то z ≥ 4. Отсюда следует, что
Это невозможно.
г) х ≥ 4; при этом у ≥ 4 и z ≥ 4, и следовательно,
Это невозможно.
Итак, при х ≤ у ≤ z уравнение имеет три решения: (2, 3, 6), (2, 4, 4), (3, 3, 3). Снимая первоначальное допущение, получим еще семь решений: (4, 2, 4), (4, 4, 2), (2, 6, 3), (3, 2, 6), (3, 6, 2), (6, 2, 3), (6, 3, 2).
21. Найти пары натуральных чисел, для которых сумма каждого из них с числом 1 делится на другое число.
Решение: Сначала предположим, что х ≤ у. Из условия задачи следует, что х +1 и у + 1 соответственно делятся на у и х. Следовательно, произведение (х+1)(у+1) = ху + х + у + 1 делится на ху. Отсюда х+у+1 делится на ху, или х+у+1 = рху, где р
Так как х ≥ 1 и у ≥ 1, имеем Следовательно, целое число р может принять одно из трех значений: 1, 2, 3.
а) р=3, получим уравнение решение которого (1, 1). б) р=2; решений нет.
в) р=1; Получаем решение (2, 3).
Ответ: (1, 1), (2, 3), (3, 2).