Влияние экспериментальной программы «Твое здоровье» на физическую подготовленность учащихся 9-х классов. Н.М. Белоусов
Для отечественной системы школьного образования. В настоящее время в нашей стране все большее значение приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. [1,2,3]
Несмотря на большое количество специальной научно-методической литературы, освещающей основные аспекты формирования здорового образа жизни школьников, в том числе и на уроках физической культуры, рассматриваемая проблема все еще далека от своего разрешения. Так специалисты, работающие в данном направлении, отмечают низкую общую двигательную активность учащихся основной школы, недостаточный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их работоспособности. [7,8]. К сожалению, и уроки физической культуры не в полной мере реализуют задачу формирования физической подготовленности учащихся. Важно отметить, что большинство предлагаемых в настоящее время оздоровительных программ касается какого-либо одного вида двигательной активности и направлено на развитие одного, в лучшем случае, нескольких физических качеств учащихся.Анализ специальных публикаций и собственные педагогические наблюдения показали, что существует явное противоречие между крайней необходимостью неотложного решения проблемы повышения оздоровительной эффективности физического воспитания, модернизации физкультурно-оздоровительной работы в основной школе и ее недостаточной методической обеспеченностью. Это и определяет актуальность исследования этой проблемы, ее практическую важность и наш выбор конкретной темы исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_itog_dlya_stati_pechat.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние экспериментальной программы «Твое здоровье» на физическую подготовленность учащихся 9-х классов.
Н.М. Белоусов
Факультет физической культуры МГОУ
Для отечественной системы школьного образования. В настоящее время в нашей стране все большее значение приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. [1,2,3]
Несмотря на большое количество специальной научно-методической литературы, освещающей основные аспекты формирования здорового образа жизни школьников, в том числе и на уроках физической культуры, рассматриваемая проблема все еще далека от своего разрешения. Так специалисты, работающие в данном направлении, отмечают низкую общую двигательную активность учащихся основной школы, недостаточный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их работоспособности. [7,8]. К сожалению, и уроки физической культуры не в полной мере реализуют задачу формирования физической подготовленности учащихся. Важно отметить, что большинство предлагаемых в настоящее время оздоровительных программ касается какого-либо одного вида двигательной активности и направлено на развитие одного, в лучшем случае, нескольких физических качеств учащихся. [4,5,6]
Анализ специальных публикаций и собственные педагогические наблюдения показали, что существует явное противоречие между крайней необходимостью неотложного решения проблемы повышения оздоровительной эффективности физического воспитания, модернизации физкультурно-оздоровительной работы в основной школе и ее недостаточной методической обеспеченностью. Это и определяет актуальность исследования этой проблемы, ее практическую важность и наш выбор конкретной темы исследования.
Исходя из выше изложенного, в нашем исследовании одной из задач являлась оценка эффективности ее применения в процессе физического воспитания учащихся 9-го класса.
В качестве объекта исследования выступал процесс физического воспитания учащихся основной школы.
Предметом исследования являлось содержание и методика проведения факультативных занятий курса «Твоё здоровье», направленных на совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в основной школе.
В число основных методов исследования входили: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические методы исследования, тестирование физической подготовленности (общей физической работоспособности и физической подготовленности) медико-физиологические (определение массы и длины тела; измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), функциональные пробы);
В таблице 1 представлены результаты идентичности КГ и ЭГ по функциональным показателей.
Таблица 1
Показатели | Исходные КГ | Исходные ЭГ | ||
•Х | σ | •Х | σ | |
Масса тела, кг | 66,88 | 10,2 | 66,83 | 10,9 |
Индекс Кетле, г/см | 469,71 | 64,2 | 469,36 | 64,4 |
ЧСС в покое, уд/мин | 72,11 | 10,23 | 72,23 | 10,5 |
Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин — в пределах 3 мин | 6,18 | 0,11 | 6,10 | 0,1 |
ЖЕЛ, л | 3,65 | 0,22 | 3,61 | 0,2 |
Адаптационный потенциал | 4,14 | 0,14 | 4,19 | 0,1 |
Степ-тест (длительность восстановления ЧСС, с) | 119,34 | 8,13 | 119,82 | 8,1 |
Количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота) | 11,45 | 0,35 | 11,33 | 0,3 |
Гибкость, см | 2,56 | 0,26 | 2,81 | 0,2 |
В ходе исследования было установлено, что по исходному уровню изучаемых показателей учащиеся ЭГ и КГ не отличались между собой (табл. 1). Это подтверждает правильность комплектования учащихся КГ и ЭГ и их идентичность по изучаемым показателям. Однако к концу года наблюдений у учащихся из КГ изменения изучаемых показателей были слабо выражены и не имели статистической достоверности (табл. 2). Все это еще раз доказывает высокую эффективность экспериментальной программы
Таблица 2.
В таблице 2 представлены изменения функционального состояния и физической подготовленности, учащихся из КГ за время проведения формирующего педагогического эксперимента
Показатели | Исходные | Конечные | p | ||
•Х | σ | •Х | σ | ||
Масса тела, кг | 66,88 | 10,2 | 65,77 | 8,91 | >0,05 |
Индекс Кетле, г/см | 469,71 | 64,2 | 464,44 | 47,10 | >0,05 |
ЧСС в покое, уд/мин | 72,11 | 10,23 | 71,01 | 8,83 | >0,05 |
Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин — в пределах 3 мин | 6,18 | 0,11 | 5,54 | 0,61 | >0,05 |
ЖЕЛ, л | 3,65 | 0,22 | 3,87 | 0,26 | >0,05 |
Адаптационный потенциал | 4,14 | 0,14 | 4,31 | 0,22 | >0,05 |
Степ-тест (длительность восстановления ЧСС, с) | 119,34 | 8,13 | 117,11 | 6,10 | >0,05 |
Количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота) | 11,45 | 0,35 | 14,40 | 0,88 | >0,05 |
Гибкость, см | 2,56 | 0,26 | 2,88 | 0,45 | >0,05 |
Оценка эффективности экспериментальной программы проводилась традиционно: путем сравнения изучаемых показателей от начала к окончанию формирующего педагогического эксперимента.
В таблице 3, представлена динамика функционального состояния и физической подготовленности, учащихся из экспериментальной группы (ЭГ) которые занимались по экспериментальной программе.
Таблица 3.
Показатели | Исходные | Конечные | P | ||
•Х | σ | •Х | σ | ||
Масса тела, кг | 66,83 | 10,9 | 61,1 | 8,1 | <0,05 |
Индекс Кетле, г/см | 469,36 | 64,4 | 444,90 | 48,8 | <0,05 |
ЧСС в покое, уд/мин | 72,23 | 10,5 | 62,09 | 8,8 | <0,05 |
Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин — в пределах 3 мин | 6,10 | 0,1 | 4,0 | 0,6 | <0,01 |
ЖЕЛ, л | 3,61 | 0,2 | 3,94 | 0,2 | <0,05 |
Адаптационный потенциал | 4,19 | 0,1 | 2,0 | 0,2 | <0,001 |
Степ-тест (длительность восстановления ЧСС, с) | 119,82 | 8,1 | 108,3 | 6,1 | <0,01 |
Количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота) | 11,33 | 0,3 | 15,0 | 0,8 | <0,05 |
Гибкость, см | 2,81 | 0,2 | 4,1 | 0,4 | <0,01 |
Установлено, что масса тела у учащихся ЭГ к окончанию формирующего педагогического эксперимента снизилась с 66,80 до 61,10 кг, улучшение на 8,16% (р•0,05); индекс Кетле снизился – с 469,36 до 444,90 г/см, улучшение на 5,49% (р•0,05); ЧСС в покое снизилась с 72,23 до 62,09 уд/мин, улучшение на 5,74% (р•0,05); время восстановления ЧСС и АД после нагрузки до исходных величин снизилось с 6,11 до 4,01 мин, улучшение на 52,36% (р•0,01); ЖЕЛ повысилась с 3,61 до 3,94 л, улучшение на 11,15% (р•0,05); длительность восстановления ЧСС в степ-тесте снизилась - с 119,8 до 108,30 с, улучшение на 11,06% (р•0,05); количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота) увеличилось с 11,32 до 15,01 раз – на 32,59% (р•0,001); гибкость повысилась с 2,87 до 4,13 см, улучшение на 43,90% (р•0,01) (табл.
3). Установлено, что у учащихся этой группы за этот период в наибольшей мере изменился адаптационный потенциал системы кровообращения - прирост показателя 104,97%, время восстановления ЧСС и АД после нагрузки – прирост 52,36%, количество наклонов вперед – на 32,59% .
Таким образом, представленные результаты указывают на значительное повышение показателей физической подготовленности и улучшение функционального состояния учащихся ЭГ в процессе занятий по экспериментальной программе. Что позволяет считать, что экспериментальная программа обладает несомненной оздоровительной эффективностью, обладая высоким кондиционно-оздоровительным воздействием на учащихся.
Заключение:
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что наиболее информативными показателями, отражающими эффективность занятий ОФК можно считать длительность восстановления ЧСС и АД после нагрузки, величину адаптационного потенциала системы кровообращения.
Список литературы:
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. 1990. -№ 1.-С. 22.
- Бацина, Ольга Николаевна Формирование культуры здоровья девушек старшеклассниц в системе физического воспитания: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.04, кандидат педагогических наук / Бацина, Ольга Николаевна. – Чайковский, 2007. -24с.
- Безруких М.М. Здоровье сберегающая школа / М.М. Безруких. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
- Макарова Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, А.В. Соловьёв, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496.
- Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / РГАФК. - М., 1997. - 128 с.
- Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях: утв. заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 года № 206-ВС // Администратор образования. – 2008. – № 15. – С. 13—32.
- Степанова, М.И. Гигиеническая оценка системы обучения и воспитания / М. И. Степанова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 8. – С. 54—58.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. 2-е изд. /А.Г Сухарев, В.И. Коваль. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.