Влияние экспериментальной программы «Твое здоровье» на физическую подготовленность учащихся 9-х классов. Н.М. Белоусов

Для отечественной системы школьного образования. В настоящее время в нашей стране все большее значение приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.  [1,2,3]

Несмотря на большое количество специальной научно-методической литературы, освещающей основные аспекты формирования здорового образа жизни школьников, в том числе и на уроках физической культуры, рассматриваемая проблема все еще далека от своего разрешения. Так специалисты, работающие в данном направлении, отмечают низкую общую двигательную активность учащихся основной школы, недостаточный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их работоспособности.  [7,8]. К сожалению, и уроки физической культуры не в полной мере реализуют задачу формирования физической подготовленности учащихся. Важно отметить, что большинство предлагаемых в настоящее время оздоровительных программ касается какого-либо одного вида двигательной активности и направлено на развитие одного, в лучшем случае, нескольких физических качеств учащихся.Анализ специальных публикаций и собственные педагогические наблюдения показали, что существует явное противоречие между крайней необходимостью неотложного решения проблемы повышения оздоровительной эффективности физического воспитания, модернизации физкультурно-оздоровительной работы в основной школе и ее недостаточной методической обеспеченностью. Это и определяет актуальность исследования этой проблемы, ее практическую важность и наш выбор конкретной темы исследования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_itog_dlya_stati_pechat.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние экспериментальной программы «Твое здоровье» на физическую подготовленность учащихся 9-х классов.

Н.М. Белоусов

Факультет физической культуры МГОУ

Для отечественной системы школьного образования. В настоящее время в нашей стране все большее значение приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.  [1,2,3]

Несмотря на большое количество специальной научно-методической литературы, освещающей основные аспекты формирования здорового образа жизни школьников, в том числе и на уроках физической культуры, рассматриваемая проблема все еще далека от своего разрешения. Так специалисты, работающие в данном направлении, отмечают низкую общую двигательную активность учащихся основной школы, недостаточный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их работоспособности.  [7,8]. К сожалению, и уроки физической культуры не в полной мере реализуют задачу формирования физической подготовленности учащихся. Важно отметить, что большинство предлагаемых в настоящее время оздоровительных программ касается какого-либо одного вида двигательной активности и направлено на развитие одного, в лучшем случае, нескольких физических качеств учащихся.  [4,5,6]

Анализ специальных публикаций и собственные педагогические наблюдения показали, что существует явное противоречие между крайней необходимостью неотложного решения проблемы повышения оздоровительной эффективности физического воспитания, модернизации физкультурно-оздоровительной работы в основной школе и ее недостаточной методической обеспеченностью. Это и определяет актуальность исследования этой проблемы, ее практическую важность и наш выбор конкретной темы исследования.

Исходя из выше изложенного, в нашем исследовании одной из задач являлась оценка эффективности ее применения в процессе физического воспитания учащихся 9-го класса.

В качестве объекта исследования выступал процесс физического воспитания учащихся основной школы.

Предметом исследования являлось содержание и методика проведения факультативных занятий курса «Твоё здоровье», направленных на совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в основной школе.

В число основных методов исследования входили: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические методы исследования, тестирование физической подготовленности (общей физической работоспособности и физической подготовленности) медико-физиологические (определение массы и длины тела; измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), функциональные пробы);

В таблице 1 представлены результаты идентичности КГ и ЭГ по функциональным показателей.                                             

                                                                                                             Таблица 1

Показатели

Исходные КГ

Исходные ЭГ

Х

σ

Х

σ

Масса тела, кг

66,88

10,2

66,83

10,9

Индекс Кетле, г/см

469,71

64,2

469,36

64,4

ЧСС в покое, уд/мин

72,11

10,23

72,23

10,5

Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин — в пределах 3 мин

6,18

0,11

6,10

0,1

ЖЕЛ, л

3,65

0,22

3,61

0,2

Адаптационный потенциал

4,14

0,14

4,19

0,1

Степ-тест (длительность восстановления ЧСС, с)

119,34

8,13

119,82

8,1

Количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота)

11,45

0,35

11,33

0,3

Гибкость, см

2,56

0,26

2,81

0,2

В ходе исследования было установлено, что по исходному уровню изучаемых показателей учащиеся ЭГ и КГ не отличались между собой (табл. 1). Это подтверждает правильность комплектования учащихся КГ и ЭГ и их идентичность по изучаемым показателям. Однако к концу года наблюдений у учащихся из КГ изменения изучаемых показателей были слабо выражены и не имели статистической достоверности (табл. 2). Все это еще раз доказывает высокую эффективность экспериментальной программы

Таблица 2.

В таблице 2 представлены изменения функционального состояния и физической подготовленности, учащихся из КГ за время проведения формирующего педагогического эксперимента

Показатели

Исходные

Конечные

p

Х

σ

Х

σ

Масса тела, кг

66,88

10,2

65,77

8,91

>0,05

Индекс Кетле, г/см

469,71

64,2

464,44

47,10

>0,05

ЧСС в покое, уд/мин

72,11

10,23

71,01

8,83

>0,05

Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин — в пределах 3 мин

6,18

0,11

5,54

0,61

>0,05

ЖЕЛ, л

3,65

0,22

3,87

0,26

>0,05

Адаптационный потенциал

4,14

0,14

4,31

0,22

>0,05

Степ-тест (длительность восстановления ЧСС, с)

119,34

8,13

117,11

6,10

>0,05

Количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота)

11,45

0,35

14,40

0,88

>0,05

Гибкость, см

2,56

0,26

2,88

0,45

>0,05

Оценка эффективности экспериментальной программы проводилась традиционно: путем сравнения изучаемых показателей от начала к окончанию формирующего педагогического эксперимента.

В таблице 3, представлена динамика функционального состояния и физической подготовленности, учащихся из экспериментальной группы (ЭГ) которые занимались по экспериментальной программе.

                                                                                                               Таблица 3.

Показатели

Исходные

Конечные

P

Х

σ

Х

σ

Масса тела, кг

66,83

10,9

61,1

8,1

<0,05

Индекс Кетле, г/см

469,36

64,4

444,90

48,8

<0,05

ЧСС в покое, уд/мин

72,23

10,5

62,09

8,8

<0,05

Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин — в пределах 3 мин

6,10

0,1

4,0

0,6

<0,01

ЖЕЛ, л

3,61

0,2

3,94

0,2

<0,05

Адаптационный потенциал

4,19

0,1

2,0

0,2

<0,001

Степ-тест (длительность восстановления ЧСС, с)

119,82

8,1

108,3

6,1

<0,01

Количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота)

11,33

0,3

15,0

0,8

<0,05

Гибкость, см

2,81

0,2

4,1

0,4

<0,01

Установлено, что масса тела у учащихся ЭГ к окончанию формирующего педагогического эксперимента снизилась с 66,80 до 61,10 кг, улучшение на 8,16% (р0,05); индекс Кетле снизился – с 469,36 до 444,90 г/см, улучшение на 5,49% (р0,05); ЧСС в покое снизилась с 72,23 до 62,09 уд/мин, улучшение на 5,74% (р0,05); время восстановления ЧСС и АД после нагрузки до исходных величин снизилось с 6,11 до 4,01 мин, улучшение на 52,36% (р0,01); ЖЕЛ повысилась с 3,61 до 3,94 л, улучшение на 11,15% (р0,05); длительность восстановления ЧСС в степ-тесте снизилась - с 119,8 до 108,30 с, улучшение на 11,06% (р0,05); количество наклонов вперед, раз (сила мышц живота) увеличилось с 11,32 до 15,01 раз – на 32,59% (р0,001); гибкость повысилась с 2,87 до 4,13 см, улучшение на 43,90% (р0,01) (табл.

3). Установлено, что у учащихся этой группы за этот период в наибольшей мере изменился адаптационный потенциал системы кровообращения - прирост показателя 104,97%, время восстановления ЧСС и АД после нагрузки – прирост 52,36%, количество наклонов вперед – на 32,59% .

Таким образом, представленные результаты указывают на значительное повышение показателей физической подготовленности и улучшение функционального состояния учащихся ЭГ в процессе занятий по экспериментальной программе. Что позволяет считать, что экспериментальная программа обладает несомненной оздоровительной эффективностью, обладая высоким кондиционно-оздоровительным воздействием на учащихся.      

                                           Заключение:

 Исходя из полученных данных, можно утверждать, что наиболее информативными показателями, отражающими эффективность занятий ОФК можно считать длительность восстановления ЧСС и АД после нагрузки, величину адаптационного потенциала системы кровообращения.

                                           

                                              Список литературы:

  1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. 1990. -№ 1.-С. 22.
  2. Бацина, Ольга Николаевна Формирование культуры здоровья девушек старшеклассниц в системе физического воспитания: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.04, кандидат педагогических наук / Бацина, Ольга Николаевна. – Чайковский, 2007. -24с.
  3. Безруких М.М. Здоровье сберегающая школа / М.М. Безруких. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  4. Макарова Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, А.В. Соловьёв, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496.
  5. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / РГАФК. - М., 1997. - 128 с.
  6. Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях: утв. заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 года № 206-ВС // Администратор образования. – 2008. – № 15. – С. 13—32.
  7. Степанова, М.И. Гигиеническая оценка системы обучения и воспитания / М. И. Степанова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 8. – С. 54—58.
  8. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. 2-е изд. /А.Г Сухарев, В.И. Коваль. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.