Роль патриотического воспитания в формировании гражданской позиции обучающихся

Кузнецова Ирина Анатольевна

К.Д. Ушинский считал патриотизм важной задачей воспитания и важным  педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время много внимания стало уделяться патриотическому воспитанию детей и подростков. Патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением. Ведь только гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у школьников любви к своей Родине. Патриотизм − одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У воспитанников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

К.Д. Ушинский считал патриотизм важной задачей воспитания и важным  педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Это утверждение справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Важно для воспитания патриотических взглядов и убеждений, чтобы  знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены воспитанниками, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного воспитанника  может проявляться как в чувстве гордости за достижения родной страны, так и горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у каждого ребенка уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому нашей задачей является: воспитание у детей любви и привязанности к своей малой Родине, к семье, к дому, к окружающим его людям; формирование бережного отношения к растительному и животному миру; уважение к труду; развитие интереса к русским традициям, промыслам; формирование уважительного отношения к государственной символике.

Формирование патриотизма крайне затруднено в отрыве от контакта с семьей. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Поэтому в своей работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, стараюсь данной проблеме уделять особое внимание. На мой взгляд, главное – забота о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с дошкольного возраста, ведь не зря говорят: «Всё начинается с детства». С младенчества ребёнок слышит родную речь. Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране. Чем раньше ребёнок  сможет различать хорошее от плохого, дорожить своим наследием от предков, уважать традиции своего народа, тем быстрее он научится любить своё Отечество, а в дальнейшем проявлять активность в жизни общества и государства.

При организации работы по патриотическому воспитанию использую разнообразные педагогические средства: иллюстративные материалы, художественная литература, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, видеофильмы, презентации. При отборе материала руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Подобный подход способствует не только воспитанию у воспитанников патриотических чувств, становлению у них основ гражданственности, но и формированию его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя знакомство детей с историей своего народа, так как мы должны воспитывать искреннюю любовь к своей стране.  Особое место уделяю подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны. Благодаря беседам о Великой Отечественной Войне можно  затронуть эмоциональное состояние детей, вызвать желание сострадать другим людям,  дать детям возможность задуматься о мужестве, героизме, подвиге,  силе русского духа. В своей работе использую часы чтения, на которых знакомимся с художественной литературой, посвященной юным героям, подвигам людей в беспощадной войне.

Одной из главных задач, которые ставлю перед собой по патриотическому воспитанию, является показать своим воспитанникам, чем славен наш город. В рамках данной деятельности знакомлю детей с историей города, с традициями, достопримечательностями, с людьми, прославившими наш город.

 Привитие интереса к родному краю осуществляю с помощью посещения детской библиотеки, экскурсий в музеи, посещения выставок, проведения конкурсов стихов, рисунков, написания сочинений, бесед, прогулок в природу, пешеходных прогулок по городу.

Основными мероприятиями по патриотическому воспитанию являются: мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат», участие в конкурсах различного уровня «Красота родного края», «Моя мама лучшая на свете», «Мой папа в армии служил», «Ради жизни на Земле», «Я помню! Я горжусь!», «Братья наши меньшие» (забота о животных) и т.п.

Таким образом, патриотическое воспитание важно в формировании гражданской позиции воспитанников детского дома, необходимо любому народу, любому государству, а особенно нашему поколению, но оно должно осуществляться очень чутко и тактично, и заниматься им нужно с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.