Мини- программа "Наставничество"
Мини программа нацелена на содание условий для профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешного вхождения в профессиональную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_programma_nastavnichestvo.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини программа «Наставничество»
Цель. Создание условий для профессионального роста молодого специалиста (воспитателя), способствующих снижению проблем адаптации и успешного вхождения в профессиональную деятельность.
Задачи.
- Способствовать наиболее комфортной адаптации воспитателя в коллективе.
- Создать систему работы, объединяющую деятельность молодого педагога и наставника, включающую:
- использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности;
- обеспечение информационным пространством для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
- формирование теоретических и практических знаний и умений в работе с детьми и их родителями для максимального установления доверительных отношений и ними;
- содействие целенаправленной работе по самообразованию;
- развитие умения осуществлять анализ соей деятельности.
Результативность.
- Сформируется умение осуществлять глубокий детальный анализ своей деятельности.
- Сформируется умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, гибкость мышления.
- Раскроется творческий потенциал.
Формы и методы работы педагога – наставника с молодым специалистом (воспитателем)
- Общение на рабочем месте.
- Консультирование.
- Активные методы (практические занятия, участие в работе методических объединений ДОО, города).
- Самостоятельное изучение образовательных программ ДОО.
- Решение и анализ педагогических ситуаций.
- Обучение планированию.
Оценка деятельности молодого специалиста (воспитателя)
- Регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная):
критерии:
- отношение к своим обязанностям,
- выполнение инструкций,
- выполнение индивидуальных планов работы,
- вклад в реализацию задач ДОО.
- Мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста (воспитателя).
- Аттестация на соответствие и квалификационную категорию.
Основные направления деятельности педагога-наставника
- Повышение уровня квалификации молодого специалиста (самодиагностика. Анкета «Изучение затруднений воспитателя в организации современного качественного образования – Талица 1)
Работа по самообразованию.
Цель: изучение вопросов, вызывающих затруднение у педагога для формирования темы по самообразованию
Этапы работы по самообразованию
- Информационно – аналитический: курсы повышения квалификации, изучение научной и учебно-методической литературы.
- Внедрение в практику: ведение дневника наблюдений, осуществление мониторинга с целью отслеживания результатов.
- Представление опыта работы по теме: пед.совет, методический совет ДОУ, выступление на родительском собрании, статьи, разработка конспекта занятий.
- Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления проф.деятельности: разнообразные открытые мероприятия - занятия с детьми, прогулка, родительские собрания, досуги, спортивные праздники (Таблица 2).
- Методическая копилка, целью которой является стимулирование педагога к осуществлению инновационной деятельности: информационный банк - статьи, конспекты занятий, методические технологии.
Таблица 1
АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
(воспитателя)
№ п/п | Содержание вопроса | Варианта ответа |
1 | Знание анатомо-физиологических и психических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса. | |
2 | Владение педагогической диагностикой. | |
3 | Выбор типа занятия и темы его проведения. | |
4 | Обеспечение практической направленности и учебного процесса(создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний). | |
5 | Умение планировать воспитательно-образовательный процесс. | |
6 | Умение обосновать выбор тех или иных методов обучения, их оптимальное сочетание и соотношение. | |
7 | Использование методов, направленных на развитие воспитанников. | |
8 | Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки. | |
9 | Использование здоровьесберегающих технологий. | |
10 | Обеспечение благоприятных условий в группе: - гигиенических; - эстетических. | |
11 | Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своим авторитетом. | |
12 | Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитание и развитие воспитанников | |
13 | Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и садиком |
ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:
- не владею
- владею частично
-владею свободно
Таблица 2
ПОСЕЩЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
Дата и время проведения | Группа, возрасти количество детей | Тема, цель | Содержание | Выводы по анализу (самоанализ) занятия |
ДНЕВНИК
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ
№п/п | Дата и место проведения НОД, ОД в режиме дня | Тема, цель деятельности | Содержание деятельности | Выводы, анализы | Подпись | |
наставника | воспитателя | |||||
Таблица 3
КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Дата | Место проведения | Группа( возраст и количество детей) | Педагог | Тема занятия | Длительность занятия | |||||||||||||
Программное содержание | ||||||||||||||||||
Уровни оценки | Подготовка к занятию | Выполнение санитарно-гигиенических требований | Использование разнообразных форм организации детей на занятиях, оправданность выбранных форм. | Оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми | Поведение детей на занятии ,умение регулировать поведение детей в процессе занятия. | Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной связи». | Усвоение детьми программного материала. | |||||||||||
Умение составлять конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определять его содержание и структуру. | Подбор оборудования и спортатрибутов, его рациональ-ное размещение | Предварительная работа с детьми (беседы, инструкции). | Удовлетворение двигательной активности детей(нагрузка). | Контроль за правильной осанкой. | Рациональный подбор двигательных заданий. | Соответствие длительности занятий санитарно-гигиеническим нормам. | Игровые приемы. | Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей. | Приемы обеспечения эмоционального интереса детей. | Приемы активизации самостоятельности детей | Приемы подачи нового с опорой на базисные (приобретенные)умения и навыки. | |||||||
Высокий | ||||||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||||
Низкий | ||||||||||||||||||
Положительные моменты | ||||||||||||||||||
Рекомендации | ||||||||||||||||||
Оценка занятия |
План работы педагога-наставника
Месяц | Содержание работы | Методы работы | Оценка выполнения, дата, подпись наставника | Примечание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
I этап – адаптационный (сентябрь-октябрь) Задачи: выявление недостатков в профессиональных умениях. | ||||||||
Сентябрь |
| Консультация и показ проведения режимных моментов. Оказание помощи. Подбор диагностического материала, оказание помощи. Подборка методической литературы. | ||||||
Октябрь |
| Помощь в изучении | ||||||
| Оказание помощи | |||||||
| Помощь, обсуждение собрания | |||||||
| Анализ, самоанализ, оказание методической помощи | |||||||
II этап – деятельностный (ноябрь- март) Задачи: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя | ||||||||
Ноябрь |
| Консультации, методические рекомендации | ||||||
| Анализ, самоанализ | |||||||
| Анализ, самоанализ | |||||||
| Помощь, консультация | |||||||
Декабрь |
| Помощь в подготовке, наблюдение за наставником в роли ведущего и персонажа | ||||||
| Консультация, наблюдение | |||||||
| Консультация, наблюдение, оказание помощи | |||||||
Январь |
| Оказание помощи, обсуждение | ||||||
| Контроль | |||||||
| ||||||||
Февраль |
| Консультация, ответы на | ||||||
| Планирование, контроль | |||||||
| Консультация, решение выхода из этих проблем | |||||||
| Практическая помощь в подготовке | |||||||
Март |
| Практическая помощь, анализ, самоанализ | ||||||
| Практическая помощь в выборе материала | |||||||
| Консультация, использование презентации в работе с детьми, родителями | |||||||
| Анкеты взаимоотношений | |||||||
III этап – аналитический (апрель-май) Задачи: проверка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста; определение степени его готовности к выполнению функциональных обязанностей | ||||||||
Апрель |
| Контроль | ||||||
| Помощь в подготовке | |||||||
| Анализ | |||||||
Май |
| Самоанализ | ||||||
| Консультация | |||||||
| Консультация |