ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня российское образовательное пространство переживает очередной период реформирования. Это связано, прежде всего, с внедрением стандартов второго поколения. Первое, что бросается в глаза при их изучении - изменения в целеполагании. Появилось новое направление – метапредметное, которое сейчас серьезно исследуется с разных позиций. Анализ образовательных стандартов и различных точек зрения позволяет охарактеризовать метапредметность как диалектическую категорию, представляющую синтез межпредметности и познавательной культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_morozovoy.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция №1 – Общая педагогика, история педагогики и образования
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Морозова И.Е.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 , г. Елец
Сегодня российское образовательное пространство переживает очередной период реформирования. Это связано, прежде всего, с внедрением стандартов второго поколения. Первое, что бросается в глаза при их изучении - изменения в целеполагании. Появилось новое направление – метапредметное, которое сейчас серьезно исследуется с разных позиций. Анализ образовательных стандартов и различных точек зрения позволяет охарактеризовать метапредметность как диалектическую категорию, представляющую синтез межпредметности и познавательной культуры личности. [5]
Но возникает закономерный вопрос: новое ли это понятие для нашей отечественной педагогической мысли? Ответ, по нашему мнению, дает история становления российского математического образования. В качестве аргументов приведем некоторые исторические факты, заслуживающие особого внимания.
Необходимо отметить, что в России, как и в других странах, развитие государства и общества определяли требования к образованию.
В российском математическом образовании всегда (даже до Петровских времен) присутствовала демонстрация связей математики с реальной жизнью.
При Петре I математика вышла на новую высоту. Это, в первую очередь, было связано с проводимыми реформами, которые коснулись всех сторон жизни государства. Благодаря Петру I мы сейчас знаем о замечательном педагоге-математике Леонтии Филипповиче Магницком. Его «Арифметика» стала не просто учебником, а энциклопедией математических знаний. В этом пособии «рассматривались и вопросы астрономии, геодезии и навигации» [2, c. 45]. «Арифметику» Л.Ф. Магницкого с полным правом можно назвать учебником, отражающим межпредметность математических знаний. В этом учебнике «в большом объеме представлены задачи прикладного характера, удовлетворяющие в первую очередь запросы купечества» [2, с. 80]. Например, в третьей части «Арифметики политики» приводятся задачи торговли: «5 аршин стоят 2 рубля 2 гривны, сколько стоят 15 аршин?», «Куплено для пороха 22 бочки селитры весом с тарой 702 пуда, а платили за селитру с тарой 1404 рубля, а за пуд селитры по 2 руб. 16 коп., при этом от 108 пудов списали 8 пудов. Найти стоимость пуда селитры без тары, всей селитры и сколько уплачено за селитру» [4, с. 116]. Также в книге приводятся «геометрические задачи, носящие прикладной характер (задачи, связанные с определением высоты здания, расстояния между объектами; задачи, при решении которых используется теорема Пифагора)» [2, с. 51]. По задачам, предложенным в учебнике, можно и сейчас получить представления об экономике, образовании, военном деле того времени.
Пристального внимания, по нашему мнению, заслуживает 19-ый век, подаривший российскому образованию немало выдающихся ученых и просветителей.
Особый интерес сейчас представляет педагогическое наследие Л.Н. Толстого. Лев Николаевич писал: «Учитель начнет арифметику и перейдет к геометрии, начнет священную историю, а кончит грамматикой. Иногда увлекутся учитель и ученики, и вместо одного часа класс продолжается три часа» [1, с. 99-100]. В этом просматриваются элементы воспитания познавательной культуры.
Великий педагог К.Д. Ушинский указывал, что знакомить детей с числами следует в ходе выполненных практических работ по измерению, взвешиванию, счету, необходимо раньше знакомить детей с геометрическими формами, которые придают изучению арифметики «наглядность и живость». «…У хороших учителей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе с тем занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии или историческая и статистическая тема и упражнение в языке» [6, с. 78].
Для нас представляет определённый интерес деятельность С.А. Рачинского. Так, при обучении устному счёту он учил школьников думать и рассуждать. Для расширения кругозора школьников С. А. Рачинский ввёл в учебный план геометрию, основы физики, чертежа, географию и естествознание.
Сегодня особенно актуально звучат мысли нашего выдающегося учёного Д.И. Менделеева о самостоятельности и стабильности обучения на каждом этапе.
Конец 19 века — начало 20 века ознаменовались большим количеством реформ в образовании, среди которых ни одна не была реализована. Тем не менее, почти во всех документах важным звеном являлось сближение среднего и высшего образования с реальной жизнью [3, с. 20].
Особое место в истории математического образования занимают съезды по народному образованию. В 1911 году в Москве состоялся I Общеземский съезд, который определил цели преподавания арифметики — «содействовать развитию последовательного мышления ученика и привить ему навыки пользоваться числом и мерой». Школьники должны уметь применять это к решению несложных задач, взятых из знакомой жизненной обстановки.
В выступлении А.В. Васильева « Математическое и философское преподавание в средней школе» на первом Всероссийском съезде преподавателей математики обсуждалась проблема «пробуждения у учащихся интереса к философским аспектам математики, к её значимости для получения новых знаний и их практического применения…» [3, с. 81].
Мы считаем, что сейчас особенно интересен доклад С. И. Шохор-Троцкого «Требования, предъявляемые психологией к математике как к учебному предмету», в котором говорилось о необходимости в обучении идти от конкретного к абстрактному, уделяя должное внимание интуиции и опыту, учитывать возрастные особенности детей и их различия по возможностям и способностям.
А в своём выступлении В. В. Лермонтов впервые сказал о необходимости практической и прикладной направленности школьной математики. Как никогда эти мысли актуальны в наши дни!
Первые годы после революции 1917 года прошли под лозунгом «Долой старую школу!». Были отменены уроки, домашние задания, учебники.
В 1924 году была предпринята попытка внедрить в советскую школу Далтоновский лабораторный план (США), который у нас воплотился в бригадно-лабораторном методе обучения. Создавались группы по 5 — 6 учащихся по их желанию. В каждой - назначался бригадир. Учащиеся работали самостоятельно в специальных кабинетах. На заключительных конференциях старшие групп докладывали о результатах, которые обсуждались; ставилась оценка. Учащиеся должны были работать по заданиям, вытекающим из поставленной перед ними комплексной темы (проекта) [3, с. 136]. Как это созвучно с осуществляемой сегодня в школе проектной деятельностью. Необходимо также сказать, что проведённые исследования показали снижение качества знаний школьников. В связи с этим, начиная с 1925 года, постепенно стали возвращаться к классно-урочной системе, учебным планам — к той системе обучения, которую мы имеем сейчас.
Ярким и неоднозначным явлением в математическом образовании второй половины 20-го века стала реформа, которую называют «реформой Колмогорова». Мы не будем характеризовать этот период, остановимся лишь на метапредметности в математике. Очень интересен проект программы по математике для восьмилетней и средней школы (1978 г.). В этом документе после содержания отделенной темы приводятся практические занятия и раздел «Межпредметные связи». Так, например, в теме «Положительные и отрицательные числа» (5 класс) даются пояснения: «…координатная плоскость используется в курсе географии 6 класса при изучении вопросов об относительной и абсолютной высотах, нахождении нужной точки на карте по ее координатам, изображении рельефа на карте, при построении шкалы высот» [1, с. 111].
Новый этап в развитии российского образования наступил в 2011 году с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта. И сейчас особенно важно проанализировать опыт, накопленный отечественной педагогикой, чтобы не повторять былых ошибок и сохранить все лучшее.
В заключение отметим, что небольшой исторический экскурс показывает, что для отечественной педагогической мысли идейное наполнение понятия «метапредметность» не ново. Мы остановились лишь на некоторых моментах истории становления российского математического образования, позволяющих оценить сегодняшние тенденции модернизации школы.
Список литературы
- Бунт российского министерства и отделения математики АН СССР. (Материалы по реформе школьного математического образования 1960-1970-х гг.)/ Сост. Ю.М. Калягин, О.А. Саввина.-Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012.
- Колягин Ю.М., Саввина О.А., Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Часть 1. От древнейших времен до 20 века/ Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова. -3-е изд. – Орел: ООО Полиграфическая фирма «картуш», 2007.
- Колягин Ю.М., Саввина О.А., Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Часть 2. Первая половина 20 века/ Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова. -3-е изд. – Орел: ООО Полиграфическая фирма «картуш», 2007.
- Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. 1: век восемнадцатый. - Ростов н/Д.: изд-во Рост. Педин-та, 1997.
- Рыманова Т.Е. Метапредметность математического образования. Тенденции и перспективы развития математического образования. Материалы XXXIII Всероссийского семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014.
- Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания./ Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1994.