Проект "В стране здоровья" (для детей среднего дошкольного возраста)
Проблема раннего формирования здоровья актуальна и достаточно сложна. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Именно это и послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста». В рамках инновационной работы разработан проект на тему "В стране здоровья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._v_strane_zdorovya_dlya_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 комбинированного вида»
Проект
«В стране здоровья»
/для детей среднего дошкольного возраста/
Разработала воспитатель
первой кв. категории
Глухова Е.И.
Саранск 2015г.
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Возраст детей: 4-5 лет.
Образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, социализация
Актуальность темы
Проблема раннего формирования здоровья актуальна и достаточно сложна. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанного, правильного отношения к своему здоровью. Проект предполагает создание особой модели сотрудничества ребенка, воспитателя и родителей, способствует творческому развитию ребенка, повышает его активность и эффективно формирует культуру здоровья, позволяя ребенку укрепить свою внутреннюю позицию и действовать целенаправленно в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.
Цель: формирование основ здорового образа жизни среди детей и родителей, посредством различных здоровье сберегающих технологий и техник.
Задачи:
-подобрать и изучить методическую литературу;
-разработать перспективное тематическое планирование;
-подобрать методы педагогической диагностики;
-подобрать различные виды игр, литературу, материал и оформить в виде картотеки;
-разработать и апробировать систему занятий по физическому развитию с использованием нетрадиционных форм;
-создать условия для развития взаимодействия педагога, детей и родителей;
- разработать методические рекомендации (памятки, консультации) для педагогов ДОУ по организации работы.
Гипотеза
Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством нетрадиционных форм физического развития эффективно при использовании специальных технологий.
Если при приобщении детей к здоровому образу жизни посредством нетрадиционных форм физического развития будет осуществляться комплекс мер, включающих в себя: проведение мониторинга в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни; создание предметно-развивающей среды, то этот комплекс мер приведет к достижению максимально возможных условий для создания интегрированной модели качественно нового воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни детей.
Условия: выбор оптимального содержания методической литературы; применение новых форм, методов, приемов, активизирующих перенос знаний, умений и навыков детей в социальную действительность.
Новизна заключается в создании модели педагогического взаимодействия по формированию здорового образа жизни посредством использования нетрадиционных форм физического развития литературы педагогов прошлого: Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, отечественных ученых: М. В. Ломоносова, И.И. Бецкого и др.; отечественных исследователей: М. В. Антроповой, Е. А. Аркиным, Е. Н. Вавиловой и др.
Практическая значимость работы заключается в апробировании интегрированной модели педагогического взаимодействия по формированию у детей здорового образа жизни посредством нетрадиционных форм физического развития.
Ожидаемый результат
-расширение знаний детей о здоровье.
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья ребенка.
-повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
-повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
-повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
-создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
-оформление выставки детских работ «Мы здоровью скажем «Да»;
-создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников»
- изготовление стенда «У Доктора Айболита»
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Срок |
1 этап – подготовительный | 1. Подбор подвижных игр 2. Подбор дидактических игр 3. Подбор сюжетно-ролевых игр. 4. Подбор дыхательной гимнастики 5. Подбор игрового самомассажа 6. Подбор пальчиковой гимнастики 7. Подбор офтальмотренажа 8. Подбор картотеки игр на развитие дыхания 9.Подготовка методического обеспечения. | Август- сентябрь |
2 этап – основной | 1. Реализация плановых мероприятий | Учебный год |
3 этап – заключительный | 1. Подведение итогов. 2. Презентация проекта на педагогическом совете. | Май |
Реализация проекта через разные виды детской деятельности
Вид деятельности | Формы и методы работы |
Ежедневная профилактическая работа | 1. Лечебно-профилактическая работа: -использование оксолиновой мази, лука и чеснока для профилактики гриппа; -поддержание положительного психологического фона в группе; -общий осмотр детей; гибкий и мягкий режим для детей после болезни; использование здоровья – сберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, офтальмотренаж). 2. Физкультурно-оздоровительная работа: -подбор новых комплексов гимнастики; -утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. Поэтому одно из условий, чтобы проявить бодрость и пропал сон – интересные комплексы утренней гимнастик, которые связаны одним сюжетом; -гимнастика после дневного сна; - физкультурные занятия; -оздоровительный час для детей 4-5 лет; -спортивные досуги, Дни здоровья -закаливание (прогулки, хождение босиком по «дорожкам здоровья», водные процедуры) 3. Коррекционная работа: -коррекционная работа по формированию правильной стопы и осанки (ходьба по дорожкам здоровья, упражнения на мячах); -подбор коррекционных упражнений; -консультативная работа. Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
|
Коммуникативная | 1. «Чистота – залог здоровья!
2 «Фрукты, овощи, вода - наши лучшие друзья»
3. «Страна безопасности»
4. «В здоровом теле – здоровый смех» «Для чего нужна зарядка» Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься спортом!». |
Продуктивная, музыкально- художественная | 1. Выставка рисунков о спорте. 2. Оформление альбомов: «О пользе молока»; «Витамины» и др. 3. Аппликация: Натюрморт «Любим мы морковку, любим мы салат» 4. Рисование: «Спортсмены», «Витамины - для здоровья» 5. Лепка: «Овощи для салата», «Блюдо с фруктами» «Спортсмены» «Мячик - главный наш спортсмен» «Волшебные пилюли» 6. Музыкальное занятие: разучивание песни «Урожай собирай», «Антошка», частушек про здоровый образ жизни. Игра-конструирование «Больница для зверят» |
Игровая Сюжетно - ролевые игры | «Поликлиника», «Аптека», «Накормим куклу вкусным обедом», «Моя семья» (купание малыша). Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание), Упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др. Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры) |
Чтение художественной литературы | Заучивание пословиц, поговорок о здоровье, о спорте, физкультуре Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А. Кутафин "Вовкина победа", «Девочка Чумазая» А.Барто, «Вредные привычки» Остер Г. и др. |
Двигательная | Физкультурное занятие "В стране здоровья". Игра-развлечение «Мыльные пузырьки»: развивать дыхание Показ открытого занятия «Мой веселый звонкий мяч» Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча» Игра «Мы похлопаем и потопаем» п/и «Ловишки в кругу», «Черное и белое», «Воробушки и автомобили», «Самолёты» и т.д. |
Взаимодействие с родителями | Консультация «Физкультурное оборудование своими руками» Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми Информационные файлы «Дети растите здоровыми!» Папка-передвижка «Неболей-ка!» Выставка физкультурного оборудования, значимость его в развитии ребенка. Проведение родительского собрания на тему «В здоровой семье – здоровый ребенок» Анкетирование родителей на тему «Здоровое питание» |
Совместная деятельность детей и родителей | Фотовыставка «Спорт в детском саду» День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.
Изготовление стенда «Уголок Айболита» Оформление альбомов: «О пользе молока», «Витамины круглый год», «Полезные свойства рыбы», «Мы выбираем здоровье!» и др. |
Результат проекта Проект «В стране здоровья!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Родители заинтересовались физкультурным оборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители поделились своими впечатлениями в тетради отзывов. Составлены перспективные планы по всем образовательным модулям, разработана серия конспектов непосредственно-образовательной деятельности по блокам «Чистота, залог здоровья!», «Фрукты, овощи, вода – наши лучшие друзья», «Страна безопасности», «В здоровом теле – здоровый смех». Изготовлен стенд «Уголок Айболита». У детей расширились знания о здоровье. |
Литература:
1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.- М.:ТЦ Сфера,2004.-384с.
2. Потапчук А.А. Овчинникова Т.С.. Двигательный игротренинг для дошкольников.- Спб.: Издательство «Речь»,2002.176с.
3. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. М: Метафора,2002.
4. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 247с.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение. М.,1990