Проект "В стране здоровья" (для детей среднего дошкольного возраста)

Глухова Елена Ивановна

           Проблема раннего формирования здоровья актуальна  и достаточно сложна. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.

          Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Именно это и послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста». В рамках инновационной работы разработан проект на тему "В стране здоровья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск

Департамент по социальной политике

Управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79 комбинированного вида»

Проект

«В стране здоровья»

/для детей среднего дошкольного возраста/

        

Разработала воспитатель

первой кв. категории

Глухова Е.И.

Саранск 2015г.

Паспорт проекта

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Возраст детей: 4-5 лет.

Образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, социализация

Актуальность темы

        Проблема раннего формирования здоровья актуальна  и достаточно сложна. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.

        Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

     Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанного, правильного отношения к своему здоровью. Проект предполагает создание особой модели сотрудничества ребенка, воспитателя и родителей, способствует творческому развитию ребенка, повышает его активность и эффективно формирует культуру здоровья, позволяя ребенку укрепить свою внутреннюю позицию и действовать целенаправленно в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Цель:   формирование основ здорового образа жизни среди детей и родителей, посредством различных здоровье сберегающих технологий и техник.

 Задачи:

-подобрать и изучить методическую литературу;

-разработать перспективное тематическое планирование;

-подобрать методы педагогической диагностики;

-подобрать различные виды игр, литературу, материал и оформить в виде картотеки;

-разработать и апробировать систему занятий по физическому развитию с использованием нетрадиционных форм;

-создать условия для развития взаимодействия педагога, детей и родителей;

- разработать методические рекомендации (памятки, консультации) для педагогов ДОУ по организации работы.

Гипотеза

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством нетрадиционных форм физического развития эффективно при использовании специальных технологий.

Если при приобщении детей к здоровому образу жизни посредством нетрадиционных форм физического развития будет осуществляться комплекс мер, включающих в себя: проведение мониторинга в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни; создание предметно-развивающей среды, то этот комплекс мер приведет к достижению максимально возможных условий для создания интегрированной модели качественно нового воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни детей.

Условия: выбор оптимального содержания методической литературы; применение новых форм, методов, приемов, активизирующих перенос знаний, умений и навыков детей в социальную действительность.

Новизна заключается в создании модели педагогического взаимодействия по формированию здорового образа жизни посредством использования нетрадиционных форм физического развития литературы педагогов прошлого: Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, отечественных ученых: М. В. Ломоносова, И.И. Бецкого и др.; отечественных исследователей: М. В. Антроповой, Е. А. Аркиным, Е. Н. Вавиловой и др.

Практическая значимость работы заключается в апробировании интегрированной модели педагогического взаимодействия по формированию у детей здорового образа жизни посредством нетрадиционных форм физического развития.

Ожидаемый результат

-расширение знаний детей о здоровье.

- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья ребенка.

-повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;

-повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;

-повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;

-создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;

-оформление выставки детских работ «Мы здоровью скажем «Да»;

-создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников»

- изготовление стенда «У Доктора Айболита»

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Срок

1 этап – подготовительный

1. Подбор подвижных игр

2. Подбор дидактических игр

3. Подбор сюжетно-ролевых игр.

4. Подбор дыхательной гимнастики

5. Подбор игрового самомассажа

6. Подбор пальчиковой гимнастики

7. Подбор офтальмотренажа

8. Подбор картотеки игр на развитие дыхания

9.Подготовка методического обеспечения.

Август- сентябрь

2 этап – основной

1. Реализация плановых мероприятий

Учебный год

3  этап – заключительный

1. Подведение итогов.

 2. Презентация проекта на педагогическом совете.

Май

Реализация проекта через разные виды детской деятельности

Вид деятельности

Формы и методы работы

Ежедневная профилактическая работа

1. Лечебно-профилактическая работа:

-использование оксолиновой мази, лука и чеснока для профилактики гриппа;

-поддержание положительного психологического фона в группе;

-общий осмотр детей;

гибкий и мягкий режим для детей после болезни;

использование здоровья – сберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, офтальмотренаж).

2. Физкультурно-оздоровительная  работа:

 -подбор новых комплексов гимнастики;

-утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. Поэтому одно из условий, чтобы проявить бодрость и пропал сон – интересные комплексы утренней гимнастик, которые связаны одним сюжетом;

-гимнастика после дневного сна;

- физкультурные занятия;

-оздоровительный час для детей 4-5 лет;

-спортивные досуги, Дни здоровья

-закаливание (прогулки, хождение босиком по «дорожкам здоровья», водные процедуры)

3. Коррекционная работа:

-коррекционная работа по формированию правильной стопы и осанки (ходьба по дорожкам здоровья, упражнения на мячах);

-подбор коррекционных упражнений;

-консультативная работа.

Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

 

Коммуникативная

1. «Чистота – залог здоровья!

  • Потешки,  прибаутки, используемые при мытье рук умывании
  • Игровая ситуация «Кукла Юля – непослушная грязнуля»
  • Беседа «Для чего мы моем руки»
  • «Чтоб здоровой была кожа, следить за ее чистотой надо тоже»
  • «Зубы и уход за ними»
  • «Чтоб глаза видели и чтоб уши слышали»

2 «Фрукты, овощи, вода - наши лучшие друзья»

  • «Витамины в жизни человека».
  • «Загадки на грядке»

3. «Страна безопасности»

  • Беседа «Не влезай на опасные предметы»
  • «Берегите здоровье смолоду»
  • Рассматривание плаката «Опасные предметы»
  •  Знакомство с аптечкой: показать детям, что находится в аптечке и рассказать, для чего это нужно.

4. «В здоровом теле – здоровый смех»

«Для чего нужна зарядка»

Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься спортом!».

Продуктивная,  музыкально- художественная

1. Выставка рисунков о спорте.

2. Оформление альбомов: «О пользе молока»; «Витамины» и др.

 3. Аппликация: Натюрморт «Любим мы морковку, любим мы салат»

 4. Рисование: «Спортсмены», «Витамины - для здоровья»

5. Лепка: «Овощи для салата»,

«Блюдо с фруктами»

«Спортсмены»

«Мячик - главный наш спортсмен» 

«Волшебные пилюли»

6. Музыкальное занятие: разучивание песни «Урожай собирай», «Антошка», частушек про здоровый образ жизни.

Игра-конструирование «Больница для зверят»

Игровая

 Сюжетно - ролевые игры

«Поликлиника», «Аптека»,  «Накормим куклу вкусным обедом», «Моя семья» (купание малыша).

 Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание), Упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.

Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)

Чтение художественной литературы

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье, о спорте, физкультуре

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А. Кутафин "Вовкина победа", «Девочка Чумазая» А.Барто, «Вредные привычки» Остер Г. и др.

Двигательная

Физкультурное занятие "В стране здоровья".

Игра-развлечение «Мыльные пузырьки»: развивать дыхание

Показ открытого занятия «Мой веселый звонкий мяч»

Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я»,

с мячом «Школа мяча»

Игра «Мы похлопаем и потопаем»

 п/и «Ловишки в кругу»,

«Черное и белое», «Воробушки и автомобили», «Самолёты»  и т.д.

Взаимодействие с родителями

 Консультация «Физкультурное оборудование своими руками»

 Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми

Информационные файлы «Дети растите здоровыми!»

Папка-передвижка «Неболей-ка!»

Выставка физкультурного оборудования, значимость его в развитии ребенка.

Проведение родительского собрания на тему «В здоровой семье – здоровый ребенок»

Анкетирование родителей на тему «Здоровое питание»

Совместная деятельность детей и родителей

Фотовыставка «Спорт в детском саду»

День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

 

Изготовление стенда «Уголок Айболита»

Оформление  альбомов:

 «О пользе молока»,

«Витамины круглый год»,

«Полезные свойства рыбы»,

«Мы выбираем здоровье!»

 и др.

Результат проекта

    Проект «В стране здоровья!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Родители  заинтересовались физкультурным оборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители поделились своими впечатлениями в тетради отзывов.

Составлены перспективные планы по всем образовательным модулям, разработана серия  конспектов непосредственно-образовательной деятельности по блокам «Чистота, залог здоровья!», «Фрукты, овощи, вода – наши лучшие друзья», «Страна безопасности», «В здоровом теле – здоровый смех». Изготовлен стенд «Уголок Айболита». У детей расширились знания о здоровье.

Литература:

1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.- М.:ТЦ Сфера,2004.-384с.

2. Потапчук А.А. Овчинникова Т.С.. Двигательный игротренинг для дошкольников.- Спб.: Издательство «Речь»,2002.176с.

3. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. М: Метафора,2002.

4. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 247с.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение. М.,1990