выпускная квалификационная работа на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ»,
вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ»,
автор работы Шамсутдинова Гелюся, научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Шубович Марина Михайловна
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Многое требуется от школы: школа является важнейшим социальным институтом в формировании патриотического воспитания у учащихся младших классов.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В.Ломоносова Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский,, К.Д. Ушинского, Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен, , Л.Н. Толстой, Никола́й Гаври́лович Чернышевского, Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский, , Анто́н Семёнович Мака́ренко , так как они отводили главную роль в образовании патриотическому воспитанию личности.
Целесообразно полагать, что проблема патриотического воспитания была актуальна во все времена, многие ученые, педагоги, психологи занимались данной проблемой, пытались найти оптимальные пути ее решения.
Исходя из актуальности данной темы, мы определили проблему, цель и задачи нашего исследования.
Проблема исследования - каковы цели, задачи и методы патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе?
Цель исследования – рассмотреть проблемы и пути решения патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками.
Гипотеза исследования - патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе будет осуществляться эффективно при соблюдении ряда условий:
-проведение внеклассных занятий и классных часов;
-беседы;
-экскурсии в музеи;
-встречи с ветеранами.
Задачи:
1) Изучить и провести анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников;
2) Рассмотреть теоретические основы проблемы патриотического воспитания младших школьников;
3) Раскрыть характерологические особенности младшего школьного возраста;
4) Рассмотреть организацию внеклассной работы в начальной школе;
5) Изучить историографические подходы к проблеме патриотического воспитания в отечественной и зарубежной науке и практике;
6) Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уровней сформированности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita.docx | 42.75 КБ |
zashchita_diploma.pptx | 171.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ»,
автор работы Шамсутдинова Гелюся, научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Шубович Марина Михайловна
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Многое требуется от школы: школа является важнейшим социальным институтом в формировании патриотического воспитания у учащихся младших классов.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В.Ломоносова Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский,, К.Д. Ушинского, Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен, , Л.Н. Толстой, Никола́й Гаври́лович Чернышевского, Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский, , Анто́н Семёнович Мака́ренко , так как они отводили главную роль в образовании патриотическому воспитанию личности.
Целесообразно полагать, что проблема патриотического воспитания была актуальна во все времена, многие ученые, педагоги, психологи занимались данной проблемой, пытались найти оптимальные пути ее решения.
Исходя из актуальности данной темы, мы определили проблему, цель и задачи нашего исследования.
Проблема исследования - каковы цели, задачи и методы патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе?
Цель исследования – рассмотреть проблемы и пути решения патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками.
Гипотеза исследования - патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе будет осуществляться эффективно при соблюдении ряда условий:
-проведение внеклассных занятий и классных часов;
-беседы;
-экскурсии в музеи;
-встречи с ветеранами.
Задачи:
- Изучить и провести анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников;
- Рассмотреть теоретические основы проблемы патриотического воспитания младших школьников;
- Раскрыть характерологические особенности младшего школьного возраста;
- Рассмотреть организацию внеклассной работы в начальной школе;
- Изучить историографические подходы к проблеме патриотического воспитания в отечественной и зарубежной науке и практике;
- Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уровней сформированности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Методы исследования:
- Теоретические:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы.
- Эмпирические:
-наблюдение;
-анкетирование.
База исследования: МАОУ «Лицей №38 г. Ульяновска», учащиеся 2 А и 2 Г классов.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь-ноябрь 2013 года) – организационный.
На этом этапе изучалась психолого-педагогическая литература, методическая литература, была подготовлена программа эксперимента. Проводилась входящая диагностика уровней сформированности патриотических представлений младших школьников.
2 этап (декабрь-февраль 2014 года) – экспериментальный.
Проводились: формирующий эксперимент, классные часы и внеклассные мероприятия с младшими школьниками по формированию патриотического воспитания.
3 этап (март-апрель 2014 года) – заключительный.
Подводились итоги опытно-экспериментальной работы, систематизировались и обобщались результаты полученных материалов, оформлялись результаты педагогического исследования.
Позвольте перейти к экспериментальной части работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Лицея №38 г. Ульяновска», в 2 А (количество учащихся 25 человек), 2 Г (количество учащихся 28 человек) классах.
Эмпирическое исследование включало три этапа опытно-экспериментальной работы:
1 этап – констатирующий. Диагностика исходных уровней сформированности патриотических представлений младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап – формирующий. Разработан комплекс внеклассных мероприятий, ориентированных на патриотическое воспитание младших школьников (Приложение Б).
3 этап – контрольный. Выявление изменений уровней сформированности патриотических представлений младших школьников экспериментальной группы.
В эксперименте принимали участие два класса:
1) 28 (16 девочек и 12 мальчиков) детей в возрасте 8-9 лет, они составили экспериментальную группу; в этой группе проводилась целенаправленная работа по формированию патриотического воспитания.
2) 25 детей в возрасте 8-9 лет (9 девочек и 16 мальчиков), они составили контрольную группу.
С детьми был проведен мониторинг уровней сформированности патриотических представлений в форме анкетирования. Младшим школьникам предлагались вопросы патриотического характера (Приложение А).
Исследуемыми критериями выступали:
- знания о своей Родине;
- знание символики России;
- наличие представлений о народной культуре страны;
- знания о природе страны.
По результатам мониторинга определяются уровни сформированности патриотических представлений младших школьников.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ -1 балл.
За неполный ответ – 0,5 балла.
За неправильный ответ – 0 баллов.
Максимальный – 17 баллов.
Высокий уровень (свыше 15 баллов): верно определены названия города, страны, достопримечательностей, зеленых зон города, улиц (4-5), площадей; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; знание народных праздников, народных игрушек, предметы быта; знание природных богатств России, природно-климатических зон, ландшафтов; помнит свой адрес проживания.
Средний уровень (10-15 баллов): верно определены названия страны, города; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; не полностью названы достопримечательности, зеленые зоны, улицы (2-3), площади города, народные праздники, игрушки, природные богатства России, природно-климатические зоны; помнит свой адрес проживания.
Низкий уровень (менее 10 баллов): верно определены названия страны, города, знание флага России; отсутствие знаний герба России, гимна России; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не полностью названы улицы (1-2) и площади; не названы народные праздники, игрушки, природные богатства России, природно-климатические зоны; не помнит свой адрес проживания.
Результаты мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы представим в таблице 1.
По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в экспериментальной группе: у 21 (74 %) ребенка выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 4 (15 %) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 3 (11 %) ребенка выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений.
Анализ по вопросам анкеты показал следующее:
1. Все дети ответили на вопрос о стране и городе, в котором живут.
3. Достопримечательности города назвали 15 детей. Для некоторых затруднение вызывало само понятие «достопримечательность», и только после пояснения они могли назвать их. Почти половина опрошенных детей так и не смогли вспомнить, что в их городе ценного с культурной и исторической точки зрения.
4. Название парков и скверов смогли указать только 7 детей.
5. Улицы и площади своего города дети знают лучше, чем парки и ответ дали 21 человек, у 7 вопрос вызвал затруднения.
6. Как выглядит флаг России знают 24 человека.
7. Герб России смогли описать только 7 человек.
8. Герб родного города знают 8 человек.
9. Гимн своей страны смогли вспомнить (как минимум две строчки) 7 человек.
10. Представление о народной игрушке имеют 8 человек. Дети называли: матрешку, свистульки, дымковскую игрушку. Интересно, что дети, давшие верный ответ, имеют четкое разграничение современной и народной игрушки, не путая их. Остальные дети просто затруднились ответить на данный вопрос.
11. 12 человек знают народные праздники, в их числе были названы: Масленица, Святки, Пасха. Некоторые дети причисляли в этот ряд Новый год, Рождество. Учитывался только верный ответ.
12. Жилище русского человека – изба, так ответили 8 человек. Остальные дети затруднились ответить на этот вопрос.
13. Предметы русского быта назвали 11 человек.
14. На вопрос «Какие природные богатства страны ты знаешь?» верный ответ дали 11 человек. Респондентами были указаны такие природные богатства как: уголь, нефть, газ, песок.
15. Различают климатические зоны нашей страны 13 опрошенных респондентов.
16. На вопрос «Какой вид ландшафта твоего населенного пункта (горы, равнина)?» верный ответ дали 11 человек.
Таким образом, наибольшее затруднение вызвали вопросы о названии парков и скверов своего города, гербе России, гимне. Следовательно, дети плохо знают символику своей страны.
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы представлен на рисунке 1.
Результаты мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представим в таблице 2.
По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в контрольной группе: у 8 (32 %) детей выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 14 (56 %) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 3 (12 %) детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений.
Анализ по вопросам анкеты показал следующее:
1. Все дети ответили на вопрос о стране и городе, в котором живут.
2. Адрес проживания назвали только 16 детей. Так же как и в экспериментальной группе дети не называют свой домашний адрес, хотя и знают его из-за соображений безопасности.
3. Достопримечательности города назвали 13 детей.
4. Название парков и скверов смогли указать только 11 детей.
5. Улицы и площади своего города знают 13 человек.
6. Как выглядит флаг России знают 18 человека.
7. Герб России смогли описать только 13 человек.
8. Герб родного города знают 10 человек.
9. Гимн своей страны смогли вспомнить (как минимум две строчки) 13 человек.
10. Представление о народной игрушке имеют 13 человек.
11. 14 человек знают народные праздники.
12. Жилище русского человека – изба, так ответили 15 человек.
13. Предметы русского быта назвали 14 человек.
14. На вопрос «Какие природные богатства страны ты знаешь?» верный ответ дали 16 человек. Респондентами были указаны такие природные богатства как: уголь, нефть, газ, песок, щебенка.
15. Различают климатические зоны нашей страны 15 опрошенных респондентов.
16. На вопрос «Какой вид ландшафта твоего населенного пункта (горы, равнина)?» верный ответ дали 16 человек.
Таким образом, и в этой группе наибольшее затруднение вызвали вопросы о названии парков и скверов своего города, гербе России, гимне. Следовательно, дети плохо знают символику своей страны и местность своего города.
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представлен на рисунке 2.
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в экспериментальной и контрольной группах представим на рисунке 3.
Общий вывод по результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений школьников:
- у детей экспериментальной группы: у 74% детей выявлен низкий, 15% детей выявлен средний, 11% ребенка выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений;
- у детей контрольной группы: у 32% детей выявлен низкий, 56% детей выявлен средний, 12% детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений.
Выявленные показатели результатов исследования на констатирующем этапе, говорят о том, что у респондентов экспериментальной и контрольной групп не достаточно имеются представления и знания о символах и природы нашей страны, и также о народной культуре и традициях.
На основе результатов практического исследования на формирующем этапе исследования мы разработали комплекс внеклассных мероприятий, ориентированных на развитие высокого уровня патриотического воспитания младших школьников.
Комплекс состоит из четырех самостоятельных занятий (Приложение Б), и мероприятий выездного характера (экскурсии в музеи и по городу). Данные мероприятия были использованы на классных часах и на внеклассных мероприятиях, посвященных памятным датам – День конституции, День независимости, День согласия и примирения,
Тематически все занятия объединены. Они знакомят учащихся с основными понятиями, такими как: "государство", "гражданин", "конституция", "государственные символы страны: флаг, герб, гимн".
Занятия призваны развивать интерес к истории России, а также воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ориентированы занятия на учащихся 1-4 классов.
Схематично комплекс внеклассных мероприятий на формирующем этапе исследования представлен в таблице 3.
По завершении занятий всего цикла с учащимися проводится итоговая беседа, ее план таков:
- Что нового мы узнали из истории нашей Родины?
- Что такое гимн?
- Что такое герб?
- Что такое флаг?
- Как в российском государстве возникли гимн, герб и флаг?
В заключение учитель предлагает написать учащимся небольшое сочинение на одну из тем:
- «Что бы я сделал, если бы был президентом России»
- «Символы могущества государства»
- «История флага (гимна, герба) российского».
После проведения разработанных нами мероприятий был проведен контрольный этап эксперимента, с целью выявления изменений уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы.
Результаты контрольного мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы представим в таблице 4.
По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в экспериментальной группе: у 2 (5%) детей выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 20 (74%) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 6 (21%) детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений. Это говорит о том, что показатели уровней сформированности повысились за счет проведенных нами внеклассных мероприятий. Знания о символике страны, историко-географических и природных компонентов углубились.
Результаты контрольного мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представим в таблице 5.
По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в контрольной группе: у 9 (36 %) детей выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 7 (28 %) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 9 (36 %) детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений. Таким образом, значительных изменений относительно первого этапа диагностирования в данной группе не выявлено.
Анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представим на рисунке 4. _
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной и контрольной групп после проведенных внеклассных мероприятий на контрольном этапе исследования представлен на рисунке 5.
Таким образом, представим сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследований на рисунке 6.
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследований представим на рисунке 6.
Общий вывод по результатам контрольного мониторинга уровня сформированности патриотических представлений младших школьников:
- у респондентов экспериментальной группы выявлено повышение уровня сформированности патриотических представлений после проведения разработанных нами занятий: до проведения разработанных нами занятий: у 74% детей выявлен низкий, 15% детей выявлен средний, 11% ребенка выявлен высокий уровни сформированности патриотических представлений; после проведения разработанных нами занятий: у 5% выявлен низкий, 79% детей выявлен средний, 21% детей выявлен высокий уровни сформированности патриотических представлений;
- у респондентов контрольной группы, с которыми разработанные нами занятия не проводились, изменения уровней сформированности патриотических представлений имеет место, но в значительно меньшем количестве.
Таким образом можно сказать, что после проведения нами внеклассных мероприятий, уровень сформированности патриотических представлений у респондентов обеих групп изменился. Так, у респондентов экспериментальной группы отмечает заметное повышение уровней сформированности патриотических представлений, а у респондентов контрольный группы такового значительного изменения в уровнях патриотических представлений не отмечено.
Заключение
В нашей работе мы выяснили, патриотическое воспитание во все времена было актуально, несмотря на то, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.
Патриотизм – это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Таким образом, мы видим, что, не смотря на то, что понятие патриотизм в разные периоды развития общества рассматривался по-разному, тем не менее, всегда остается значимым для человечества качеством. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в образовании мы не можем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свой духовно-нравственный стержень – любовь к Отечеству, к своей Родине.
По итогам результатов исследования можно сделать общий вывод о том, что проведенная нами работа полностью себя оправдала, потому что после проведенных нами внеклассных мероприятий заметно повышается уровень патриотических представлений не только о стране, но и о Родине в целом. Дети осознают всю прелесть и богатство природы, тем самым чувство любви к Родине и к своим родным и близким становятся сильнее.
Библиографический список использованной литературы
- Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов. М.: Просвещение, 2004. - 300 с.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. - 225 с.
- Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф.Смирнов. – М. М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1979.
- Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение , 1978. - 128 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб, Издательство «Питер», 2009.- 400 с.
- Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
- Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л.М. Николаевой. М.: Просвещение, 1981.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Эксмо, 2006. – 455 с.
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
- Вырщиков А.Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: монография / А.Н. Вырщиков, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.; под ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. – 328 с.
- Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Патриотическое воспитание. - 2005. - №6. - С. 59-64.
- Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 14
- Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
- Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников / Г.М. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. - №8. – С. 17-19
- Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 31
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 496 с
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - М., 2000. – 159 с.
- Краснощекова Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников / Н. А. Краснощекова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №6. – С. 22-28.
- Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: метод. пособие Н.Г. Комратова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 207 с.
- Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс до и после. – 2002. - №4. – С. 4-6.
- Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: «Просвещение», 1971. - 415 с.
- Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы.- М.: ВАКО, 2009. – 192 с.
- Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. - М., 1956. - с. 72.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескин, М.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с
- Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендаци / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 40 с.
- Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. – 608с.
- Педагогический словарь. М.: Просвещение, 1990. - Т.1., с.167-168
- Плехов В.В. Патриотическое воспитание школьников: метод. материалы / В.В. Плехов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 28 с.
- Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденция развития //Воспитание школьников. - 2009. -№5. - С. 2-5
- Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. М.: Учпедгиз, 1959.-148 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Просвещение, 2009. – 600 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М., 1974, - т.9 – С.117-118.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 2012.
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. - С. 358
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Анкета на выявление уровня сформированности патриотического воспитания младших школьников (составлена автором исследования)
Инструкция
Дорогой друг! Прошу тебя ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочитай вопросы и на дополнительной строке напиши свой вариант ответа. Напиши свои фамилию и имя. Итак, начнем!
Вопросы анкеты:
- Как называется страна, в которой ты живешь?
______________________________________________________________
- Как называется твой родной город?
______________________________________________________________
- По какому адресу ты проживаешь?
______________________________________________________________
- Какие достопримечательности есть в твоем городе?
_______________________________________________________________
- Какие парки и скверы есть в твоем городе? Как они называются?
_______________________________________________________________
- Названия каких улиц и площадей твоего города тебе известны?
_______________________________________________________________
- Что изображено на флаге России?
_______________________________________________________________
- Какой герб у России?
_______________________________________________________________
- Что изображено на гербе твоего родного города?
___________________________________________________________
- С каких слов начинается Гимн России? (напиши две первые строчки)
_______________________________________________________________
- Какие народные игрушки ты знаешь?
_______________________________________________________________
- Какие традиционные праздники отмечаются в нашей стране?
_______________________________________________________________
- Какие национальные предметы быта русского человека ты знаешь?
_______________________________________________________________
- Как называется жилище русского человека? Какие предметы быта в нем есть?
_______________________________________________________________
- Какие природные богатства нашей страны ты знаешь?
_______________________________________________________________
- Какие природно-климатические зоны нашей страны тебе известны?
________________________________________________________________
- Напиши вид ландшафта твоего населенного пункта (горы, равнина)?
___________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор работы: Шамсутдинова Гелюся Ревхатовна Руководитель работы: доктор педагогических наук, профессор Шубович Марина Михайловна
Респонденты Критерии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Число верных ответов Название страны * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 28 Название города * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 28 Домашний адрес * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Название достопримечательностей города * * * * * * * * * * * * * * * 15 Название зеленых зон * * * * * * * 7 Название улиц, площадей * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 21 Флаг России * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 24 Герб России * * * * * * * 7 Герб родного города * * * * * * * * 8 Гимн России * * * * * * * 7 Народная игрушка * * * * * * * * 8 Народные праздники * * * * * * * * * * * * 12 Жилище человека * * * * * * * * 8 Предметы быта * * * * * * * * * * * 11 Природные богатства страны * * * * * * * * * * * 11 Различные природно-климатические зоны * * * * * * * * * * * * * 13 Виды ландшафта * * * * * * * * * * * 11 Число верных ответов 17 4 14 7 3 4 9 7 15 3 7 9 10 8 8 6 16 8 6 16 3 7 8 8 7 15 3 7 Таблица 1 - Данные мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы
Рисунок 1 - Уровни сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
Респонденты Критерии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Число верных ответов Название страны * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 25 Название города * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 25 Домашний адрес * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Название достопримечательностей города * * * * * * * * * * * * * 13 Название зеленых зон * * * * * * * * * * * 11 Название улиц, площадей * * * * * * * * * * * * * 13 Флаг России * * * * * * * * * * * * * * * * * * 18 Герб России * * * * * * * * * * * * * 13 Герб родного города * * * * * * * * * * 10 Гимн России * * * * * * * * * * * * * 13 Народная игрушка * * * * * * * * * * * * * 13 Народные праздники * * * * * * * * * * * * * * 14 Жилище человека * * * * * * * * * * * * * * * 15 Предметы быта * * * * * * * * * * * * * * 14 Природные богатства страны * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Различные природно-климатические зоны * * * * * * * * * * * * * * * 15 Виды ландшафта * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Число верных ответов 16 15 12 12 5 5 3 13 11 13 12 3 8 16 16 15 11 12 4 5 4 12 13 13 11 Таблица 2 - Данные мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы
Рисунок 2 - Уровни сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы на констатирующем этапе исследования
Рисунок 3 - Уровни сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования
Таблица 3 – Тематический план внеклассных мероприятий № Дата Название мероприятия Цели Оборудование 1 Декабрь Занятие №1 «Урок гражданина» (Приложение Б) Познакомить учащихся с понятиями: "государство", "гражданин", "конституция", "государственные символы страны: флаг, герб, гимн"; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни "С чего начинается Родина?" (сл. М. Матусовского , муз. В. Баснера ); национальные танцы и песни народов России (аудиозапись). 2 Декабрь «Мой город родной» Экскурсия в краеведческий музей Знакомство с историей своего города Музейная экспозиция по истории города 3 Декабрь Занятие №2 «Государственный гимн России» (Приложение Б) Познакомить учащихся с историей Государственного гимна России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Государственный гимн России (аудиозапись); Государственный гимн России (плакат со словами); Государственный гимн СССР (аудиозапись); "Интернационал" (аудиозапись); "Патриотическая песня" М.И. Глинки (аудиозапись); портреты: Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.И. Глинки, С.В. Михалкова. 4 Январь «Мои земляки» Встреча с известными жителями города Знакомство с земляками, чей образ жизни составляет гордость родной земли Биографические материала по каждому из гостей (фотографии, личные вещи, презентация) 5 Январь «Путешествие домой» Экскурсия по городу Знакомство с достопримечательностями своего города Экскурсионный маршрут, транспорт, средства безопасности, предварительный инструктаж детей 6 Январь Занятие №3 «Государственный флаг России» ( Приложение Б) Познакомить учащихся с историей Государственного флага России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну Государственный флаг России; Андреевский флаг; черно-желто-белый Государственный флаг 1858 года; Государственный флаг СССР; портрет Петра I. 7 Февраль «Народный промысел России» Экскурсия в музей Знакомство с народной культурой региона Музейная экспозиция 8 Февраль Занятие №4 «Государственный герб России» (Приложение Б) Познакомить учащихся с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Государственный герб России; Государственный герб СССР; образцы гербов по форме, цвету, изображениям на них; портрет В.И. Ленина. 9 Февраль «Моя родина – Россия» Итоговое занятие Обобщить знания по истории и культуре страны и малой родины Презентация по теме
Т аблица 4 - Данные мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы на контрольном этапе исследования Респонденты Критерии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Число верных ответов Название страны * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 27 Название города * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 27 Домашний адрес * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Название достопримечательностей города * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 24 Название зеленых зон * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 19 Название улиц, площадей * * * * * * * * * * * * * * * * * * 17 Флаг России * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 26 Герб России * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 20 Герб родного города * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 19 Гимн России * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 26 Народная игрушка * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 25 Народные праздники * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 26 Жилище человека * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 25 Предметы быта * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 26 Природные богатства страны * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 27 Различные природно-климатические зоны * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 23 Виды ландшафта * * * * * * * * * * * * * * * * * 17 Число верных ответов 17 12 14 14 11 13 13 12 15 15 12 15 11 16 14 13 17 16 12 16 15 16 15 15 12 16 10 13
Респонденты Критерии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Число верных ответов Название страны * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 25 Название города * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 25 Домашний адрес * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Название достопримечательностей города * * * * * * * * * * * * * 13 Название зеленых зон * * * * * * * * * * * 11 Название улиц, площадей * * * * * * * * * * * * * 13 Флаг России * * * * * * * * * * * * * * * * * * 18 Герб России * * * * * * * * * * * * * 13 Герб родного города * * * * * * * * * * 10 Гимн России * * * * * * * * * * * * * 13 Народная игрушка * * * * * * * * * * * * * 13 Народные праздники * * * * * * * * * * * * * * 14 Жилище человека * * * * * * * * * * * * * * * 15 Предметы быта * * * * * * * * * * * * * * 14 Природные богатства страны * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Различные природно-климатические зоны * * * * * * * * * * * * * * * 15 Виды ландшафта * * * * * * * * * * * * * * * * 16 Число верных ответов 16 15 12 12 5 5 3 13 11 13 12 3 8 16 16 15 11 12 4 5 4 12 13 13 11 Таблица 5 - Данные мониторинга уровней сформированности патриотических представленийреспондентов контрольной группы на контрольном этапе исследования
Рисунок 4 - Уровни сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы на контрольном этапе исследования
Рисунок 5 - Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений р еспондентов экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования
Рисунок 6 - Уровни сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования
Спасибо за внимание!