О необходимости интеграции общего и дополнительного образования в условиях детского дома

Кузнецова Ирина Анатольевна

В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей общего образования, способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулирования познавательной мотивации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_statya.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

О необходимости интеграции общего и дополнительного образования

в условиях детского дома

В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей общего образования, способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулирования познавательной мотивации обучающихся.

Дополнительное образование детей как «зона ближайшего развития» личности ребенка, свободный выбор направлений которого всегда сопряжён с желаниями и потребностями детей, способно обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, построение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка в образовательном пространстве. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Проблеме изучения интеграции общего и дополнительного образования были посвящены исследования В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.Д. Глейзера, В.С. Леднёва, Л.И. Новиковой, С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец и др. Они считали, что интеграция общего и дополнительного образования способна сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути; позволяет обогатить содержание и формы учебной деятельности; сблизить процессы воспитания, обучения и развития; предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам; создать условия для достижения успеха в соответствии с их способностями; решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения детей.

Процесс интеграции, как объединение ранее разрозненных частей в одну единую систему, сегодня встречается в различных отраслях нашей жизни. Актуален он и в образовании, на сегодня все чаще рассматривают интеграцию не только в случае предметного интегрирования, но также как соединение в систему различных частей дополнительного образования.

Одной из приоритетных образовательных задач в детском доме является создание специальной развивающей среды, направленной на эффективную организацию досуга детей, получение дополнительных знаний и реализации своих потребностей. Интеграция общего и дополнительного образования в детском доме необходима, она позволяет устроить целенаправленное взаимодействие с учащимися, разумно организовать их внеурочное время, удовлетворить потребность в знаниях, оказать благоприятное влияние на поведение воспитанников, приводит к повышению качества учебно-воспитательного процесса.