Проблема индивидуализации в ДОУ. статья
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема индивидуализации в ДОУ.Статья | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема индивидуализации в ДОУ
Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.
Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.
АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ (директор Федерального института развития образования, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта).
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Существуют следующие требования ФГОС ДО:
1.Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму
1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
1.психолого- педагогические условия
2.кадровые условия
3.материально- технические условия
4. финансовые условия
5. развивающая предметно- пространственная среда
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы:
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей
- использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
- учет интересов и возможностей каждого ребенка, социальной ситуации его развития
- поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу
- поддержка разумной инициативы и самостоятельности детей
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, партнеров по деятельности
- защита детей от всех форм психического и физического насилия, поддержка родителей
Требования к развивающей предметно- пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) должна обеспечивать:
1.возрастные особенности детей
2.реализацию образовательных программ
3.реализацию инклюзивного образования при наличии
4.национальные, климатические условия
Требования к кадровым условиям Программы:
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
Требования к материально- техническим условиям реализации ООП:
- учет санитарно-эпидемиологические правил и нормативов
- требования к пожарной безопасности
- требования к средствам обучения и воспитания
- оснащенность помещений ППРС
- материально-техническое обеспечение программы
Требования к финансовым условиям реализации Программы :
- обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
- обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса
- отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования:
- Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
- Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования:
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:
- 1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.
- 2 Этап- анализ полученной информации;
- 3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;
- 4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.
Индивидуальный подход и индивидуализация образования.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В. - кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Краткий сравнительный анализ двух подходов.
| Индивидуализация образования. | Индивидуальный подход в образовании. |
Цель: | содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности | организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии |
Способы общения: | признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности | прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата |
Тактика: | сотрудничество и партнерские отношения | диктат и опека |
«Хороший ребенок»: | инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий | следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия |
Убеждение: | ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт | ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития |
Вывод: | индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего | индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы). |
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму (отсутствию собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.) и часто оказывается неэффективным при обучении.