Презентация «Формирование УУД средствами образовательных предметов (музыка) в условиях реализации ФГОС НОО»
Данный аматериал является информативным. Он предназначен для учителей начальных классов. На примере предмета "Музыка" показывается, как можно применить знания, полученные в этой области, на других уроках. Поскольку в современной школе очень важным является формирование УУд на уроках, думаю, что моя презентация пригодится как образец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_formirovanie_uud.pptx | 862.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческий проект Тема: «Формирование УУД средствами образовательных предметов (музыка) в условиях реализации ФГОС НОО» Автор: учитель МБОУ Роговской НОШ №11 Пупко Наталья Николаевна Ростов-на-Дону 2013 г.
Мотивация: Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы слушаем, сами исполняем понятную и приемлемую для нас мелодию на том или ином этапе жизни. Музыка отражает настроение, чувства, внутренний мир человека. Важно понять: как музыка влияет на нашу жизнь; как можно использовать различные музыкальные жанры в обучении детей.
Цель: доказать возможность формирования универсальных учебных действий посредством учебного предмета музыки . Задачи: 1.Показать связь музыки с другими образовательными областями и предметами, изучаемыми в начальной школе. Обратить внимание на УУД, которые можно сформировать на уроках музыки. 2. Рассмотреть, как с помощью музыкальных средств воздействовать на личность ребенка, развивая его психические процессы (память, воображение, логическое мышление, речь) 3. Отразить воспитательную роль музыки
Возможности использования музыкального сопровождения в образовательном процессе
Как музыка используется на других уроках в начальной школе? Русский язык – Чтобы лучше запоминалось правило, его хорошо зарифмовать, а еще лучше – положить на музыку. Например, можно спеть на мотив «Веселые гуси» Безударным гласным Мы помочь согласны Для проверки без смущенья Ставим слог под ударенье! Литературное чтение – В учебнике литературного чтения встречаются стихи, которые давно положены на музыку. Для более эмоционального восприятия полезно прослушать их в музыкальном варианте. Например, в 3 классе по программе «Гармония» изучается произведение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» Физическая культура – Практически на каждом уроке можно использовать музыку при проведении общеразвивающих упражнений или игр.
Английский язык – Самые интересные и запоминающиеся задания при изучении любого иностранного языка связаны с исполнением песенок на этом языке. Обычно, в песенку превращается изучение дней недели, алфавита, поздравлений, времен года и др. Например, для изучения названий месяцев на английском языке можно использовать музыкальную композицию группы Бони-М « Календарь» Математика – Математика – наука, связанная с числами, счетом каких-либо объектов. Часто, в песнях повторяются слова, фразы. Их можно посчитать. Также, можно из всего песенного многообразия выбрать те, в которых упоминаются какие-либо числа. Например, «..два веселых гуся», «..миллион алых роз», «..дважды два – четыре» и др. Можно, например, посчитать, сколько раз слово «мама» произносит Стас Михайлов в песне «Мама» Окружающий мир – Мир вокруг нас – это мир звуков, в том числе и музыкальных. Из всего многообразия тем можно в некоторых использовать музыку. Например, в темах о государстве изучить гимн с музыкальным сопровождением или при знакомстве с родным краем разучить народные казачьи песни и др.
Изобразительное искусство – Не нужно слов, чтобы доказать, что изобразительное искусство тесно связано с музыкой.
Какие же УУД можно сформировать на уроках музыки? Формирование умений петь песню по группам, хором предполагает прислушиваться к голосу тех, кто рядом, петь синхронно, чтобы песня «звучала». Умение чувствовать себя частью целого, понимать, что успех общего дела зависит от тебя, важно для жизни. Умение анализировать музыкальное произведение (выделять фрагменты) при его слушанье, исполнении. Создание из отдельных частей (синтез)целого произведения. Умение находить логические связи между фрагментами музыкального произведения Умение выполнять действие по образцу в работе с музыкальным произведением (песней) сводится к следующему: Слушанью эталона (пение солиста); Пения вместе с солистом Самостоятельное пение с «минусовкой»; Сравнение своего исполнения с образцом. Примерно такие же этапы работы можно проследить и на других уроках в начальной школе
Какие же УУД можно сформировать на уроках музыки? Формирование позитивного отношения к жизни, создания условий для усвоения основ эмоциональной культуры детей является основной задачей развития ребенка. Чувства сострадания, печали, радости и др. формируются на основе различных эмоциональных состояний, связанных с содержанием песен, мелодией, дополнительной информацией о классической и современной музыке. Человек, умеющий разбираться в музыке всех направлений – это культурный человек, с которым всегда будет интересно.
Как развивать психические процессы ребенка при помощи музыкальных средств? Несомненно, на уроках музыки во все времена развивали не только музыкальный слух, но и память. При запоминании текстов песен всегда можно было использовать различные виды памяти: слуховую( восприятие текста на слух), зрительную (запись текста на доске или в тетради), двигательную (запоминание с помощью движений) и др. Учитывая тексты песен, можно было поработать над развитием речи, находя некоторые поэтические приемы (олицетворения, сравнения и др.). Всегда уделялось внимание воспитательной стороне содержания песни. В последнее время, в связи с введением ФГОС НОО, появилась новая возможность в обучении детей музыке. Метод проектов занял прочные позиции в образовательном процессе.
Возможности использования метода проектов в музыке Развитие мышления и речи на основе поиска информации, связанной с музыкой. Могут быть информационными, творческими, исследовательскими. Например, проекты « Композиторы – детям», « Времена года в классической музыке» и др. Развитие мышления на основе установления межпредметных связей. Этот вид помогает не только формировать УУД, но и использовать их. Например, с уроком литературного чтения – «Устное народное творчество» Развитие личности на основе собственного музыкального и жизненного опыта. Например, проект « Музыка в моей жизни»
Воспитательная роль музыки.
Возможны ли два уровня освоения в предмете «музыка»? Базовый Обучающийся научится: Исполнять обозначенный в программе песенный репертуар; Узнавать известные музыкальные произведения классической и современной музыки; Пользоваться элементарными сведениями по музыкальной грамоте. 2. Повышенный Обучающийся получит возможность научиться: Сольному и групповому исполнению песенного репертуара за рамками программы; Ознакомиться с творчеством известных музыкантов; Ориентироваться в различных направлениях современной и классической музыки; - «читать и записывать» простейшую мелодию с помощью нот
Выводы: Существует тесная связь музыки с другими предметами, изучаемыми в начальной школе. 2. На уроках музыки, как и на других уроках, возможно и необходимо формировать УУД в приемлемых формах. 3. Изучение предмета музыки направлено на развитие личности ребенка на основе прежнего педагогического опыта и современных методов взаимодействия педагога и обучающихся. 4. Предмет музыки имеет огромный воспитательный потенциал.