Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из начальной школы в пятые классы

Анисимова Инна Евгеньевна

В статье рассматривается качество обучения учащихся начальной школы как одна из основных ценностей образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. Л.  Юновидова

профессор кафедры педагогики и образовательных технологий БФУ им. Канта

И.Е. Анисимова

учитель начальных классов МОАУ СОШ №29, г. Калининград

Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из  начальной школы в пятые классы

К одной из основных ценностей современного образования относится качество обучения учащихся на всех образовательных ступенях. Обучение является сложным и многогранным процессом,  ведущим к самосовершенствованию и самообразованию, накоплению жизненного опыта. Одной из важных и осознанных ступеней на этом пути является начальная школа, задача которой заключается в подготовке выпускника владеющего информационными технологиями, умеющего заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, применять на практике имеющиеся знания и успешно обучаться на следующей ступени обучения в 5-6-х классах.

Ю.К.Бабанский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев, Н.Н. Атласкина, Т.Е.Платонова выявили, что среди многочисленных факторов, влияющих на качество обучения учащихся начальной школы, можно выделить владение учащимися начальной школы общеучебными умениями [1,2,3,4,5].

Н.Н. Атласкина подтвердила вывод о том, что уровень сформированности общеучебных умений коррелирует с качеством обучения. Экспериментальная работа на основе применения технологий совершенствования общеучебных умений, проводимая под ее руководством, способствовала значительному повышению качества обучения учащихся начальной школы в 5-х классах (см. рис.1, 2, 3, 4) [1].

На лепестковых диаграммах отражаются результаты сформированности общеучебных умений в процессе экспериментальной работы и в целом положительная динамика качества обучения пятиклассников в различных типах образовательных учреждений (гимназии, лицее №4, СШ №2, СШ №3, школе-интернате). На рисунке 1 приведены результаты пятиклассников (в процентном соотношении), читающих со скоростью 120 слов в минуту, до и после эксперимента, на рисунке 2 – динамика скорости письма, на рисунке 3 – динамика вычислительных умений, на рисунке  4 – динамика качества обучения.

                     

               Рис. 1. Динамика  учащихся,                           Рис. 2. Динамика учащихся,

               читающих 120 сл./мин                                      пишущих 60 букв/мин.                                                                                    

                       

     Рис. 3. Динамика  учащихся,                                     Рис.4. Динамика учащихся,

     вычисляющих 30 цифр/мин.                                     обучающихся на «4» и «5»                          

Применение технологий совершенствования общеучебных умений учителями начальных классов экспериментальных школ позволило в короткий срок увеличить количество оптимально читающих пятиклассников в целом по городу до 64%; по школам кратность увеличения составила: в гимназии – 2,7; в СШ №3 –3,4; в СШ №4 – 1,3; в школе-интернате –7,2; лишь СШ №2 осталась на прежнем уровне (см. 1). Быстроту письма (60 и более букв в минуту) достигли в городе 65% пятиклассников – это в 5 раз больше начального количества; по школам аналогичная кратность увеличения составила: в гимназии – 2,3; в СШ №2 – 1,5; в СШ №3 – 12,8; в СШ №4 – 9,3; в школе-интернате –5,9  (см. рис. 2).

Вычисления со скоростью 30 цифр в минуту к концу эксперимента освоило 73% учеников – это в 8 раз больше начального количества; по школам аналогичная кратность увеличения составила: в гимназии – 9,8; в СШ №2 – 2,3; в СШ №3 – 27; в СШ №4 – 8,6; в школе-интернате – 2,9 (см. рис. 3).

Анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод: ввиду высокой эффективности технологий сохранения и совершенствования общеучебных умений следует рекомендовать их для массового применения в начальных и пятых классах. Данные технологии отличаются доступностью, малой трудоемкостью, быстрым освоением, гарантированностью высокого уровня конечного результата, что позволяет вывести слабых учеников на нормальный уровень обучения; увеличить количество хорошо читающих.

В целом по городу количество пятиклассников, обучающихся на «4» и «5», увеличилось с 40 до 62 процентов; это улучшение наблюдалось во всех школах, исключение составила лишь средняя школа №2 – с однородно слабым составом учащихся (см. рис. 4). Пятиклассники гимназии и средней школы №3 смогли достичь очень высокого уровня качества обучения (соответственно, 79% и 72%), в школе-интернате перешли с низкого на высокий уровень (65%), в средней школе №4 – со среднего на высокий уровень (55%) и только в СШ №2 положение практически не изменилось (улучшение составило всего 1%). Количество успешно обучающихся в гимназии увеличилось в 1, 8 раза, в СШ №3 – в 1, 4 раза, в СШ №4 – в 1,4 раза, в школе-интернате – в 3,4 раза.

Проведенное исследование подтвердило закономерность, что качество обучения пятиклассников зависит от общеучебных умений, среди которых сформированными должны быть все три показателя: чтение – 120 слов в мин.; письмо – 60 букв в минуту; вычисление – 30 цифр в минуту.

Список литературы

  1. Атласкина Н.Н. Диагностико-технологическое обеспечение преемственности обучения учащихся начальных и пятых классов: Дис. канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2000. – 176 с.
  2. Бабанский Ю.К. Избранные пед. труды / Ю.К. Бабанский /Состав. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  3. Зайцев, В.Н. Опора на закономерности: Пособие для руководителей образовательных учреждений / В.Н. Зайцев. – Ярославль: ИПК ПиРРО, 1996. – 133с.
  4. Платонова Т.Е. Педагогические условия совершенствования управления качеством обучения учащихся на диагностической основе / Т.Е. Платонова. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – Чебоксары, 2000. – 27 с.
  5. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. – Минск: Университетское, 1988. – 241 с.

ЗАЯВКА

на участие

в XIII Международной научно – практической конференции

«Ценности современного образования в интересах личности, общества и государства»,

3 – 5 апреля 2013 года

Фамилия, имя, отчество

Юновидова Валентина Леонидовна

Место работы

ФГАОУ   ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»

Должность

профессор кафедры педагогики и образовательных технологий

Ученая степень, ученое звание

профессор

Адрес организации

236 000 г. Калининград. Ул. Фрунзе,6

Телефон, факс

+7(4012) 59 – 55 -30

Е– mail

dvldvl@mail.ru

Участие в работе секции

Начальная школа – путь к успеху

Тема доклада

Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из  начальной школы в пятые классы

Требуемые технические средства

Проектор, экран, ПК

ЗАЯВКА

на участие

в XIII Международной научно – практической конференции

«Ценности современного образования в интересах личности, общества и государства»,

3 – 5 апреля 2013 года

Фамилия, имя, отчество

Анисимова Инна Евгеньевна

Место работы

МАОУ СОШ №29, г. Калининград

Должность

Учитель начальных классов

Ученая степень, ученое звание

Бакалавр педагогики

Адрес организации

236 011, г. Калининград, ул. Машиностроительная, 66

Телефон, факс

+7(4012) 64 - 84 - 23, 63 – 23 - 08

Е– mail

inessa_2007@mail.ru

Участие в работе секции

Начальная школа – путь к успеху

Тема доклада

Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из  начальной школы в пятые классы

Требуемые технические средства

Проектор, экран, ПК