Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из начальной школы в пятые классы
В статье рассматривается качество обучения учащихся начальной школы как одна из основных ценностей образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии совершенствования общеучебных умений | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
В. Л. Юновидова
профессор кафедры педагогики и образовательных технологий БФУ им. Канта
И.Е. Анисимова
учитель начальных классов МОАУ СОШ №29, г. Калининград
Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из начальной школы в пятые классы
К одной из основных ценностей современного образования относится качество обучения учащихся на всех образовательных ступенях. Обучение является сложным и многогранным процессом, ведущим к самосовершенствованию и самообразованию, накоплению жизненного опыта. Одной из важных и осознанных ступеней на этом пути является начальная школа, задача которой заключается в подготовке выпускника владеющего информационными технологиями, умеющего заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, применять на практике имеющиеся знания и успешно обучаться на следующей ступени обучения в 5-6-х классах.
Ю.К.Бабанский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев, Н.Н. Атласкина, Т.Е.Платонова выявили, что среди многочисленных факторов, влияющих на качество обучения учащихся начальной школы, можно выделить владение учащимися начальной школы общеучебными умениями [1,2,3,4,5].
Н.Н. Атласкина подтвердила вывод о том, что уровень сформированности общеучебных умений коррелирует с качеством обучения. Экспериментальная работа на основе применения технологий совершенствования общеучебных умений, проводимая под ее руководством, способствовала значительному повышению качества обучения учащихся начальной школы в 5-х классах (см. рис.1, 2, 3, 4) [1].
На лепестковых диаграммах отражаются результаты сформированности общеучебных умений в процессе экспериментальной работы и в целом положительная динамика качества обучения пятиклассников в различных типах образовательных учреждений (гимназии, лицее №4, СШ №2, СШ №3, школе-интернате). На рисунке 1 приведены результаты пятиклассников (в процентном соотношении), читающих со скоростью 120 слов в минуту, до и после эксперимента, на рисунке 2 – динамика скорости письма, на рисунке 3 – динамика вычислительных умений, на рисунке 4 – динамика качества обучения.
Рис. 1. Динамика учащихся, Рис. 2. Динамика учащихся,
читающих 120 сл./мин пишущих 60 букв/мин.
Рис. 3. Динамика учащихся, Рис.4. Динамика учащихся,
вычисляющих 30 цифр/мин. обучающихся на «4» и «5»
Применение технологий совершенствования общеучебных умений учителями начальных классов экспериментальных школ позволило в короткий срок увеличить количество оптимально читающих пятиклассников в целом по городу до 64%; по школам кратность увеличения составила: в гимназии – 2,7; в СШ №3 –3,4; в СШ №4 – 1,3; в школе-интернате –7,2; лишь СШ №2 осталась на прежнем уровне (см. 1). Быстроту письма (60 и более букв в минуту) достигли в городе 65% пятиклассников – это в 5 раз больше начального количества; по школам аналогичная кратность увеличения составила: в гимназии – 2,3; в СШ №2 – 1,5; в СШ №3 – 12,8; в СШ №4 – 9,3; в школе-интернате –5,9 (см. рис. 2).
Вычисления со скоростью 30 цифр в минуту к концу эксперимента освоило 73% учеников – это в 8 раз больше начального количества; по школам аналогичная кратность увеличения составила: в гимназии – 9,8; в СШ №2 – 2,3; в СШ №3 – 27; в СШ №4 – 8,6; в школе-интернате – 2,9 (см. рис. 3).
Анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод: ввиду высокой эффективности технологий сохранения и совершенствования общеучебных умений следует рекомендовать их для массового применения в начальных и пятых классах. Данные технологии отличаются доступностью, малой трудоемкостью, быстрым освоением, гарантированностью высокого уровня конечного результата, что позволяет вывести слабых учеников на нормальный уровень обучения; увеличить количество хорошо читающих.
В целом по городу количество пятиклассников, обучающихся на «4» и «5», увеличилось с 40 до 62 процентов; это улучшение наблюдалось во всех школах, исключение составила лишь средняя школа №2 – с однородно слабым составом учащихся (см. рис. 4). Пятиклассники гимназии и средней школы №3 смогли достичь очень высокого уровня качества обучения (соответственно, 79% и 72%), в школе-интернате перешли с низкого на высокий уровень (65%), в средней школе №4 – со среднего на высокий уровень (55%) и только в СШ №2 положение практически не изменилось (улучшение составило всего 1%). Количество успешно обучающихся в гимназии увеличилось в 1, 8 раза, в СШ №3 – в 1, 4 раза, в СШ №4 – в 1,4 раза, в школе-интернате – в 3,4 раза.
Проведенное исследование подтвердило закономерность, что качество обучения пятиклассников зависит от общеучебных умений, среди которых сформированными должны быть все три показателя: чтение – 120 слов в мин.; письмо – 60 букв в минуту; вычисление – 30 цифр в минуту.
Список литературы
- Атласкина Н.Н. Диагностико-технологическое обеспечение преемственности обучения учащихся начальных и пятых классов: Дис. канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2000. – 176 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные пед. труды / Ю.К. Бабанский /Состав. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
- Зайцев, В.Н. Опора на закономерности: Пособие для руководителей образовательных учреждений / В.Н. Зайцев. – Ярославль: ИПК ПиРРО, 1996. – 133с.
- Платонова Т.Е. Педагогические условия совершенствования управления качеством обучения учащихся на диагностической основе / Т.Е. Платонова. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – Чебоксары, 2000. – 27 с.
- Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. – Минск: Университетское, 1988. – 241 с.
ЗАЯВКА
на участие
в XIII Международной научно – практической конференции
«Ценности современного образования в интересах личности, общества и государства»,
3 – 5 апреля 2013 года
Фамилия, имя, отчество | Юновидова Валентина Леонидовна |
Место работы | ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта» |
Должность | профессор кафедры педагогики и образовательных технологий |
Ученая степень, ученое звание | профессор |
Адрес организации | 236 000 г. Калининград. Ул. Фрунзе,6 |
Телефон, факс | +7(4012) 59 – 55 -30 |
Е– mail | dvldvl@mail.ru |
Участие в работе секции | Начальная школа – путь к успеху |
Тема доклада | Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из начальной школы в пятые классы |
Требуемые технические средства | Проектор, экран, ПК |
ЗАЯВКА
на участие
в XIII Международной научно – практической конференции
«Ценности современного образования в интересах личности, общества и государства»,
3 – 5 апреля 2013 года
Фамилия, имя, отчество | Анисимова Инна Евгеньевна |
Место работы | МАОУ СОШ №29, г. Калининград |
Должность | Учитель начальных классов |
Ученая степень, ученое звание | Бакалавр педагогики |
Адрес организации | 236 011, г. Калининград, ул. Машиностроительная, 66 |
Телефон, факс | +7(4012) 64 - 84 - 23, 63 – 23 - 08 |
Е– mail | inessa_2007@mail.ru |
Участие в работе секции | Начальная школа – путь к успеху |
Тема доклада | Освоение технологий совершенствования общеучебных умений как средство сохранения качества обучения учащихся при переходе из начальной школы в пятые классы |
Требуемые технические средства | Проектор, экран, ПК |