Освоение технологии развития критического мышления у учащихся начальной школы как успешного метода обучения чтению.

Анисимова Инна Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы развития критического мышления у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.Е. Анисимова

учитель начальных классов МОАУ СОШ №29, г. Калининград

Освоение технологии развития критического мышления у учащихся начальной школы как успешного метода обучения чтению.

На современном этапе развития педагогической мысли в центре стоит личность учащегося, способного существовать в инновационном пространстве. Одним из требований, предъявляемых новым федеральным государственным общеобразовательным  стандартом начального общего образования к выпускнику начальных классов, является совершенствование мыслительной деятельности, развитие критического мышления.

Педагогика и психология имеет достаточное представление о формировании теоретического и практического, продуктивного и репродуктивного мышления учащихся, существует целостная концепция проблемного обучения как средства развития творческого, проблемного мышления в процессе усвоения знаний.

Исследования, связанные с проблемой и сущностью развития критического мышления отражены в трудах  С.И. Векслера, А.И. Липкина, B.C. Коневой (этапы формирования критического мышления), А.С. Байрамова, B.C. Конева, Т.Ю. Копыловой, Е.А. Мухиной, А.И. Липкиной, Ф.Ф. Минкина, О.Ф. Керимова, В.А. Попкова, Л.В. Хохловой (особенности критичности мышления в различных возрастных периодах: от дошкольного до юношеского), О.Ф. Керимова (критичность мышления как установка). А.С. Байрамова (критичность мышления как способность).

Результаты исследований критического мышления освещены в трудах таких зарубежных и отечественных ученых как: В.С. Библер, Б. Бурштейн, А.В. Брушлинский, М. Вертгеймер, Д.В. Вилькеев, Дж. Гилфорд, Н.Г. Дайри, А.З. Зак, Г.И. Ибрагимов, А.А. Ивин, З.И. Калмыкова, Ф. Клике, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, С.О. Рубиншейн, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, И. Фролов, В.С. Шубинский.

Исследования таких авторов как: Л.B. Занкова, А.В. Запорожеца, З.И. Калмыковой, Г.А. Цукермана подтверждают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития критического мышления в образовательном процессе, так как развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез.

Однако нельзя утверждать, что проблема формирования критического мышления у младших школьников изучена в полном объеме.

Л. С. Выготский акцентирует внимание на том, что развить критическое мышление, опираясь на чтение и письмо как базовые процессы обучения, возможно лишь в результате целенаправленной деятельности учителя, понимающего важность личной заинтересованности ученика в познании. Для этого необходимо создать условия для его активного включения в сам процесс добывания знаний. По мнению автора, обучение возможно в том случае, если оно опирается на интерес ребенка, другого обучения быть не может.

Г. К. Селевко отмечает, что определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. В технологии развития критического мышления урок строится по схеме: вызов – осмысление материала – рефлексия. Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Перед учителем начальной школы ставится задача развития критического мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе для достижения таких образовательных результатов как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • использование различных способов интегрирования информации;
  • постановка  вопросов, самостоятельное формулирование гипотезы;
  • решение проблемы;
  • выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументирование своей точки зрения;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • умение сотрудничать и работать в группе.

Говорить о развитии критического мышления учащихся, значит говорить о развитии у них целеустановки на улучшение качества своего мышления, совершенствовании определѐнных мыслительных умений и навыков, готовности пользоваться этими умениями, как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. –480 с.
  2. Кутькина О.П. Развитие критического мышления средствами технологии проблемного обучения / О.П. Кутькина// Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 6. – С. 286 – 288.
  3. Пирогова  Ю.А. Развитие критического мышления у учащихся 2 класса при помощи технологии «кластер» / Ю.А. Пирогова// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.  – 2012. – № 12. –  С. 50-54.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации  /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 12.03.2014)