Ментальные карты
Предварительный просмотр:
В противном случае обобщение многопланового материала вызывает
затруднения: как не уйти в обычную систематизацию материала по пунктам и
подпунктам, от чего оттолкнуться, какое положение будет основополагающим,
стержневым, как уложить максимум информации в минимум знаков? К
счастью, новые технологии предлагают сегодня немало приѐмов и форм такой
обработки информации. Одной из наиболее удобных является составление
ментальной карты.
О ментальных картах, которые изначально являются скорее
инструментом менеджмента, сегодня более чем достаточно информации в
глобальной сети. Ментальные карты - удобный способ отображения процесса
мышления и структурирования информации в визуальной форме – теперь
В центре ментальной карты – основная проблема, основное понятие. На боковых ветвях обозначены несколько основных признаков (возможно, в знаках, графических изображениях), на вспомогательных веточках каждый из признаков конкретизируется. Ментальная карта позволяет систематизировать и конкретизировать информацию. Составление удачных в плане содержания ментальных карт – дело техники. Основной принцип здесь следующий: ментальная карта не привычная нам схема из логических цепочек, в которой каждое следующее звено закономерно. Здесь лучше идти от ассоциаций. Размышляя над какой-либо задачей, мы «стенографируем» все мысли и чувства ключевыми словами, знаками. Суть этого процесса проста и понятна: наш мозг, который свернул информацию до минимума, легко воспримет и развернѐт еѐ после. Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой. Важно использовать и рисунки для более полного раскрытия идей и положений. Составление ментальных карт хорошо развивает объѐмное мышление, Составление ментальных карт хорошо развивает объѐмное мышление, логическое мышление, навыки анализа и синтеза материала, а также
мышление творческое. Более того работа с ментальными картами на уроках
литературы и русского языка позволяет выйти на метапредметный уровень,
поскольку часто построение их организуется вокруг архетипических образов,
понятий, категорий, общих для разных областей.