Здоровье как важный компонент развития детей дошкольного возраста
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в ранний период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
На современном этапе развития общества выявлены тенденции к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
У детей все чаще отмечаются значительные распространенность и выраженность нервно - психических нарушений, утомляемость, более низкая сопротивляемость организма. С каждым годом чаще фиксируется количество детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, хроническими патологиями, выше уровень агрессивности и конфликтности.
Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является собственной тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.
Русский писатель А.Н.Радищев придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здоровью [6, 5].
Также, значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И.Пирогов. Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания [6, 5].
Здоровье - является важнейшим компонентом человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития [6, 5 – 6].
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической и физкультурной образованности дошкольников.
По нашему мнению, навыки здорового образа жизни формируются и закрепляются в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности детей, а также в самостоятельной деятельности детей младшего возраста с привлечением всех специалистов образовательного учреждения и родителей.
Существует интеграция с различными образовательными областями, которую мы используем в своей непосредственно – образовательной деятельности:
- «Физическая культура» (развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта);
- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека);
- «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья);
- «Коммуникация» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья человека);
- «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний) [3, 69-75].
В своей работе, мы применяем различные упражнения: «Умоем куклу Таню», «Правила гигиена», «Мои умные помощники» (для чего нужны руки, ноги), «Как я устроен» и совместная деятельность, «Мы разные» (рассматривание друг друга: рост, величина ладошки). Также внедряли подвижные, дидактические и сюжетно – ролевые игры и игровые задания: «Я – мальчик, я – девочка», дидактическая игра «Девочка чумазая», «Ручки-ножки», «Если хочешь быть здоров», «Доктор» и «Осторожно – лекарство», «Если хочешь быть здоров», а также совместная деятельность воспитателя с детьми «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».
Помимо этого, мы в группе на протяжении всего времени размешивали картины: «Я вырасту, буду сильным», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм», «Зимние забавы» и «Одежда», «Что мы делаем утром, вечером».
Итак, в системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека малоэффективен. Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного российского общества с присущими ему особенностями социально – экономического, научно – технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок – проблема первостепенного значения.
В результате данной работы, мы с помощью родителей формировали самостоятельные навыки самообслуживания в соответствии с возрастными возможностями. Также, формировали представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека [3, 64].
Библиографический список
1. Бабаевой Т. И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: «Детство – Пресс»,2000. – 460с.
2. Вахрушев А. А. Здравствуй мир. Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс»,2001. – 304с.
3. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – синтез, 2013. – 336с.
4.Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: «Сфера», 2004. –96с.
6. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 96с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulahtina_e._o.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье как важный компонент развития детей дошкольного возраста
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в ранний период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
На современном этапе развития общества выявлены тенденции к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
У детей все чаще отмечаются значительные распространенность и выраженность нервно - психических нарушений, утомляемость, более низкая сопротивляемость организма. С каждым годом чаще фиксируется количество детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, хроническими патологиями, выше уровень агрессивности и конфликтности.
Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является собственной тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.
Русский писатель А.Н.Радищев придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здоровью [6, 5].
Также, значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И.Пирогов. Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания [6, 5].
Здоровье - является важнейшим компонентом человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития [6, 5 – 6].
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической и физкультурной образованности дошкольников.
По нашему мнению, навыки здорового образа жизни формируются и закрепляются в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности детей, а также в самостоятельной деятельности детей младшего возраста с привлечением всех специалистов образовательного учреждения и родителей.
Существует интеграция с различными образовательными областями, которую мы используем в своей непосредственно – образовательной деятельности:
- «Физическая культура» (развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта);
- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека);
- «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья);
- «Коммуникация» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья человека);
- «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний) [3, 69-75].
В своей работе, мы применяем различные упражнения: «Умоем куклу Таню», «Правила гигиена», «Мои умные помощники» (для чего нужны руки, ноги), «Как я устроен» и совместная деятельность, «Мы разные» (рассматривание друг друга: рост, величина ладошки). Также внедряли подвижные, дидактические и сюжетно – ролевые игры и игровые задания: «Я – мальчик, я – девочка», дидактическая игра «Девочка чумазая», «Ручки-ножки», «Если хочешь быть здоров», «Доктор» и «Осторожно – лекарство», «Если хочешь быть здоров», а также совместная деятельность воспитателя с детьми «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».
Помимо этого, мы в группе на протяжении всего времени размешивали картины: «Я вырасту, буду сильным», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм», «Зимние забавы» и «Одежда», «Что мы делаем утром, вечером».
Итак, в системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека малоэффективен. Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного российского общества с присущими ему особенностями социально – экономического, научно – технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок – проблема первостепенного значения.
В результате данной работы, мы с помощью родителей формировали самостоятельные навыки самообслуживания в соответствии с возрастными возможностями. Также, формировали представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека [3, 64].
Библиографический список
1. Бабаевой Т. И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: «Детство – Пресс»,2000. – 460с.
2. Вахрушев А. А. Здравствуй мир. Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс»,2001. – 304с.
3. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика – синтез, 2013. – 336с.
4.Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: «Сфера», 2004. –96с.
6. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 96с.