Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Применение ИКТ позволяет:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Функции компьютера:
в функции педагога:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля
в функции рабочего инструмента:
- средство подготовки текстов, фото- и видеоматериалов и их хранение;
- графический редактор;
- средство подготовки выступлений.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- Создание презентаций к уроку
- Работа с ресурсами интернета
- Использование готовых обучающих программ
- Разработка и использование авторских программ
Средства информационно-коммуникативных технологий:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
- DVD плейер
- Телевизор
- Магнитофон
- Фотоаппарат
- Видеокамера
- Электронные доски
Виды интерактивных материалов:
•Фотографии;
•Видеоролики;
•Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
•Презентации (электронные книги, электронные выставки);
•Детские развивающие компьютерные игры;
•Создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10) № 12.21.
- Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня до 10 мин не чаще трех раз в неделю. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут.
- Организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя.
Использование ИКТ в образовательном разделе «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
В разделе «Познание. Формирование элементарных математических представлений», изучая, например, цвет, я предлагаю использовать
Презентации «Изучаем цвет», «Цвета», «Цветные предметы»; обучающий диск «Умный ребенок», серию видеороликов «Изучаем цвет», «Цветотерапия»; сказки-презентации (по Н. В. Нищевой) «Разноцветные сказки», сказки «Разноцветные перышки», «Петух и краски» и др.; авторские игры, игры он-лайн «Вещи для мишек» «Развивалка», «Бабочка» и т. д.
При изучении фигур и форм можно предложить тематические презентации, видеоролики и игры.
В обучении счету могут быть использованы стихи-считалки, презентации и игры.
Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Изучая времена года, могу остановиться на серии презентаций «Времена года», Презентациях «Приметы зимы», «Чтении стихотворений о зиме», «Загадки о зиме», музыкально-дидактической игре «Эхо»
Раздел «Коммуникация»
Артикуляционная гимнастика является важным этапом подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию речевых укладов. Сделать ее интересной помогут презентации в виде 2 комплексов, используемых последовательно с усложнением заданий.
В задачах расширения словаря, употребления предлогов, согласования слов в фразе и предложении нам помогут презентации «Словарь действий», «Что делает?», «Что делает мишка?» и т. д.
Развитию связной речи помогает игра «DL_RES», в которой есть разделы по составлению описательного рассказа, составлению рассказа по серии картинок.
Также в этой игре решаются задачи по формированию фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков.
Чтение художественной литературы можно также представить в новом формате, интересном для детей. Я хочу вам предложить сказку-презентацию «Разноцветные перышки», которую можно использовать также для утреннего круга, сказку «Петух и краски» (В.Г. Сутеев), сказку-шумелку «Заяц в лесу» (по Е. Железновой) и др.
При подготовке к занятию с использованием ИКТ педагог не должен забывать о его целях и задачах, решаемых в рамках ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Применение ИКТ позволяет:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Функции компьютера:
в функции педагога:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля
в функции рабочего инструмента:
- средство подготовки текстов, фото- и видеоматериалов и их хранение;
- графический редактор;
- средство подготовки выступлений.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- Создание презентаций к уроку
- Работа с ресурсами интернета
- Использование готовых обучающих программ
- Разработка и использование авторских программ
Средства информационно-коммуникативных технологий:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
- DVD плейер
- Телевизор
- Магнитофон
- Фотоаппарат
- Видеокамера
- Электронные доски
Виды интерактивных материалов:
•Фотографии;
•Видеоролики;
•Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
•Презентации (электронные книги, электронные выставки);
•Детские развивающие компьютерные игры;
•Создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10) № 12.21.
- Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня до 10 мин не чаще трех раз в неделю. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут.
- Организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя.
Использование ИКТ в образовательном разделе «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
В разделе «Познание. Формирование элементарных математических представлений», изучая, например, цвет, я предлагаю использовать
Презентации «Изучаем цвет», «Цвета», «Цветные предметы»; обучающий диск «Умный ребенок», серию видеороликов «Изучаем цвет», «Цветотерапия»; сказки-презентации (по Н. В. Нищевой) «Разноцветные сказки», сказки «Разноцветные перышки», «Петух и краски» и др.; авторские игры, игры он-лайн «Вещи для мишек» «Развивалка», «Бабочка» и т. д.
При изучении фигур и форм можно предложить тематические презентации, видеоролики и игры.
В обучении счету могут быть использованы стихи-считалки, презентации и игры.
Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Изучая времена года, могу остановиться на серии презентаций «Времена года», Презентациях «Приметы зимы», «Чтении стихотворений о зиме», «Загадки о зиме», музыкально-дидактической игре «Эхо»
Раздел «Коммуникация»
Артикуляционная гимнастика является важным этапом подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию речевых укладов. Сделать ее интересной помогут презентации в виде 2 комплексов, используемых последовательно с усложнением заданий.
В задачах расширения словаря, употребления предлогов, согласования слов в фразе и предложении нам помогут презентации «Словарь действий», «Что делает?», «Что делает мишка?» и т. д.
Развитию связной речи помогает игра «DL_RES», в которой есть разделы по составлению описательного рассказа, составлению рассказа по серии картинок.
Также в этой игре решаются задачи по формированию фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков.
Чтение художественной литературы можно также представить в новом формате, интересном для детей. Я хочу вам предложить сказку-презентацию «Разноцветные перышки», которую можно использовать также для утреннего круга, сказку «Петух и краски» (В.Г. Сутеев), сказку-шумелку «Заяц в лесу» (по Е. Железновой) и др.
При подготовке к занятию с использованием ИКТ педагог не должен забывать о его целях и задачах, решаемых в рамках ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.