Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи "Животный мир Тундры"
Данный конспект закрепляет знания детей о животном мире тундры и помогает, опираясь на мнемотаблицы составлять описательные рассказы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 28.16 КБ |
презентация к занятию | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 657
Дошкольное отделение 1
Конспект открытого занятия по развитию речи
в подготовительной группе на тему:
«ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ».
Москва,2015
Задачи:
- Развивать монолигическую речь.
- Развивать умение работать с опорой на мнемотаблицы.
- Закреплять навыки устной речи.
- Расширять представления детей о нашей природе.
- Закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
- Дать детям определённый уровень знаний о Севере России.
- Развивать психические процессы: внимание, мышление, воображение, память.
- Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей.
- Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.
- Закреплять умение работать в команде
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, картин с изображением Севера.
- Беседа о северном крае, точнее, тундре: о растительности и людях, населяющих ее.
- Знакомство с животными тундры , их внешним видом, повадками.
- Учить составлять рассказ о животном с опорой не мнемотаблицы.
- Заучивание пословиц, поговорок о Севере.
Оборудование:
Мультимедийная установка; мнемотаблицы; фотографии белого медведя, песца, полярной совы и северного оленя; бейджики с фотографиями животных; фото растительности тундры, людей, живущих на севере и животных, населяющих север. Фонограммы песен: музыка-А. Зацепин, слова-Л. Дербенев, «Где –то на белом свете», И. Шумский- Савельев детская песня - тренинг«У Оленя дом большой», группа «Самоцветы» : «Мы поедем, мы помчимся»; стикеры со знаком вопроса и стикеры – смалики, детские костюмы «оленей» (3 шт), одежда «Якутки», угощение (морс из северных ягод и печенье «Рыбки»).
Дети с воспитателем заходят в зал.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - ПРИВЕТСТВИЕ
В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются.
В: Чаще всего за день мы произносим слова – приветствия. Тем самым мы желаем здоровья другому человеку, поэтому я предлагаю начать наше занятие с приветствия друг друга. Разные народы здороваются по-разному. Например, северные народы здороваются носами, т.к. на севере очень холодно и часто рукавички снимать не будешь. Жители Самое обнюхивают друг друга при встрече, японцы кланяются друг другу и т.д. А мы сейчас с вами тоже не совсем обычным способом поприветствуем друг друга. Давайте, мы сейчас с Вами образуем два круга – внешний и внутренний. Под музыку мы будем передвигаться, но как только музыка закончится, вы останавливаетесь, протягиваете руку и говорите ребенку, стоящему напротив Вас: «Здравствуй, друг».
Под музыку «Где – то на белом свете» дети передвигаются по кругу.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ОЖИДАНИЯ ДЕТЕЙ
В: Ребята, а вы слышали слова песни, под которую мы сейчас играли. Вы запомнили слова «Там, где всегда мороз»?
Д: Да
В: Эта песенка выбрана неспроста. Мы с вами живем в России. Россия - огромная страна, одна из самых больших в мире. На Севере нашей страны зима длится дольше, она более суровая и холодная и, конечно же, и растения, и животные приспособились к таким условиям. Давайте же сегодня вспомним и поговорим об этом красивом и далеком крае. На севере есть районы, где на много – много километров тянется тундра, о которой мы сегодня с вами и будем говорить. Ребята, а о чем конкретно вы бы хотели узнать или поговорить на этом занятии? На доске висит плакат, разделенный на три части: растения тундры, народы и животный мир. На столе лежат карточки, которые вам надо взять и приклеить на ту часть плаката, о которой вы бы хотели узнать. Не обязательно использовать лишь одну карточку, вы можете воспользоваться и двумя, и тремя.
После этого воспитатель делает выводы о том, что детям интереснее всего.
В: Хорошо, а теперь я предлагаю вам присесть на стульчики и поговорить о том, о чем вы хотели услышать.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ –ПРОРАБОТКА ТЕМЫ
На мультимедийном аппарате идет показ слайдов о севере
1 слайд- Тундра – край вечной мерзлоты.
Д: на севере снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
2 слайд - Растения на севере низкорослые.
Д: Растения в тундре низкорослые. Так они приспособились жить в тундре . Земля мерзлая, корням глубоко под землей будет холодно, а над землей у поверхности теплее, ветер слабее, а зимой снег защищает от морозов. За год дерево на севере вырастает лишь на 1 мм.
3 слайд- трава стелется по земле.
Д: Трава стелется по земле от сильных ветров, но чаще встречаются мхи и лишайники, которыми питаются северные олени.
4 слайд – ягода на Севере быстро созревает.
Д: морошка, брусника, голубика, т.к. эта ягода быстро созревает.
5 слайд - Кочевые народы Севера
Ненцы, чукоты, якуты - так называются северные народы. Они ведут кочевой образ жизни. Летом эти народы живут в тундре, а зиму проводят в северной тайге. У северных народов широкие лица, смуглая кожа, прямые черные волосы. Особенной чертой являются их глаза – черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь». Люди живут в условиях, где очень долго лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные бури и ветры, а в спокойную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.
6 слайд – жилище северного народа
Жилье северных народов называется чум и яранга . Это переносное жилище, конической формы, из кожи или шкур с мехом домашнего оленя с открытым очагом. По обе стороны находятся места для сна.
7 слайд – национальная одежда северян.
Одежда северных людей отличается от нашей. Одежда у них теплая, сшита из меха, свободная. Нет отличий мужской одежды от женской. Лето на севере короткое, а зима продолжительная и очень холодная. На ногах они носят мягкие сапоги из оленьего меха. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, народы Севера используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.
В: Молодцы. Скажите мне, пожалуйста, а какие животные обитают на севере.
Д: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки, полярные совы и т.д.
В: Ребята, давайте немного отдохнем.
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - РАЗМИНКА
«У Оленя дом большой».
ПЯТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - ПРАКТИЧЕСКАЯ
В: Ребята, сейчас я вам предлагаю разбиться на четыре команды, с помощью вот этих карточек.
Итак, все заняли свои места, молодцы. Я для вас приготовила задание. Вам нужно описать по мнемотаблицам животным, которые нарисованы на ваших столах. Задание очень сложное, но, я уверена, вы справитесь. Не забывайте, о том, что где дружба сильна – там хорошо идут дела. Приступаем. Для начала, вам нужно обсудить задание в команде и определить кто о чем будет рассказывать.
Рассказ составляется о песце, полярной сове, олене и белом медведе.
Песец – небольшое хищное млекопитающее семейства псовых. Иногда его называют полярной лисицей. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. У песца короткая мордочка и закругленные ушки. Зимой песец белый, а летом темный. Подошвы лапок покрыты густой шерстью, которая защищает песца от холода. Шерстью покрыты даже пятки и пальцы песцовых лапок. Песец быстро бегает и может лаять, как собака. Песец живёт на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега. В невысоких холмах песцы роют себе норы с множеством ходов. Детенышей песца называют щенками. Малыши пьют мамино молоко и быстро растут. Быстрее, чем родственники - лисята. Детеныши быстро растут и начинают охотиться самостоятельно. Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши. Чем больше леммингов, тем больше будет и песцов. Если добычи много, песец обязательно что - нибудь спрячет, зароет - про запас. Из - за ценного меха на песцов охотятся. Разводят песцов и на специальных зверофермах. Полярная сова имеет довольно большое тело. У птицы круглая голова и ярко-жёлтые глаза. Уши совсем небольшие – их практически невидно. Клюв окрашен в чёрный цвет. При этом он почти полностью закрыт перьями. Виден только его кончик. Ноги покрыты длинными космами перьев, очень сильно похожими на шерсть. Когти чёрные как и клюв. Цвет оперенья у птицы снежно-белый и разбавлен буроватыми пестринами. Иногда вместо пестрин наблюдаются поперечные полоски бурого цвета. Самцы светлее самок, птенцы рождаются укутанными в белый пух, затем он меняет цвет на тёмно-коричневый. Пожившие самцы имеют чисто белое оперенье – чем моложе, тем больше пестрин. Линька у птицы бывает в начале июля и в конце осени. В последних числах ноября полярная сова надевает на себя новенький зимний наряд. Живут совы в гнездах на возвышенных местах. Весной в углублении на земле сова откладывает яйцо и насаживает его. Потом еще одно и еще… Поэтому совята у нее разного возраста. Первый уже крепко стоит на ногах, а последний – еще совсем слепой и беспомощный. Зато пока родители охотятся, старший птенец согревает и защищает младших. А родители без устали то и дело подлетают к гнезду – то лемминга принесут, то мышь или птицу, а то и зайца-беляка притащат.Когда вылупляются совята, за ними ухаживают и самцы и самки. Птица всегда охотится с земли, устраиваясь на возвышенном месте. Она обозревает окрестности, высматривает добычу, а увидев грызуна, тяжело взмахивает крыльями, подлетает к нему и вцепляется в обречённую жертву своими острыми когтями. Кроме грызунов питанием ей служат зайцы, горностаи, ежи, утки и куропатки. Ест также рыбу. Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные – по полгода. Попробуй проспи такой день! И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель. |
Белый медведь получил свое название из – за цвета шерсти. Это огромный арктический зверь. У него длинная шея и плоская голова, сильные ноги, подошва которых покрыта шерстью, а между пальцев находятся плавательные перепонки. Кожа у медведя черная, а шерсть белая. Под шубой имеется толстый слой жира. Это жестокий хищник. Питается рыбой и тюленями. Белые медведи устраивают берлоги в снегу и спят в них. В конце зимы у самок появляются медвежата. Медвежата длиной до 30 см. и весом 700-800г. В берлоге морозы и ветры не страшны. Мать кормит детенышей жирным молоком согревает своим теплом. Когда заканчивается полярная ночь медведица с детенышами выходит из берлоги. Медведица научит своих детенышей всему, что необходимо для жизни в Арктике. Ловить рыбу, тюленей, укрываться от стужи. Белые медведи занесены в Красную книгу, их осталось мало. Они опасны только при встрече. Надо смотреть внимательно, на белом снегу можно и не заметить белого медведя.
Д:Люди давным – давно приручили северных оленей, и теперь это домашние животные небольшого размера. Тело покрыто тёплым мехом серо-белого цвета. У всех оленей есть ветвистые рога, но у самцов они больше. Оленеводы ухаживают за оленями – лечат их ; охраняют от врагов – волка, медведя; следят, чтобы олени были сытыми. Питаются олени мхом, называется ягель. Его много в лесу и около леса. Зимой олени своими острыми копытцами расчищают снег и ищут ягель. Олени хорошо передвигаются по снегу, не проваливаются, так как копытца глубоко рассечены и могут легко расходиться в стороны, а в серединке есть перепонка, которая не даёт провалиться в снег. Весной у оленихи, рождаются оленята, мамы их кормят молочком. Олени приносят большую пользу народам севера, они их кормят и одевают. Из шкур оленей они шьют себе одежду, обувь, рукавички, шапки. Шкурами укрывают свой чум, используют как одеяло. Мясом оленей люди питаются. На оленях запряжённые в санки, их называют нартами, люди перевозят грузы, людей.
ШЕСТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В: Ребята, молодцы. Вы сегодня проделали колоссальную работу. Давайте с вами подумаем, как мы сегодня работали. Сейчас я предлагаю оценить работу команд. На доске висят картины с изображением животных, о которых сегодня говорили. Я предлагаю взять стикеры и разместить их на картинке с тем животном, о котором рассказали ваши товарищи наиболее интересно.
Воспитатель подводит итоги.
В: команда …. Молодцы, но мне кажется, что вы сегодня все поработали очень хорошо и дружно. Скоро вам предстоит идти в школу, и нам бы очень хотелось, чтобы вы были всегда такими же дружными, сообразительными и задорными. Молодцы.
После того, как все дети сегодняшнее занятие под музыку: «Мы помчимся, мы поедем» в зал въезжает «якут» на оленях и привозит подарки с севера (морс из северных ягод и печенье – рыбки) . После этого все дети возвращаются в группу.