Значение и виды условно-речевых упражнений при обучении говорению.
Цели данной статьи рассмотреть значение и виды УРУ для обучения говорению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_i_vydy_uru_pri_obuchenii_govoreniyu.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 368 с углубленным изучением английского языка г. Санкт- Петербург»
Статья
«Значение и виды условно-речевых упражнений при обучении говорению»
Подготовила
учитель английского языка
Плахова Анастасия Викторовна
г. Санкт - Петербург
2015
Значение и виды условно-речевых упражнений при обучении говорению.
Говорение является одним из самых важных умений при обучении иностранному языку. Большинство методистов выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в речи. Упражнения делят на 3 типа: языковые, условно-речевые и подлинно-речевые. Однако терминология при этом чрезвычайно разнообразна.
Цели данной статьи рассмотреть значение и виды УРУ для обучения говорению.
Упражнение - специально организованное многократное выполнение языковых (речевых) операций или действий с целью формирования или совершенствования.
Монологическая речь - это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин. умения для МР формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить связности и логичности высказывания. Эти упражнения различаются по опорам:
1.Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал. Учащиеся начальной ступени после упражнений в выражении мысли одним предложением учатся отвечать на вопрос 2-3мя предложениями: Who is he? – He`s a waiter. His name is Pete. В подобных упражнениях логическая схема высказывания задается вопросами, например: Cоздать рассказ. «In the shop» You are in the shop. What do you see? What do you buy? Иногда логикой изложения управляет порядок прилагаемого языкового материала. Например, тема Le Petit Prince. Нужно рассказать об этом произведении, используя следующие слова: habiter, planète...
2Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-синтаксической схеме. Используется последовательность фраз, т.к. она отражает определенную логику развития мысли и повторяемость синтаксических сцеплений между фразами, например: Я люблю... И я хорошо... Довольно часто... Но... .
3Упражнения с опорой на ситуацию: а) рассказ по плану; б) рассказ без предложенного плана.
4Упражнения с опорой на текст, с воспроизведением прочитанного и услышанного как можно ближе к оригиналу. Особые требования предъявляются к тексту для пересказа: он должен быть сравнительно небольшого объема, с четко выраженным содержанием, не перегруженным деталями, названиями мест, городов, именами, из текстов студенты должны получать новую и значимую для себя информацию.
Работа над текстом следующего характера:
ответы на вопросы по тексту. Вопросы смысловые, они м.б. даны до прочтения, тогда будет дана установка на выделение содержания;
выделение главного;
нахождение в тексте ответов на вопросы и их озвучивание;
выстраивание логической цепочки развития действия. Преподаватель читает, а потом кратко им пересказывает, нарушая последовательность, учащиеся при этом должны исправить и рассказать правильно;
краткий и развернутый пересказ, самим придумать описание героя, дать свою оценку с использованием формул: мне кажется…, я думаю…, я считаю…
При этом нужно выстраивать систему стимулов:
- текст;
- наглядность (предметно-изобразительная: рисунки, картинки );
- тема.
Тема задает лишь предмет разговора, при этом возможна абсолютная самостоятельность говорящего.
Сначала мы формируем первичные умения на основе изученного материала, далее идет развитие этих умений, а затем – их совершенствование.
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.
Для развития умений ДР большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами. Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации.
1Упражнения с подсказкой учителя:
А)Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения — умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании — излагать мысль без лишних деталей.
Б)Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения — овладевать умениями комбинирования языкового материала.
В)Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.
2Упражнения с опорой на образец:
А)Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи, например: What book do you prefer? –This one. –Why? – I like historical books.
Б)Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью на иностранном языке.
1Упражнения с опорой на наглядность:
А)Ответы на вопросы по картинкам.
Б)Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.
2)С опорой на ситуацию:
А)С ограниченным языковым материалом, например: Mum wants Paul to wear a coat and a scarf. Paul wears the coat but doesn`t want to wear scarf. Act a dialogue.
Б)Без ограничения материала, cозданную при помощи изображения (рисунка, диафильма) [Международный центр современных методик преподавания Dioo Диалогическая речь
Одним из видов условно-речевых упражнений при обучении диалогической речи могут служить ролевые игры(role play).
Ролевые игры - прием, при котором учащийся должен говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным компонентом является наличие проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказывания, делает их более - аргументированными и эмоциональными. Постановка проблемы и возможности их решения развивает у учеников критическое мышление. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках ИЯ нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении).
Исследователи разработали ряд правил ролевых игр:
Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни.
Должен адаптироваться к роли в предложенной ситуации
Участники игры должны концентрировать свое внимание как и на на использовании единиц языка, так и на их закреплении.
Существует пять категорий ролей:
1)врожденные – определяющие пол и возраст участников игры
2)приписанные – национальность и принадлежность к определенной социальной группе
3) приобретенные – профессия
4) действенные - определяют круг действий
5)функциональные- определяют функции общения(радость, сочувствие)
Наиболее важными являются 2 последние категории ролей. Функциональные категории могут рассматриваться как определенные блоки самой игры и их отработка должна проводиться на подготовительном этапе( речевые клише, выражающие радость, огорчение). А действенные помогают найти пути решения поставленной задачи.
Изучение таких тем, как «Школьная жизнь», «Знакомство»,«Охрана природы», «Каникулы» могут заканчиваться ролевыми играми.
Сначала ребят знакомят с лексикой и речевыми клише, потом обсуждается проблема, которую требуется разрешить в ходе игры.
Вот самый простой пример игры:
Сustomer You go into a supermarket to buy something for dinner. Meat 500 gr Milk 1 l A bar of chocolate Remember to be polite/ | Shop assistant You work in a supermarket Here are some prices for products Meat 1 kilo – 220 rub Milk 1 l – 35 rub A bar of chocolate 35 rub You start the conversation Remember to be polite/ |
Коллажирование
Коллаж – это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия.
Цель коллажирования – формирование у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры.
Методы работы с коллажом: эвристические, исследовательские, проблемные.
Приемы работы с коллажом:
В центре коллажа – ключевое понятие – ядро, а вокруг него понятия – спутники, например, тема"Washington, DC" .
Учитель в центре на доске пишет ключевое слово "Washington, DC" и обводит в кружок. Вначале необходимо обратить внимание школьников на главное понятие: "Today we shall look at the key word Washington, DC". Далее учащиеся слушают текст, называют понятия – реалии, которые у них ассоциируются с ключевым словом. Учитель вносит в коллаж новые ассоциации. Затем школьники работают в парах для устранения из коллажа понятий, которые не связаны по смыслу с ключевым. Например:
А: Is Kennedy airport situated in Washington?
В:No. It is situated in New York.
Старшеклассникам дается задание на дом: подберите дополнительную информацию по теме, используя учебник или страноведческий справочник. На следующем уроке коллаж составляется повторно, учащиеся комментируют понятия – спутники и представляют собранную информацию. В процессе комментирования лингвострановедческого материала учитель создает учебные ситуации, вовлекая в общение всех учеников, задавая вопросы:
Как ты думаешь? Согласен ли?
За каждый правильный ответ, дополнение учащиеся получают дополнительные баллы к отметке за урок.
Коллажирование
- Привлекает внимание учащихся.
- Стимулирует их познавательные интересы.
- Создает положительную мотивацию.
- Активизирует речемыслительную деятельность.
Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения логических опор.
Создает предпосылку для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы.
На основе данной статьи можно сделать вывод, что УРУ важны при обучении, как диалогической, так и монологической речи. При обучении монологической речи, УРУ чаще всего базируются на тексте или каком-то языковом материале. При обучении диалогической речи особую роль играет наглядный материал(картинки, видео), а также ролевые игры. Ролевые игры - прием, при котором учащийся должен говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения, по-другому, их еще называют упражнения в общении. Одним из оригинальных видов УРУ служит прием коллажирования. Он стимулирует их интерес и речь, создает необходимую мотивацию.
Список используемой литературы:
- Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи// Иностранные языки в школе. 2003. № 3. с.17-20
- Международный центр современных методик преподавания Dioo Монологическая речь [Электронный ресурс] URL: http://www.dioo.ru/monologicheskaya-rech.html
- Международный центр современных методик преподавания Dioo Диалогическая речь [Электронный ресурс] URL: http://www.dioo.ru/dialogicheskaya-rech.html
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Кондратьева С.И. - Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/518165/
- Scott W.A., Ytreberg L.H.Teaching English to children - Longman