Игровая деятельность как средство формирования досуговой культуры младших школьников.
В данной работе даётся понятие досуговой деятельности, раскрываются методы досуговой деятельности в начальной школе. Также поднимаются проблемы формирования досууговой культуры младших школьников, раскрываются виды игровой деятельности. Материал работы поможет в написании реферата или курсовой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет начального образования кафедра «Социологии и педаг
Реферат
На тему: « Игровая деятельность как средство формирования досуговой культуры младших школьников»
Дисциплина :
« Организация музыкального досуга младшего
школьника»
Выполнила:
Леонова С.Г. З/О, 2курс
Проверила:
Акунина Т.В.
Москва 2014г.
Содержание
Введение
ГлаваI Теоретические основы организации досуговой деятельности в младшем школьном возрасте.
- Понятие досуговой деятельности.
2.Методы досуговой деятельности в школе.
Глава II Игровая деятельность как средство формирования досуговой культуры младших школьников.
1.Пролемы формирования досуговой культуры младших школьников.
2.Виды игровой деятельности.
Заключение
Введение
Особое значение в социальном становлении личности имеет младший
школьный возраст. В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное
развитие социальных отношений, формирование эмоционально-чувственного
познания, он начинает понимать и осваивать нравственные категории. В это
же время младший школьник познает и осознает эстетическую сторону
окружающего мира, проявляет интерес к различным видам деятельности
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени
школьника, в котором он реализует свои интересы.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. В современных условиях модернизации учебно-воспитательного процесса далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере развития личности младшего школьника . Одним из условий развития детской личности является общение с другими людьми в процессе формирования досуговой культуры посредством игровой деятельности. Особую актуальность данное представляет для младших школьников, так как в этот возрастной период игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Влияние игровой деятельности на жизненное самоопределение младших школьников велико, так как происходит становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игровая деятельность выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не
результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми
действиями. «В игре нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только
смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [1]. Через игровую
деятельность ребенок может успешно освоить многие элементы и
человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем
развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста,
выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову
выше самого себя» [2]. Таким образом необходима специальная работа по
формированию досуговой культуры младших школьников посредством
игровой деятельности, в соответствии с их возрастными потребностями
Целью данной работы является изучение особенностей и значения игры как
средства формирования досуговой культуры младших школьников. Задачи
работы - проанализировать научную и научно-методическую литературу по
проблеме организации досуга учащихся младшего школьного
возраста ,формированию досуговой культуры средствами игровой деятельности.
Глава I. Теоретические основы организации досуговой деятельности в младшем школьном возрасте
- . Понятие досуговой деятельности
Досуг можно отнести к явлению социальному, потому что он имеет исторические корни. Досуговая деятельность началась ещё с периода каменного века. В то время когда древние охотники возвращались домой с добычей – это воспринималось как большой.
Племена переходили к оседлому образу жизни, и это сопровождалось целой системой праздников. Календарные обряды и обычаи годичного цикла были связаны с трудом людей. Они отражали социально-политическую, историко-культурную, этническую, духовную жизнь людей на различных этапах развития. Все календарные праздники отражают на себе этническую специфику.
Во время праздников крестьяне одной общины устраивали пиршества за одним столом, которое называлось "братчиной". Праздники, являясь выходным днём, помогали людям восстановить своё психическое и физическое здоровье, а так же выполняли функцию единения народа для противостояния врагам.
Праздник всегда считался как противопоставление будням. В праздники люди могли отдохнуть от своей тяжёлой работы. Все праздники являются сложными и многогранными, так как несут в себе часть человеческой культуры. Они представляют собой сложную социальную многофункциональность. Можно выделить следующие функции праздников: торжественное обновление жизни; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную.
Несмотря на то, что праздники практически стали повседневной жизнью людей и имели для них, в основном культурное значение, именно праздники, многие учёные относят к первым формам досуговой деятельности.
Досуговая деятельность аристократии в Московской и Киевской Руси почти не отличалась от досуговой деятельности других сословий. Их различия произошли при Петре 1. Европейская ментальность, привлекающая Петра 1, расходилась с традициями Отечественной культуры. В то время начали появляться дворянские клубы, проводились ассамблеи, фейерверки, карнавалы, поменялись формы празднования многих календарных праздников, например, празднование Нового года, начали рождаться любительские творческие кружки, популярность получило коллекционирование. Так же распространялась благотворительная деятельность. Дворяне могли получать образование за границей в Европе, так же ездить отдыхать за границу.
В 1702 году Пётр I решил создать в центре Москвы, а так же на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления в этот театр могли приходить все желающие.
Во многих слоях населения появился интерес к новшеству: в России второй четверти XVIII века были театры: школьный, придворный, демократический, городской и другие. Для большей популярности своих новообразований Пётр I делал такие публичные зрелища, как уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, пародийные обряды и т.п.
Пётр увлекался красочными шоу, состоящими из фейерверков, и зачастую принимал в них участие, на их устройство ему не жалко было никаких денежных средств. Фейерверки обладали огромной зрелищностью и доступностью всем слоям населения. В день, когда Петр I получил статус всероссийского императора, в небе Петербурга загорелся храм Януса, который освещался двадцатью тысячами красочных огней.
Многие слои, населявшие Российскую империю, свободное время проводили за традиционными занятиями, не относящиеся к отдыху. Потребности досуга этих слоев населения удовлетворялись самообслуживанием на основе традиционных и народных увлечений и занятий, при этом своё развитие получили народные промыслы (резьба по дереву, вязание руками, шитьё из ткани, создавались игрушки для детей, плетение из кружева и т.п.). На основе промыслов народа часто создавались настоящие произведения искусства.
Развивающие формы досуга:
• Распространение грамотности на Руси.
• Общественные издания.
• Посещение различных общественных библиотек, музеев, театров.
• Чтение художественной литературы.
• Создание и развитие системы учебных заведений.
В России общественный досуг связан с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие же корни праздников, раннего развития человечества, свидетельствуют нам о том, что они выступают как одна из древних, первоначальных форм человеческой культуры. Такое красочное своеобразие превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.
В 19-20 веке массовые формы досуга начинают развивать в себе много новых форм. Распространяются музыкальные, цирковые и народные театры. Во время красочных представлений зрители ели сладости, покупали лубочные картинки. Накануне революции массовые формы досуга имели современный характер
2.Методы досуговой деятельности в школе
«Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации» (С.А. Шмаков). Давайте остановимся на методах, которые выделяет С.А. Шмаков более подробно.
1. Первый метод, который выделяет учёный это метод игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявляются антипатии и симпатии школьников, например если в игре они выбирают, кого то из своих одноклассников, показывают свои предпочтения («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра помогает выявлять знания и интеллектуальные способности учащегося (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры определяют уровень развития организаторских способностей учащихся, также определяют их физические способности: силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т.п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Школьники должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно принимать победу соперников.
4. Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Методы импровизации противопоставляются школьным методам репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.
Таким образом, для выбора того или иного метода досуговой педагогики нужно определить цели и задачи, а так же содержания досуговой деятельности, и конечно же выбор того или иного метода зависит от возрастных особенностей воспитанников и от форм организации досуговой деятельности школьников.
ГлаваII Игровая деятельность как средство формирования досуговой культуры младших школьников.
- Проблемы формирования досуговой культуры младших школьников
Личность ребенка часто находится в условиях дефицита общения, что приводит к потерям в эмоционально-чувственном плане. Позитивные же эмоции, переживания восстанавливают психологическую энергию и поддерживают жизненный дух человека.
Проблема снижения уровня досуговой культуры у младших школьников волнует всех. Ведь под коммуникативной культурой мы понимаем совокупность умений и навыков в области средств общения и применение законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения [3].
В настоящее время бытует мнение о том, что изменился менталитет детей и их родителей, отношение семьи к школе, снизился уровень коммуникативной культуры всех членов общества. Отсюда возникают следующие противоречия: с одной стороны у детей появилось больше возможностей для приятного времяпровождения, с другой стороны - они все чаще жалуются на скуку; с одной стороны культура все больше внимания уделяет формированию чувств, с другой стороны мы все реже встречаемся с сочувствием и готовностью людей помочь окружающим.
Данные противоречия позволяют сделать вывод о том, что младшие школьники не умеют общаться между собой. В связи с этим, одним из решений данной проблемы нам видится в сохранение тех малых структур общества, где дети общаются лично, где возможно создание благоприятных условий для полноценных человеческих отношений (семья, начальная школа, группа детей, клуб и др.).
Данный подход позволяет говорить о возрастании роли использования игровой деятельности в организации общения младших школьников.
Анализ источниковедческой литературы показал, что большая часть детей в результате так называемого «попутного научения общению» (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение и т.п.) не формирует своего индивидуального стиля общения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном научении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны [4].
Каждый из нас учится общению в ходе своей жизнедеятельности, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Общению можно научиться, используя свой реальный опыт, чему способствуют разнообразные игры. В процессе игровой деятельности ребенок избавляется от страха, напряжения, приобретает коммуникативные умения. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, являясь мощным стимулом развития ребенка [4].
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Одна и та же игра несет в себе нескольких функций: обучающую , развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психотехническую, развивающую, воспитательную. Обучающая функция направлена на развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения родным. Развлекательная функция несет в себе создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение. Коммуникативная функция представляет собой объединение учащихся в коллективе, установление эмоциональных контактов. Релаксационная функция направлена на снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. Психотехническая функция позволяет сформировать навыки подготовки своего для более физиологического состояния эффективной деятельности, в это время происходит перестройка психики для усвоения больших объемов информации. В основе развивающей функции лежит гармоничное развитие личностных качеств, с целью активизации резервных возможностей. Воспитательная функция несет в себе психотренинг и психокоррекцию поведения в игровых моделях жизненных ситуаций [5].
В процессе игровой деятельности решаются многие задачи, а именно: оказание помощи детям ощутить единение с другими; показать детям, что значит уважение; помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность; помочь детям научиться принимать решения самостоятельно и в группе; научить детей сочувствию; помочь расцвету личности развивать в себе открытость и мужество, выражать свое отношение к другим; помочь детям справляться со своими страхами и стрессом; показать детям, как можно жить без насилия; помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям; помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности; развивать в детях чувство юмора и сильные стороны своего характера.
2.Виды игровой деятельности.
В процессе формирования досуговой культуры младших школьников, на наш взгляд, можно использовать следующие виды игровой деятельности: режиссерская игра; образно-ролевая игра; сюжетно-ролевая игра; коммуникативная игра.
Одной из форм развития сверхсознания на ранних стадиях онтогенеза выступает режиссерская игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий и постижения ребенком окружающего мира. Ребенок сам создает сюжет, сценарий, придумывает кем он будет, представляет мизансцены, т. е. пространство, где будет происходить действие, кто будет действовать, что будет происходить на «сцене», исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским текстом».
Образно-ролевая игра позволяет ребенку накапливать опыт ролевого поведения: он перевоплощается в кого-либо, примеряет свойства этого воображаемого на себя (он не только говорит, но и лает, и хрипит, и рычит и т. п.). Формула игры - увлечение «плюс» развлечение. При таком условии школьники избегают информационных перегрузок и осмысливают культуру речевого общения легко и свободно.
Коммуникативная игра представляет собой методический прием, используемый для тренировки навыков и умений общения. Данный вид игровой деятельности можно проводить в парной (диалог) и групповой (полилог) форме. Такие игры помогают найти контакты между детьми, сплотить группу. В основе коммуникативной игры лежит речевая ситуация. Коммуникативная игра состоит из нескольких частей: начало - установка учителя; оглашение правил игры; концовка - подведение итогов. Начало (слово учителя) задает направление общения и прогнозирует жанры спонтанной речи участников игры, их речевое поведение. В зависимости от сложности, ее описание (инструкция, правила игры) может повторяться один или два раза. Оно включает тему, цель, задачи, роль каждого участника, реквизит, систему оценок и подведения итогов, утверждает и проверяет себя как личность. Это естественная и очень важная потребность растущего человека. Человека понимают через общение.
Однако приоритетом в формировании досуговой культуры младших школьников выступает сюжетно - ролевая игра. Игровая деятельность сюжетно-ролевой игры строится на основе воображаемой ситуации. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность перенесения одних функций предмета на другие. Игра начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации.
Таким образом, возникает новое качественное отношение человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, которая имеет разнообразную окраску, многообразие форм, знание и смысл. Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию, становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно; предмет становится первым материалом для воображения сюжетно-ролевой игры. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
Так сюжетно-ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. «Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми»[5]. При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку.
Сюжетно-ролевая игра предполагает партнеров, учит общаться по правилам, а именно: договариваться между собой, уступать друг другу, слышать товарища, продолжать его мысли. Ведь большинство игр по правилами являются коллективными. В них встречаются два рода отношений: отношения соревновательного типа между командами, у которых прямо противоположные цели (одна выигрывает, другая проигрывает) и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Часто в таких играх участвуют взрослые, помогающие осмыслить правило, усвоить ролевые отношения. Введение фантов (очков) подчеркивает воображаемую ситуацию, облегчает использование «запрещенных» слов. Пройдя такой путь в своем развитии, игровая ситуация возвращается к режиссерскому типу. Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в мнимой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процессы воображения. Работа с образами, пронизывающими всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления, в том числе и творческую интуицию.
Воспитательное значение сюжетно-ролевых игр у младших школьников закрепляется в том, что данный вид позволяет познать действительность, создать коллектив, воспитать любознательность и сформировать волевые чувства личности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
Таким образом, общение можно определить как систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные, личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, а именно игровую деятельность [5].
Общение - как досуговая деятельность младших школьников - осуществляется в процессе взаимодействия индивидов, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности. Организация общения школьников в коллективе, по нашему мнению, может осуществляться с помощью разнообразных форм досуга, таких как саморазвивающийся спектакль, тренинг, коллекционирование, интелектуальные игры и др.
Тем не менее, приоритетной формой досуговой деятельности выступают праздники. В процессе подготовки и проведения праздника в коллективе формируется актив, который является непосредственным помощником для педагога-организатора. Дети с большим желанием принимают участие в подготовке праздника, потому что он для них всегда игра. Без игры праздник лишь пассивное зрелище, пусть даже интересное и в воспитательном отношении ценное. Несмотря на то, что подготовка к нему трудна и ответственна, младшие школьники с усердием выполняют возложенные на них обязанности, демонстрируя свои лучшие качества, способности и таланты.
Заключение Досуг - совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, позволяет удовлетворить его этом направлении вовсе не бессмысленны. При этом именно разнообразные формы досуга могут оказать педагогу неоценимую услугу в формировании досуговой культуры младших школьников, чем шире и разнообразнее будет применяемый в этом игровой репертуар, тем большие возможности открываются перед педагогами-практиками и организаторами детского досуга.
В процессе игровой деятельности накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, формируется необходимый для общения эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстность, доброта, контактность. Каждому ребенку свойственно радостно уметь и мочь. В игре рождается детское содружество, а значит, и дружба, такие ее слагаемые, как независимость, самостоятельность, защищенность, взаимопомощь и т. п.
Личность формируется в деятельности, а тип личности зависит от типа деятельности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Таким образом, игровая деятельность - это, как правило, коллективная - творческая деятельность. Добытые самостоятельно знания, умения, навыки становятся их богатством надолго, может быть, на всю жизнь. Поэтому игры являются своеобразным отражением, тренингом, прививающим полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества в формировании культурно-досуговой деятельности.
Литература
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать / К. Фопель. - М- Генезис, 2006. - 88 с.
- Байбородов, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / Л.В. Байбородов, М.И Рожков. - М.: ГИЦ Владос , 2002. – 127 с.
- Ильенко, Э.В. Философия и культура /, Э.В Ильенко. - М.; ГИЦ Владос, 1991. - 98 с .
- Морозов, И.А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати / И.С. Слепцов, И.А Морозов.- Екатеринбург: У-Фактория, 2001. - 65 с.
- Казарцева, О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О.М. Казарцева.- М.:Флинта ,Наука, 1999. – 174 с.
- Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность / А.Д. Жарков, В.М Чижиков. - М.: МГУК, 1998. – 112 с.