Консультация для родителей

Сапунова Наталья Владимировна

Книги для детей 4 - 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_knigi_dolzhny_byt_u_detey_4.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Какие книги должны быть у детей 4 - 5 лет? Какие книги покупать ребенку от 4 до 5 лет?

  В возрасте четырех – пяти лет все большее значение для ребенка обретают книги. Книг в комнате у ребенка с течением времени должно появляться все больше. Достоин сожаления ребенок, в комнате у которого нет детских книг, поскольку без общения с книгой не может быть нормального психического развития.

Книга — неотъемлемая часть современной культуры. Каждая книга — это целый мир. А много книг — много миров. И чем раньше ребенок познакомится с книгой, тем лучше для него. Остается надеяться, что все молодые родители хорошо понимают это и что самые первые книжки у малыша появились уже давно.

Как хранить книги в детской комнате?

    Следует выделить для книг отдельную полочку в тумбе письменного стола или в шкафу; а можно уже и подумать о книжной полочке на стене или небольшом книжном шкафчике. Специально выделенное место для книг поможет содержать книги в порядке и продлит срок их службы.

    Если в комнату ребенка приобретаются книжная полочка или шкафчик, то они должны быть либо застеклены, либо — с дверцами. Послужив хозяину, книга должна вернуться на место. Нехорошо, когда книжки разбросаны по всей комнате, когда они — мятые, рваные и уже запылившиеся — неделями валяются под кроватью, под столом или на кресле, а на раскрытой книге — ком из одежды и игрушек. Такое отношение к книгам — проявление неряшливости и, пожалуй, невоспитанности. Не следует держать собрание детских книжек открытым еще и потому, что этим нарушается важное требование гигиены; оно направлено на то, чтобы оградить ребенка от вредного воздействия книжной пыли (в этой пыли содержится весьма токсичный свинец, который присутствует в типографской краске).

   Конечно же, книги должны соответствовать возрасту малыша. По-прежнему очень важны для ребенка картинки на страницах книги. Но если в книжках для малышей двух-трех лет картинки занимают практически все место на странице, а текст укладывается в несколько строк, то в книжках для четырех-пятилетнего ребенка текста становится все больше. Иными словами, постепенно увеличивается нагрузка на текст и уменьшается нагрузка на иллюстрации. Эта тенденция будет иметь место и в дальнейшем.

Однако ребенку полезно и общение с книгами, состоящими исключительно из картинок, — так называемыми комиксами. На первых порах мама должна помогать малышу разбираться с такими книжками — составлять по картинкам рассказы. Впоследствии ребенок и сам научится рассказывать о том, что видит. Общение с комиксами не только научит малыша связывать воедино разрозненное, не только приобщит его к сотворчеству, но и окажет весьма позитивное влияние на развитие речевых способностей.

Вообще, мы должны здесь сказать, что родители постоянно должны побуждать ребенка говорить; навык речи — непростой, и он обретается только при условии хорошей и продолжительной практики; общаясь с ребенком, читая ему детские книжки, мама должна просить его пересказывать то, о чем только что говорилось, должна задавать ребенку вопросы по содержанию текста и добиваться ясных ответов; если ребенок внятно ответить не может, мама должна подсказать ответ и попросить повторить его.

Хорошее дело — обсуждение содержания книжки; обсуждая, книжку следует перели­стать, обратить внимание на основные моменты в сюжете повествования, произнести по нескольку раз новые сло­ва — чтобы малыш их заметил, чтобы и сам их повторил, чтобы положил в свою «копилку».

Ребенок четырех-пяти лет уже вполне развит для того, чтобы освоить книжки-раскраски. Мама должна для начала показать малышу, что с этими книжками делать, как правильно держать карандаш или фломастер, какими приемами при раскрашивании картинок пользоваться, как подбирать цвета и... обратить внимание, что это — раскраска, в ней картинки специально для раскрашивания, а в простой книжке картинки раскрашивать нельзя, даже если они и черно-белые (на взгляд ребенка — некрасивые).

Понятно, что маленький ребенок еще не сможет выполнить тонкую работу раскрашивания с достаточной аккуратностью, но в данном деле не столько важен конечный результат, сколько само действие. Аккуратно завершить раскрашивание картинки поможет мама, зато когда картинка таким простым и в то же время волшебным образом расцветет, ребенок будет очень горд тем, что в этом процессе принимал самое активное участие. За раскрашиванием можно обсудить содержание книжки. А по окончании работы не забыть непременно похвалить малыша. Похвала мамы для него всегда большой стимул.

Покупая ребенку книги, читая с ним книги, рассматривая картинки, раскрашивая картинки, маме следует помнить и о том, что малыш должен научиться правильному обращению с книгой, должен научиться уважать книгу. Мы уже говорили выше, что каждая хорошая книга — это целый мир. Этот мир ребенок должен увидеть; этот мир должен сделать ребенка лучше, совершеннее; этот мир — добрый наставник для ребенка; и соответствующего к себе отношения «наставник» заслуживает.

Со временем хорошая книга должна стать для ребенка мерилом нравственности и чистоты, должна стать тем совершенством, по которому, как по эталону, можно выверить свой внутренний мир и при необходимости свой внутренний мир «почистить».

 

Как воспитать любовь к книге у ребенка?

   Личным примером. Ребенок всегда очень внимателен к маме и папе (это заложено Природой; стремление походить на маму или папу, все делать так, как делают они, помогает ребенку быстрее и легче приспособиться к весьма непростому и порой опасному внешнему миру, стать по отношению к этому миру органичней), и, если ребенок видит, как бережно и с каким почтением, с какой неподдельной любовью родители обращаются с книгой, как легко и с какой радостью они принимают на веру все, что в книге написано (даже в книжке про Колобка), как они горюют, если видят, что книжка обветшала, как заботливо они чинят старую книжку, он и сам станет так обращаться с книгой. Если же мама обращается с книгой без должного уважения, если, позевывая, роняет ее с дивана, если загибает страницы, не помня о том, что существуют закладки, если перегибает книгу, и та — бедная — трещит по всем швам, если отрывает клочок от страницы и лепит себе на нос, дабы тот не обгорел в лучах солнца, и уж тем более если мама заворачивает в книжные страницы бутерброд с колбасой, то и ребенок будет видеть в книге потенциальную обертку для бутерброда и не однажды продемонстрирует свое варварское к ней отношение...

Тесное общение с книгой для малыша четырех-пятилетнего возраста имеет большое значение еще и потому, что малыш, помимо ярких и увлекательных картинок, видит на страницах еще и буквы, отмечает разницу в графике букв, постепенно (хотя еще и невольно, не целенаправленно) запоминает их.

Со временем, когда ребенок будет готовиться к школе, когда начнет посещать школу, это первое знакомство с буквами ему очень пригодится; ребенок увидит в них старых добрых друзей, и взаимоотношения с этими друзьями не будут вызывать у него чрезмерного утомления — ребенок как бы пойдет проторенной дорожкой, в то время как другие малыши, которым по тем или иным причинам не посчастливилось рано подружиться с книжкой, будут вынуждены идти по пересеченной местности, по бурелому.

Какие книги читать детям  4, 5 лет

Аким Я. Стихи.

Александрова Т. «Домовенок Кузька».

Белозеров Т. Стихи.

Берестов В. Стихи.

Бианки В. Рассказы о животных.

Благинина Е. Стихи.

Введенский А. Стихи.

Ганина М. «Тяпкин и Леша».

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Георгиев С. «Елки-палки, или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Похищение бриллианта Нуф-Нуф», «Пузявочки».

Долинина Н. «Мой капитан», «Лембой», «Чуча» и другие.

Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина».

Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных».

Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги.

Жуковский В. Стихи для детей.

Заходер Б. Стихи для детей.

Зощенко М. «Смешные истории», рассказы.

Козлов С. «Трям! Здравствуйте!».

Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик».

Крюкова Т. «Автомобильчик Бип».

Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».

Левин В. «Глупая лошадь».

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Мориц Ю. Стихи для детей.

Мошковская Э. Стихи.

Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков».

Олейников Н. «Я послал на базар чудаков».

Остер Г. «Петька-микроб».

Паустовский К. «Кот-ворюга», рассказы.

Петрушевская Л. Детские пьесы и сказки.

Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял» и другие.

Прокофьева С. Сказки.

Пушкин А. С. Сказки.

Румянцева И. «Про маленького поросенка Плюха».

Самойлов Д. «Слоненок пошел учиться».

Сапгир Г. Стихи для детей.

Сладков Н. «Сказки леса».

Собакин Т. Стихи и сказки.

Степанов В. Стихи.

Сутеев В. Сказки.

Токмакова И. Стихи для детей.

Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот»

Хармс Д. Стихи для детей.

Цыферов Г. М. Сказки.

Чарушин Е. «Томка», «Тюпа», «Сорока», «Медвежата» и другие рассказы.

Чижиков В. «Петя и Потап».

Зарубежные авторы:

Асбьернсен Петер Кристен. «Норвежские сказки».

Балинт Агнеш. «Гном Гномыч и Изюмка».

Бонд Майкл. Цикл историй о Медвежонке Паддингтоне.

Ежикова 3. «Крот и его друзья».

Конопницкая М. «Сиротка Марыся и гномы».

Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка».

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Как Эмиль угодил головой в супницу», «Эмиль из Леннеберги».

Милн Алан. «Винни-Пух и все-все-все».

Несбит Эдит. «Билли-король», «Беллинда и Белламант».

Пино Кристиан. Сказки.

Поттер Беатрис. «Сказки кошки Табиты».

Хогарт Энн. «Мафин и его друзья».

Эме Марсель. Сказки.

Проверено временем

Достойное место в детской библиотеке занимают классики детской литературы: Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков. Много поколений выросло на стихах этих замечательных авторов. Их произведения никогда не выйдут из моды, потому что они интересны и понятны каждому ребенку.