Песня как компонент национально - культурного содержания обучения

Левашова Мария Игоревна

          Песня как элемент национально-культурного компонента содержания обучения  

Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических связей между народами выдвигают в области обучения иностранным языкам на первый план задачу  -  воспитание человека, главным достоянием которого  являются общечеловеческая культура и ценности. Это связано непосредственно с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи, поиска общих путей осуществления прогресса.

 

  Одним из путей решения данной проблемы может стать гуманизация  образования, то есть приобщение учащихся к культурному наследию и духовных ценностям своего и других народов мира.  
 

     Особая роль в этом принадлежит иностранному языку, с помощью которого и осуществляется непосредственный и опосредованный диалог  иностранной и родной культур, ставший одним из основных положений современной концепции образования.

 

    Гуманизация содержания образования требует пересмотра целей, содержания и технологии обучения иностранному языку как новому средству общения, способу межкультурной коммуникации и взаимопонимания.

 

 Так как целью обучения иностранному языку является не только приобретение знаний, формирование  у студентов навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического  характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте.

 

   НикитенкоЗ. В. и Осиянова О. М. в статье «О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку на начальном этапе» ( Иностранные языки в школе, 1994, №5, С. 26) рассматривают весь  линвострановедческий материал как национально -культурный компонент содержания обучения иностранному языку.

 

    Данный компонент включает в себя определенные знания (языковые и культурологические), а также навыки и умения (речевого и неречевого поведения).  При отборе содержания национально -культурного компонента из всего разнообразия лингвострановедческого материала выделяется то, что имеет педагогическую ценность, что способно содействовать не только обучению общению на иностранном языке, но и приобщению к культуре страны этого языка.

 

    Из всего сказанного следует, что, поддерживая интерес к языку как к средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие  образцы музыкального, в частности песенного творчества на иностранном языке как его содержательного компонента.

 

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально на начальном этапе обучения иностранному языку.

 

    Песенный жанр благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

 

  Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, то есть  передача заложенного автором содержания адресату, в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя или слушателя, то есть воздействуют на его интеллект и память. Песня в качестве страноведческого материала влияет на эмоции человека и на его образно -художественное мышление.

    Таким образом, для иностранца, изучающего русский язык как иностранный, песня будет рассматриваться, с одной стороны, как образец иноязычной речи, адекватно отражающей особенности культуры и быта русского народа, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, способствует духовному формированию личности учащегося.

    С точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода С.В. Шатилова песенный материал, будучи образцом музыкальной культуры другой страны  и выступая в качестве одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку (по З. В. Никитенко), является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся.

    Через песни раскрывается душа народа, его культура, и преподаватель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pesnya_kak_element_natsionalno.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Песня как элемент национально-культурного компонента содержания обучения  

Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических связей между народами выдвигают в области обучения иностранным языкам на первый план задачу  -  воспитание человека, главным достоянием которого  являются общечеловеческая культура и ценности. Это связано непосредственно с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи, поиска общих путей осуществления прогресса.

  Одним из путей решения данной проблемы может стать гуманизация  образования, то есть приобщение учащихся к культурному наследию и духовных ценностям своего и других народов мира.  

     Особая роль в этом принадлежит иностранному языку, с помощью которого и осуществляется непосредственный и опосредованный диалог  иностранной и родной культур, ставший одним из основных положений современной концепции образования.

    Гуманизация содержания образования требует пересмотра целей, содержания и технологии обучения иностранному языку как новому средству общения, способу межкультурной коммуникации и взаимопонимания.

 Так как целью обучения иностранному языку является не только приобретение знаний, формирование  у студентов навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического  характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте.

   НикитенкоЗ. В. и Осиянова О. М. в статье «О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку на начальном этапе» ( Иностранные языки в школе, 1994, №5, С. 26) рассматривают весь  линвострановедческий материал как национально -культурный компонент содержания обучения иностранному языку.

    Данный компонент включает в себя определенные знания (языковые и культурологические), а также навыки и умения (речевого и неречевого поведения).  При отборе содержания национально -культурного компонента из всего разнообразия лингвострановедческого материала выделяется то, что имеет педагогическую ценность, что способно содействовать не только обучению общению на иностранном языке, но и приобщению к культуре страны этого языка.

    Из всего сказанного следует, что, поддерживая интерес к языку как к средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие  образцы музыкального, в частности песенного творчества на иностранном языке как его содержательного компонента.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально на начальном этапе обучения иностранному языку.

    Песенный жанр благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

  Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, то есть  передача заложенного автором содержания адресату, в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя или слушателя, то есть воздействуют на его интеллект и память. Песня в качестве страноведческого материала влияет на эмоции человека и на его образно -художественное мышление.

    Таким образом, для иностранца, изучающего русский язык как иностранный, песня будет рассматриваться, с одной стороны, как образец иноязычной речи, адекватно отражающей особенности культуры и быта русского народа, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, способствует духовному формированию личности учащегося.

    С точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода С.В. Шатилова песенный материал, будучи образцом музыкальной культуры другой страны  и выступая в качестве одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку (по З. В. Никитенко), является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся.

    Через песни раскрывается душа народа, его культура, и преподаватель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.