«Проблемы и перспективы работы с одаренными детьми»
Доклад из опыта работы на тему «Проблемы и перспективы работы с одаренными детьми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_perspektivy_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы и перспективы работы с одаренными детьми».
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека - один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются и исследуются. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представления о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию. Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работающих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.
Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?
В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная система множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее распространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.
Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью его проблем.
В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит. В силу того, что не сталкивались с ними, либо просто не задумывались о них. Школьники, которых называют одаренными, всегда представляли большой психологический интерес.
Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей.
Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых", очень часто в сельских школах. И есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в "массовой" школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров.
Как же учителю разглядеть талант в ребенке и способствовать его развитию в дальнейшем?
На уроках учителю зачастую просто не хватает времени для работы с такими детьми. И в этой ситуации единственное, что может сделать педагог - это моделирование такой учебной деятельности, в которой ребёнок может максимально само реализоваться.
Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку талантливых детей является одной из приоритетных задач современного образования.Создание разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей - одно из направлений, обозначенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в 2010 г.
Для того, чтобы общеобразовательные школы смогли наиболее успешно справиться с поставленными задачами, открываются в нашей стране учреждения дополнительного образования детей.
Информатика является, именно таким предметом, который как никакой другой предоставляет ребенку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально. Разнообразие информационных технологий позволяет учителю познакомить ребят с различными программами. Учащиеся выбирают именно те, которые наиболее соответствуют их потребностям, изучая которые можно воплотить свои самые смелые замыслы и фантазии.
В своем выступлении я хотела бы рассказать о том, какие программы мы изучаем, каким образом, и какие результаты это дает. Конечно, очень важный фактор для информатики является техническое оснащение школы
Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность. Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях в школе, районе, стране.
Задачи:
1) Развитие творческих способностей учащихся.
2) Содействие в профессиональной ориентации.
3) Самореализация учащихся во внеклассной работе
• Участие и результативность учащихся в конференциях, конкурсах ( втом числе интернет-конференциях и конкурсах)
Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Задачи:
• Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах районного и краевого уровня.
• Повышение учебной мотивации.
• Расширение общего кругозора учащихся.
Участие детей в 2014 – 2015 учебный год.
Уровень конкурса, форма | Название конкурса (по положению) | В какой срок представлены материалы (указать месяц) | Количество участников | Результат |
Всероссийский | Предметная олимпиада «45 минут» | октябрь | 1 | Диплом 1 степени |
Региональный | Конкурс «Мир компьютерных технологий» | декабрь | 1 | Участие |
Всероссийский | Конкурс «КИТ -2013» | ноябрь | 5 | 3 диплома, 2 сертификата |
Всероссийский | Дистанционная олимпиада по информатике проекта «Инфоурок» | декабрь | 1 | Сертификат |
Международный | Игра – конкурс «Инфознайка» | январь | 5 | 2 диплома, 3 сертификата |
Всероссийский | Олимпиада «Пятерочка» | апрель | 4 | 4 сертификата |
• Разработка портфолио
Разработка "портфолио" учащегося и учителя–наставника для отражения их успехов в исследовательской деятельности.
Задачи:
Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
• Перспективы работы:
Перспективы работы с одарёнными детьми на уровне школы – это усиление адресной помощи одарённым детям и детям с признаками одарённости на основе данных психологической диагностики, создание системы педагогической диагностики, механизма медико-психологического обследования одарённых детей в образовательном учреждении и карты успешности развития ребенка. Необходимо активизировать массовую работу со всеми обучающимися школы, взаимодействие с родителями детей и учреждениями дополнительного образования и культуры.
Формирование банка методических материалов (диагностик, методик, технологий, тренингов), создание и распространение электронных пособий, подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми, проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся, размещение информации в СМИ, сети Интернет– таковы некоторые направления реализации Модели, в которой справедливо отмечается: «Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать». Именно в этом мы видим свою миссию, именно к этому мы стремимся.