Конспект НОД по развитию фонематического (речевого) восприятия в старшей группе Гласные звуки А, О, У, И.
Цель занятия: формирование фонематического восприятия.
Задачи:
• учить узнавать символы гласных звуков;
• упражнять в различении гласных [А], [О], [У], [И] звуков в словах;
• упражнять в умение читать слоги из двух гласных звуков с помощью звуковых символов;
• закреплять умение выполнять звуковой анализ слов из двух звуков;
• упражнять детей в отгадывании загадки, описывающей характерные признаки объекта.
• развивать фонематический слух, совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.
• развивать умение понимать обращенную речь, давать развернутые ответы на вопросы.
• развивать общую моторику.
• Расслабить мышечную систему глаз и развивать глазодвигательные навыки.
• создать позитивного настроя детей к совместной деятельности;
• развивать коммуникативные навыки взаимодействия, доброжелательное
отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;
• воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда; умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать друг другу помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к НОД | 2.83 МБ |
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А О
У И
И А У О
А О И У
А У
У А
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по развитию фонематического (речевого) восприятия в старшей группе
Гласные звуки А, О, У, И.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель занятия: формирование фонематического восприятия.
Задачи:
• учить узнавать символы гласных звуков;
• упражнять в различении гласных [А], [О], [У], [И] звуков в словах;
• упражнять в умение читать слоги из двух гласных звуков с помощью звуковых символов;
• закреплять умение выполнять звуковой анализ слов из двух звуков;
• упражнять детей в отгадывании загадки, описывающей характерные признаки объекта.
• развивать фонематический слух, совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.
• развивать умение понимать обращенную речь, давать развернутые ответы на вопросы.
• развивать общую моторику.
• Расслабить мышечную систему глаз и развивать глазодвигательные навыки.
• создать позитивного настроя детей к совместной деятельности;
• развивать коммуникативные навыки взаимодействия, доброжелательное
отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;
• воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда; умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать друг другу помощь.
Оборудование:
• магнитная доска;
• демонстрационный материал: куклы – схемы гласных звуков, картинки, в названии которых есть гласные звуки А, О, У, И; четыре дома с тремя окошками, символы гласных звуков;
• раздаточный материал: символы гласных звуков на каждого ребенка; домики с тремя окошками на каждого ребенка.
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, чтобы его открыть нужно найти 5 ключей. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замку и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Вам нужно выполнить первое задание.
Воспитатель:. На экране куклы с символами звуков. Ребята, как вы думаете, символ какого звука держит первая кукла?
- «А»
- Почему?
- Потому, что когда мы произносим звук "А" наши губки круглые и ротик широко открыт.
- А какой звук произносит вторая кукла?
- «О»
- Как вы догадались?
- Потому, что когда мы произносим звук "О" наши губки похожи на овал.
- Какой звук произносит третья кукла?
- «У»
- Почему?
- Потому, что когда мы произносим звук "У" наши губки трубочкой.
- Какой звук произносит четвертая кукла?
- «И»
- Объясните?
- Потому, что когда мы произносим звук "И" наши губки улыбаются.
Воспитатель: какие звуки мы произносили?
- Гласные.
- Какие 2 общих признака у всех гласных звуков?
-Когда мы их произносим, нам не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок, т.е нет преграды для воздуха, при произношении гласных работает голос.
Воспитатель: Хорошо первое задание вы выполнили. Ищем следующий ключ.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
Воспитатель: ключ мы нашли, но он с заданием.
Упражнение «Ушки на макушке». (Воспитатель на доске выкладывает звукосочетания и отчетливо произносит звуки. Дети повторяют и отвечают на вопросы воспитателя )
Воспитатель: куклы парами встают, куклы песенку поют
Первая кукла поет такую песенку – АО
-Кто может повторить?
- сколько звуков произнёс? – Два.
- назови первый звук – А.
- назови второй звук – О.
-Вторая кукла поет песенку - УИ
- сколько звуков произнёс? – Два.
- назови первый звук – У.
- назови второй звук – И.
-Третья кукла поет - АУ
- сколько звуков произнесла? – Два.
- назови первый звук – А.
- назови второй звук – У.
-Четвертая поет - ОИ
- сколько звуков произнёс? – Два.
- назови первый звук – О.
- назови второй звук – И.
Воспитатель: Молодцы ребята вы хорошо поработали, ваши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз в стихах.
Мы устали, засиделись, глазкам нужно отдохнуть.
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернём, (глаза смотрят вправо, влево)
Снова мы играть пойдем.
Воспитатель: Ну, что ребята ищем третий ключ. Ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Ключ нашли, выполняем следующее задание.
Куколки – звуки решили поиграть с вами в прятки: внимательно послушайте слова и скажите, какой звук спрятался в этом слове?
«. голка», «. рбуз», «. литка», «. слик»
Звуки вы определили и слова восстановили.
Куколки благодарят.
Потрудились мы на славу,
нам пора и отдохнуть,
Дружно встали на разминку
Подарили всем улыбку
Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло –
Это домик буквы О (дети делают круговые движения)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У (садятся на корточки)
В гости к нам из далека
Прибежала буква А (бегут на месте)
Буквы стали веселиться:
И смеяться и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут.
То опять плясать пойдут.
Воспитатель: А четвертый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Воспитатель: посмотрите все сюда, вот красивые дома.
(На доске появляются четыре дома.)
Нужно услышать гласный звук в слове и определить место звука.
Игра «Дом» - определение место звука в слове.
Воспитатель: Будьте внимательны.
-Послушайте первое слово. «Аист» («сОм», «Утка», «кИт») .
-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («А»)
-А где он спрятался? (в начале слова)
-Андрюша, поставь символ звука «А» в первое окошко дома.
-Послушайте следующее слово «сОм».
-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («О»)
-Где находится этот звук? (В середине слова)
-Катя, поставь символ звука «О» в среднее окошко дома.
-«Утка»
-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («У»)
-Где находится этот звук? (В начале слова)
-Глеб, поставь символ звука «У» в первое окошко дома.
-«кИт»
-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («И»)
-Где находится этот звук? (В середине слова)
-Петя, поставь символ звука «И» в среднее окошко дома.
Воспитатель: Ищем пятый ключик
Ищем последний ключ, слушаем загадку
Волосы льняные
Глазки голубые
И обуты ножки
В синие сапожки
На красавице-пальто,
Догадались? Это кто?
Воспитатель: ищем ключ, где сидят куклы, слушаем задание.
Воспитатель: что–то куклы загрустили, имена мы им дать забыли.
Ребята, дадим имена нашим куколкам? Только они должны начинаться на гласные звуки, символы которых они держат в руках.
-Какое имя можно дать кукле, которая произносит звук "А"?
-Ариша.
-А какое имя можно дать кукле, которая произносит звук "О"?
-Оля.
-Какое имя можно дать кукле, которая произносит звук "У"?
-Уля.
-А какое имя мы дадим кукле, которая произносит звук "И"?
-Инна
воспитатель: подарим подарки нашим куколкам – звукам
Сначала вспомним, как их зовут: Ариша, Оля, Уля, Инна.
Воспитатель раздает картинки детям:
-Андрюша, назови свою картинку.
-Апельсин
- с какого звука начинается слово апельсин?
- слово апельсин начинается со звука А.
- кому ты подаришь свою картинку?
- Арише.
- почему?
- слово аист и слово Ариша начинаются на звук А.
-Катя, назови свою картинку.
-Облако
- с какого звука начинается слово облако?
- слово облако начинается со звука О.
- кому подаришь этот подарок?
- Оле.
- почему?
- слово Оля и слово облако начинаются на звук О.
-Глеб, назови свою картинку.
-Утюг
- с какого звука начинается слово утюг?
- слово утюг начинается со звука У.
- кому ты подаришь эту картинку?
- Уле.
- почему?
- слово утюг и слово Уля начинаются на звук У.
-Петя, назови ты свою картинку.
-Ива
- с какого звука начинается слово ива?
- слово ива начинается со звука И.
- Кому ты ее подаришь?
- Инне
- почему?
- слово ива и слово Инна начинаются на звук И.
III. Итог.
Воспитатель: мы картинки подарили, звуки наши повторили. Какие звуки? Назовите их.
- А, У, О, И.
- Какие это звуки?
- Гласные.
- как мы их обозначаем на письме ?
- Ну, что мы нашли все ключи и выполнили все задания, давайте посмотрим откроется ли сундучок.
-Открылся, а вот и сюрприз!