"Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющеся мире"
Проблемы подготовки спортивного резерва в России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_podgotovki_sportivngo_rezerva_v_rossii.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНГО РЕЗЕРВА В РОССИИ
Лобанов Н.А.
МГПУ ПИФКиС г. Москва
В данной статье рассматривается понятие и классификация спортивных резервов. Представлены исследование, в котором показана динамика количества учащихся спортивных школ, специализирующихся в летних, зимних олимпийских и неолимпийских видах спорта на различных этапах подготовки.
This article discusses the concept of sports reserves. In what kinds of types are sports reserves divided into. Also, there is a table which shows the trend in the number of students of sports schools specializing in the summer, winter Olympic and non-Olympic sports at various stages of preparation.
Ключевые слова: спортивные резервы, спортивные школы, олимпийские игры, спортивная подготовка.
Актуальность: в связи с подготовкой российской команды к предстоящим зимним Олимпийским играм в Сочи вызывает много вопросов состояние спортивного резерва.
Цель: выявить основные проблемы в подготовке спортивного резерва станы. Задачи: 1) определить понятие и классификацию спортивного резерва; 2) выявить причины увеличения занимающихся не олимпийскими видами спорта и тенденцию к снижению спортсменов в олимпийских видах.
Понятие «спортивные резервы» в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в воспитании молодежи, развитии массовой физической культуры и спорта, а также демонстрации высшего спортивного мастерства, завоевании ведущих позиций на международной спортивной арене. В более узком понимании, спортивные резервы - это спортсмены, достигшие определенного, в соответствии с возрастом и поставленными задачами, уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов.
В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов. Действующий резерв – контингент перспективных спортсменов высокого класса, являющихся кандидатами или членами сборных команд страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на чемпионатах мира, Европы и других международных соревнованиях олимпийского цикла.
Ближайший резерв – контингент одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближайшего спортивного резерва учитывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спортивных результатов, а также возможность успешного выступления на юношеских и юниорских первенствах мира, Европы и других международных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближайшего резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модельным характеристикам.
Потенциальный резерв – контингент юных спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, спортивных секциях общеобразовательных школ, спортивных коллективах [1].
Во многих видах спорта при подготовке к предстоящим Олимпийским играм возникают проблемы пополнения сборной команды молодыми перспективными спортсменами. Постепенное снижение уровня достижений российских спортсменов на международной арене в олимпийских видах спорта во многом связано со снижением качества подготовки резерва.
В связи с подготовкой российской команды к предстоящим Олимпийским зимним играм в Сочи особый интерес вызывает состояние спортивного резерва в зимних олимпийских видах спорта.
В спортивных школах (ДЮСШ И СДЮШОР) России в настоящее время культивируется более 110 видов спорта, при этом общая численность занимающихся в 42 видах спорта составляет 3031,1 тыс. чел., или 93,3% юных спортсменов [2].
Среди наиболее массовых видов спорта:
- свыше 100 тыс. занимающихся – футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, бокс, дзюдо, вольная борьба;
- от 50 до 100 тыс. занимающихся – шахматы, настольный теннис, греко-римская борьба, хоккей, спортивная гимнастика, самбо, художественная гимнастика;
- от 20 до 50 тыс. занимающихся – каратэ, тяжелая атлетика, спортивная аэробика, тхэквондо, спортивная акробатика, гандбол, пауэрлифтинг, спортивное ориентирование, кикбоксинг, фигурное катание на коньках, теннис;
- от 10 до 20 тыс. – конькобежный спорт, рукопашный бой, фехтование, велоспорт-шоссе, гиревой спорт, пулевая стрельба, гребля на байдарках и каноэ, горнолыжный спорт, шашки, спортивный туризм, танцевальный спорт, конный спорт, биатлон, прыжки на батуте, хоккей с мячом [3].
В число наиболее многочисленных не входят многие олимпийские виды спорта, в которых разыгрывается значительное количество наград, в частности гребля академическая, шорт-трек, стрельба из лука, велоспорт (трек, ВМХ и маунтинбайк) и т.д.
На этапе начальной подготовки в течение пяти лет количество юных спортсменов, специализирующихся в олимпийских видах спорта, имеет тенденцию к снижению.
В то же время наблюдается отчетливая тенденция увеличения числа юных спортсменов, специализирующихся в неолимпийских видах спорта, в частности на этапе начальной подготовки – на 14,7%, а на учебно-тренировочном этапе – на 24,1%.
Еще более высокие темпы прироста количества занимающихся неолимпийскими видами спорта наблюдаются на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Если в олимпийских видах спорта количество спортсменов на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства за пять лет увеличилось на 3,9 и 12,4% соответственно, то в неолимпийских – на 36,7 и 41,4% [3].
Данная тенденция может свидетельствовать:
Во-первых, о том, что выполнить разрядные требования ЕВСК и завоевать призовые места на чемпионатах, первенствах России, соревнованиях более высокого ранга в олимпийских видах спорта сложнее, чем в неолимпийских.
Во-вторых, существующая система оплаты труда стимулирует достижение высоких результатов в спортивных школах любым способом, в том числе перераспределением тренерских кадров в неолимпийские виды спорта и стимулированием их развития руководством спортивных школ.
В-третьих, об отсутствии четко расставленных приоритетов, государственной поддержки и стимулирования развития олимпийских видов спорта, особенно зимних [2].
Подтверждением этого служит тот факт, что в спортивных школах России в период с 2003 по 2008 г. количество культивируемых неолимпийских видов спорта увеличилось на 62%. При сравнении динамики количества юных спортсменов на разных этапах многолетней подготовки, специализирующихся в неолимпийских, летних и зимних олимпийских видах спорта, отчетливо видна тенденция снижения числа занимающихся в олимпийских и рост их числа – в неолимпийских видах спорта (см. таблицу).
В 2008 г. на этапе начальной подготовки количество юных спортсменов, специализирующихся в зимних олимпийских видах спорта, составляло всего 162,7 тыс. чел., или 10,8% от всего контингента юных спортсменов, задействованных на этом этапе подготовки. Количество юных спортсменов, специализирующихся в летних олимпийских видах и неолимпийских видах спорта, при этом составляло 1128,3 тыс. чел. и 276,9 тыс. чел., или 71,8 и 17,4%.На последующих этапах этот разрыв увеличивается.
В 2008 г. на этапе высшего спортивного мастерства количество учащихся спортивных школ, специализирующихся в зимних олимпийских видах спорта, составляет 1157 чел. (10,7%), в летних олимпийских видах – 6972 чел. (62,5%) и в неолимпийских видах спорта – 3007 чел. (26,8%).
Из статистических данных следует, что в зимних видах спорта в системе подготовки спортивного резерва наблюдается острейший дефицит контингента занимающихся. Сегодня в зимних олимпийских видах спорта 55% юных спортсменов занимаются лыжными гонками (от количества учащихся спортивных школ, специализирующихся в зимних видах спорта). Хоккеем занимаются 22% учащихся. Суммарная доля юных спортсменов, специализирующихся в биатлоне, конькобежном спорте и фигурном катании, составляет 15%. На долю каждого из этих видов спорта приходится около 5% занимающихся. Оставшимися девятью зимними олимпийскими видами спорта занимаются 8% учащихся спортивных школ, или 21 881 чел., подавляющее большинство которых проходит подготовку на начальном и учебно-тренировочном этапах, т.е. в ближайшей перспективе не сможет пополнить сборные команды.
Приведенные выше данные констатируют факт недостаточного внимания к вопросам подготовки спортивного резерва в олимпийских видах спорта федеральных и региональных органов исполнительной власти по ФКиС, и особенно к развитию зимних видов спорта.
Из приведенных выше данных видно, что сегодня происходит недостаточное внимание к вопросам подготовки спортивного резерва в олимпийских видах спорта федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В числе основных факторов, сдерживающих развитие системы подготовки спортивного резерва для сборных команд России, можно выделить несовершенство нормативно-правового обеспечения ее деятельности, отсутствие установленных приоритетов и четкого планирования подготовки резерва сборных команд [3].
Таблица
Динамика количества учащихся спортивных школ, специализирующихся в летних, зимних олимпийских и неолимпийских видах спорта на этапах многолетней подготовки (кол-во чел.)
Год | Этапы подготовки | Олимпийские виды | Неолимпийские виды | |||||
летние | зимние | |||||||
2004 | Начальной подготовки | 1146217 | Прирост к предыдущему году | 161941 | Прирост к предыдущему году | 241472 | Прирост к предыдущему году | |
Учебно-тренировочный | 663348 | 109289 | 123785 | |||||
Спортивного совершенствования | 41509 | 6842 | 10076 | |||||
Высшего спортивного мастерства | 6234 | 998 | 2126 | |||||
2005 | Начальной подготовки | 1154851 | +8634 | 164213 | +2272 | 248882 | +7410 | |
Учебно-тренировочный | 670281 | +6933 | 106815 | -2474 | 130258 | +6473 | ||
Спортивного совершенствования | 44485 | +2976 | 7094 | +252 | 11685 | +1609 | ||
Высшего спортивного мастерства | 6939 | +705 | 1097 | +99 | 2418 | +292 | ||
2006 | Начальной подготовки | 1148659 | -6192 | 164296 | +83 | 255965 | +7083 | |
Учебно-тренировочный | 682928 | +12647 | 109636 | +2821 | 135620 | +5362 | ||
Спортивного совершенствования | 45135 | +650 | 7382 | +288 | 12496 | +811 | ||
Высшего спортивного мастерства | 7517 | +578 | 1183 | +86 | 2443 | +25 | ||
2007 | Начальной подготовки | 1136198 | -12461 | 167303 | +3007 | 280862 | +24897 | |
Учебно-тренировочный | 664458 | -18470 | 107709 | -1927 | 151500 | +15880 | ||
Спортивного совершенствования | 44854 | -281 | 6428 | -954 | 13651 | +1119 | ||
Высшего спортивного мастерства | 7429 | -88 | 1307 | +124 | 2934 | +491 | ||
2008 | Начальной подготовки | 1128282 | -7916 | 162724 | -4579 | 276945 | -3917 | |
Учебно-тренировочный | 661284 | -3174 | 105760 | -1949 | 153589 | +2089 | ||
Спортивного совершенствования | 43479 | -1357 | 6761 | +333 | 13776 | +125 | ||
Высшего спортивного мастерства | 6972 | -457 | 1157 | -150 | 3007 | +73 |
Большой комплекс вопросов обеспечения работы спортивных школ, на которых сегодня возлагают решение задач муниципального, регионального и федерального уровня, требует серьезного подхода для поиска путей развития массовости детско-юношеского спорта при одновременном повышении качества подготовки спортивного резерва.
В целях выполнения намеченных задач сохранения ведущих позиций России в мировом спорте органам государственной власти необходимо повысить внимание к проблемам подготовки спортивного резерва, обеспечить увеличение количества занимающихся юных спортсменов по олимпийским видам спорта при приоритетном развитии зимних олимпийских видов спорта.
Вывод. Для успешной реализации имеющегося потенциала в подготовке спортивного резерва и его повышения необходимо принять ряд мер:
Обеспечить создание современной программно-нормативной и нормативно-правовой базы системы подготовки спортивного резерва, включая разработку более совершенной системы оплаты труда работников спортивной отрасли.
Усилить государственное управление на федеральном уровне системой подготовки спортивного резерва.
Обеспечить необходимое финансирование всех составляющих системы подготовки спортивного резерва. Разработать концепцию и программу развития системы подготовки спортивного резерва. Внести изменения в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2006–2015 гг.», направленные на ускоренное развитие системы подготовки спортивного резерва.
Задержка принятия мер по укреплению системы подготовки резерва сборных команд страны, в частности по зимним видам спорта, может негативно отразиться на результатах российских спортсменов на предстоящих олимпийских играх, и в частности – на зимних Олимпийских играх 2014 г. в Сочи.
. Список литературы
- Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и методика физической культуры. – 1995. – № 4. – С. 2-8.
- Попов Ю.А. Проблемы подготовки спортивного резерза в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. –2010. – №1. – С. 15-18стр.
- Столов И.И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения. – М.: Советский спорт, 2008. – С. 12-14.