Модель социально-психологического сопровождения образовательного процесса в рамках ФГОС по направлению просветительской деятельности
Целевая аудитория: педагогический коллектив образовательного учреждения
Цель: оказание психологической помощи педагогическому коллективу, повышение психологической компетентности, а также формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития.
Формы работы.
Педагогический совет. Методическое объединение. Обучающий семинар. Практикум. Круглый стол. Мозговой штурм. Психолого-педагогический лекторий. Индивидуальное и групповое тематическое консультирование. Размещение психолого-педагогических рекомендаций на сайте. Тренинг. Деловая игра. Педагогические ситуации. Подбор литературы. Организация работы тематических стендов. Непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_psikhologicheskogo_prosveshcheniya_pedagogov_.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ФГОС
ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ:
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗРАБОТКА
МАЛЬЦЕВОЙ АНАСТАСИИ ЮРЬЕВНЫ,
педагога-психолога
НОУ «Православная гимназия г. Саратова»
Саратов 2015
Направление деятельности
Психологическое просвещение
- Целевая группа
Педагогический коллектив образовательного учреждения
- Цель: оказание психологической помощи педагогическому коллективу, повышение психологической компетентности, а также формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития.
- Задачи:
- осуществлять оказание необходимой своевременной комплексной психологической помощи педагогам в вопросах регулирования образовательных отношений;
- способствовать созданию оптимальных психологических условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе и наиболее эффективного осуществления образовательного процесса в целом;
- обеспечивать информацией, необходимой для принятия управленческих решений по реализации учебно-воспитательного процесса на уровне учителя, классного руководителя, педагогического коллектива;
- способствовать повышению психологической культуры педагогического коллектива; оказывать содействие в приобретении педагогами психологических компетенций, необходимых для успешного обучения, воспитания и развития обучающихся;
- использовать разнообразные формы осуществления просветительской деятельности для пробуждения интереса к практическому применению методических приемов и психологических рекомендаций.
- Формы работы.
Педагогический совет. Методическое объединение. Обучающий семинар. Практикум. Круглый стол. Мозговой штурм. Психолого-педагогический лекторий. Индивидуальное и групповое тематическое консультирование. Размещение психолого-педагогических рекомендаций на сайте. Тренинг. Деловая игра. Педагогические ситуации. Подбор литературы. Организация работы тематических стендов. Непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.
- Методический и информационный инструментарий.
Направления просветительской работы.
- Психологическое сопровождение учебной деятельности
- Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации
- Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения
- Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)
- Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения
Психологическое сопровождение учебной деятельности
Повышение уровня психологической компетентности по вопросам учебной и педагогической деятельности, участие в создании условий, способствующих формированию предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по организации, выбору способов и методов построения педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (мотивирование, целеполагание, оценивание, организация и др.), по возникающим у педагогов трудностям в обучении отдельных учащихся, их причинам и путям преодоления, по построению индивидуальных образовательных маршрутов и др.
Повышение психологической компетентности педагогов по следующим вопросам:
- специфика и закономерности протекания учебной деятельности на различных этапах (учебная и познавательная мотивация, универсальные учебные действия, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, построение взаимоотношений в детском коллективе и с педагогами при реализации учебной деятельности);
- применение и адекватное использование психолого-педагогических методов, приёмов, технологий, подходов, методик в учебной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, (период формирования учебной и познавательной мотивации, универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, ответственного), требованиями к предметным, метапредметным и личностным результатам образования (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, овладение системой значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы и т.д.);
- содержания ФГОС и подготовки к его реализации; психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов.
Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации
Помощь в создании условий для личностного развития и социализации обучающихся; консультирование по вопросам определения методов и технологий воспитательной работы с учетом индивидуальных, возрастных, культурно-мировоззренческих особенностей обучающихся и их семей; помощь в отслеживании результатов формирования личности обучающихся и их социализации.
Повышение психологической компетентности педагогов по следующим вопросам:
- формирование новой социальной роли ученика;
- значимость формирования и развития учебной и познавательной мотивации;
- способы профилактики неадаптивного социального поведения (ложь, воровство, агрессивность, гиперактивность).
- формирование самостоятельности и ответственности личности, готовности ребенка к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
- содействие в духовно-нравственном развитии ребенка;
- социализация в семье и образовательном учреждении, духовно-нравственное развитие, ответственное поведение, достижение личностных результатов образования, включающих в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы; уважительное отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения
Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросам преемственности при переходе из начального в среднее и из среднего в старшие звенья обучения, возрастным особенностям обучающихся, ведущего типа деятельности, особенностям организации учебной деятельности на каждом этапе обучения, механизмам и закономерностям протекания адаптационного процесса, возможностям психолого-педагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации и др. Оказание помощи в создании условий перехода на новый образовательный уровень, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения.
Рассмотрение следующих вопросов:
- готовность к школе (психологическая готовность, составляющие психологической готовности, формирование необходимых навыков и мотивации для обучения в школе, учет ведущего типа деятельности, специфика и закономерности учебной деятельности, приемы и способы развития познавательной сферы детей, возрастные особенности дошкольников);
- адаптация детей в условиях начальной школы (индивидуальные и возрастные особенности детей, особенности адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, механизмы и закономерности адаптации при переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу, возможности психолого-педагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации, факторы, способствующие эффективной адаптации (особенности развития УУД), личностные особенности, препятствующие адаптации, стили родительского воспитания и педагогической деятельности, оказывающие позитивное и негативное влияние на адаптацию);
- содержание и требования ФГОС, особенностей перехода на новый образовательный уровень (способы развития познавательной сферы детей, важность комплексного сопровождения детей учителями начальной и основной школы, преемственность образовательных программ и требований к результатам освоения у обучающихся начального и среднего звеньев, возможность дальнейшего развития и обогащения полученных в начальном звене личностных и метапредметных компетенций);
- информирование педагогов о службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)
Повышение психологической компетентности по вопросам формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, развития навыков саморегуляции, профилактики асоциальных проявлений, компьютерной и игровой зависимостей, школьного и дорожного травматизма, сохранения и укрепления своего собственного здоровья и здоровья учащихся. Знакомство со способами укрепления психологического здоровья (способы быстрой концентрации внимания, лучшего запоминания материала, развития мышления, приемы разумного планирование своего дня, стрессоустойчивость во время подготовки к ЕГЭ, позитивное мировосприятие, удовлетворение от любимых занятий, возможность находить для них время). Консультирование по вопросам формирования установок и навыков здорового образа жизни у обучающихся, выбора методов воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления психического выгорания, в том числе с использованием методов диагностики уровня психологической напряженности, стрессоустойчивости, уровня эмоционального выгорания.
Повышение психологической компетентности педагогов по следующим вопросам:
- трактовка понятия здоровье, различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное, духовное); меры ответственности за сохранение психического (врач) и психологического (психолог) видов здоровья;
- критерии психологического и социального здоровья (успешное прохождение возрастных кризисов, адаптация к социуму, невротические проявления в поведении и др.). Элементы неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неумение управлять эмоциями);
- последствия нездорового образа жизни: компьютерной и игровой зависимостей и др., способы и приемы сохранения и укрепления психологического и социального здоровья дошкольников;
- учѐт возрастных и индивидуальных особенностей детей при построении деятельности сохранения и укрепления здоровья;
- внутрисемейные факторы, влияющие на психологическое здоровье дошкольников (стили родительского воспитания, особенности психологического климата семьи, особенностей детско-родительских отношений).
- службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
- приоритетные направления в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения данного типа;
- современные технологии формирования установок и навыков сохранения различных видов здоровья у дошкольников (активные методы обучения, ролевые игры, использование игровой деятельности как ведущей деятельности, в которой формируются и развиваются высшие психические функции и новообразования, в том числе здоровьесберегающие компетенции).
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения
Помощь в формировании субъектной позиции обучающихся в процессе образовательно-профессионального выбора: осознание обучающимися значимости труда в жизни человека и общества, формирование ценностных оснований самоопределения; накопление соответствующей информационной основы; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения. Консультирование по выработке форм и методов работы с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально-экономической ситуации, сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения.
Подготовка и проведение мероприятий для детей, их родителей и педагогов, направленных на расширение информационной основы профессионального самоопределения:
- расширение представлений о мире профессий;
- формирование представлений о разделении труда, видах деятельности, необходимых для жизнеобеспечения человека, классификации профессий по предмету труда, условиям труда, целям и т.п.
Информирование детей и родителей о возможностях дополнительных занятий в рамках кружков, секций, общественно-полезной деятельности, социальной практик
Подготовка и проведение мероприятий для детей, их родителей и педагогов, направленных на формирование общих представлений о мире профессий, знакомство с профессиями родителей, обсуждение роли и значения труда в жизни человека.
Информирование педагогов о возможностях профориентации воспитанников в рамках воспитательно-образовательной деятельности.
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
Практикум «Культура взаимодействия участников образовательного процесса. Создание психологических условий обучения и воспитания в образовательном учреждении» | август | |
Методическое объединение классных руководителей «Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе. Методические рекомендации по планированию воспитательной работы с классным коллективом» | сентябрь | |
Педагогический совет «Преемственность обучения при переходе в среднее звено; в старшее звено» | сентябрь | |
Методическое объединение классных руководителей «Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психолого-педагогическая диагностика» | октябрь | |
Педагогический совет «Особенности адаптационного периода обучающихся 1 –х, 5 – х классов» | октябрь | |
Педагогический лекторий для молодых учителей: «Общение в системе учитель – ученик» | ноябрь | |
Семинар «Возрастные психологические и физиологические особенности учащихся. Знакомство с закономерностями и особенностями психического развития обучающихся различных возрастов» | ноябрь | |
Практикум «Взаимодействие педагога с дезадаптированными детьми. Педагогические ситуации» | декабрь | |
Круглый стол «Взаимодействия участников образовательного процесса: обучающиеся, педагоги, родители. Трудности и пути решения» | декабрь | |
Тренинг общения для педагогов «Компетентность в общении. Психолого-педагогическая поддержка» | январь | |
Мозговой штурм «Развитие мотивационной сферы в учебной деятельности» | январь | |
Деловая игра «Формирование установки на самоанализ и успех обучающихся, готовящихся к предметным олимпиадам, конференциям. Профилактика неврозов, формирование адекватной самооценки обучающихся» | февраль | |
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания. Повышение стрессоустойчивости» | февраль | |
Практикум «Творчество в деятельности педагога» | март | |
Семинар «Роль семьи и школы в формировании личности ребенка» | март | |
Тренинг «Рефлексия своей деятельности педагогом» | апрель | |
Деловая игра «Единый государственный экзамен. Трудности и стратегии поддержки выпускников» | апрель | |
Мозговой штурм «Профессиональное саморазвитие педагога» | май | |
Семинар «Социально-психологическая и профильная адаптация обучающихся к жизни в современном обществе» | май | |
Практикум «Развитие навыков эффективного общения, повышение уверенности в себе» | июнь | |
Размещение психолого-педагогических рекомендаций на сайте | регулярно 1 раз в месяц | |
Индивидуальное и групповое консультирование | систематически (по запросу) | |
Информирование педагогического коллектива о результатах психологических диагностик | систематически (по плану) |
- Планируемые результаты (качественные результаты)
- повышение психологической компетентности педагогического коллектива;
- повышение эффективности осуществления образовательного процесса;
- применение педагогами психологических знаний в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития;
- получение педагогами необходимой своевременной комплексной психологической помощи педагогам в вопросах регулирования образовательных отношений;
- создание оптимальных психологических условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе; для успешного обучения, воспитания и развития обучающихся;
- интерес у педагогов к практическому применению методических приемов и психологических рекомендаций.
- повышение психологической культуры педагогического коллектива;
- повышение качества принятия управленческих решений по реализации учебно-воспитательного процесса на уровне учителя, классного руководителя, педагогического коллектива;