Модель социально-психологического сопровождения образовательного процесса в рамках ФГОС по направлению просветительской деятельности

Анастасия Юрьевна Мальцева

Целевая аудитория: педагогический коллектив образовательного учреждения

Цель: оказание психологической помощи педагогическому коллективу, повышение психологической компетентности, а также формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития.

Формы работы.

Педагогический совет. Методическое объединение. Обучающий семинар. Практикум. Круглый стол. Мозговой штурм. Психолого-педагогический лекторий. Индивидуальное и групповое тематическое консультирование. Размещение психолого-педагогических рекомендаций на сайте. Тренинг. Деловая игра. Педагогические ситуации. Подбор литературы. Организация работы тематических стендов. Непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_psikhologicheskogo_prosveshcheniya_pedagogov_.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ФГОС

ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ:

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗРАБОТКА

МАЛЬЦЕВОЙ АНАСТАСИИ ЮРЬЕВНЫ,

педагога-психолога

НОУ «Православная гимназия г. Саратова»

Саратов 2015


 Направление деятельности

Психологическое просвещение

  1. Целевая группа

Педагогический коллектив образовательного учреждения

  1. Цель: оказание психологической помощи педагогическому коллективу, повышение психологической компетентности, а также формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития.
  2. Задачи:
  • осуществлять оказание необходимой  своевременной комплексной психологической помощи педагогам в вопросах регулирования образовательных отношений;
  • способствовать созданию оптимальных психологических условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе и наиболее эффективного осуществления образовательного процесса в целом;
  • обеспечивать информацией, необходимой для принятия управленческих решений по реализации учебно-воспитательного процесса на уровне учителя, классного руководителя, педагогического коллектива;
  • способствовать повышению психологической культуры педагогического коллектива; оказывать содействие в приобретении педагогами психологических компетенций, необходимых для успешного обучения, воспитания и развития обучающихся;
  • использовать разнообразные формы осуществления просветительской деятельности для пробуждения интереса к практическому  применению методических приемов и психологических рекомендаций.
  1. Формы работы.

Педагогический совет. Методическое объединение. Обучающий семинар. Практикум. Круглый стол. Мозговой штурм. Психолого-педагогический лекторий. Индивидуальное и групповое тематическое консультирование. Размещение психолого-педагогических рекомендаций на сайте. Тренинг. Деловая игра. Педагогические ситуации. Подбор литературы. Организация работы тематических стендов. Непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.

  1. Методический и информационный инструментарий.

Направления просветительской работы.

  • Психологическое сопровождение учебной деятельности
  • Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации
  • Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения
  • Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)
  • Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения

Психологическое сопровождение учебной деятельности

Повышение уровня психологической компетентности по вопросам учебной и педагогической деятельности, участие в создании условий, способствующих формированию предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по организации, выбору способов и методов построения педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (мотивирование, целеполагание, оценивание, организация и др.), по возникающим у педагогов трудностям в обучении отдельных учащихся, их причинам и путям преодоления, по построению индивидуальных образовательных маршрутов и др.

Повышение психологической компетентности педагогов по следующим вопросам:

- специфика и закономерности протекания учебной деятельности на различных этапах (учебная и познавательная мотивация, универсальные учебные действия, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, построение взаимоотношений в детском коллективе и с педагогами при реализации учебной деятельности);

- применение и адекватное использование психолого-педагогических методов, приёмов, технологий, подходов, методик в учебной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, (период формирования учебной и познавательной мотивации, универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, ответственного), требованиями к предметным, метапредметным и личностным результатам образования (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, овладение системой значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы и т.д.);

- содержания ФГОС и подготовки к его реализации; психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов.

Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации

Помощь в создании условий для личностного развития и социализации обучающихся; консультирование по вопросам определения методов и технологий воспитательной работы с учетом индивидуальных, возрастных, культурно-мировоззренческих особенностей обучающихся и их семей; помощь в отслеживании результатов формирования личности обучающихся и их социализации.

Повышение психологической компетентности педагогов по следующим вопросам:

- формирование новой социальной роли ученика;

- значимость формирования и развития учебной и познавательной мотивации;

- способы профилактики неадаптивного социального поведения (ложь, воровство, агрессивность, гиперактивность).

- формирование самостоятельности и ответственности личности, готовности ребенка к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

- содействие в духовно-нравственном развитии ребенка;

- социализация в семье и образовательном учреждении, духовно-нравственное развитие, ответственное поведение, достижение личностных результатов образования, включающих в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы; уважительное отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения

Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросам преемственности при переходе из начального в среднее и из среднего в старшие звенья обучения, возрастным особенностям обучающихся, ведущего типа деятельности, особенностям организации учебной деятельности на каждом этапе обучения, механизмам и закономерностям протекания адаптационного процесса, возможностям психолого-педагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации и др. Оказание помощи в создании условий перехода на новый образовательный уровень, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения.

Рассмотрение  следующих вопросов:

- готовность к школе (психологическая готовность, составляющие психологической готовности, формирование необходимых навыков и мотивации для обучения в школе, учет ведущего типа деятельности, специфика и закономерности учебной деятельности, приемы и способы развития познавательной сферы детей, возрастные особенности дошкольников);

- адаптация детей в условиях начальной школы (индивидуальные и возрастные особенности детей, особенности адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, механизмы и закономерности адаптации при переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу, возможности психолого-педагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации, факторы, способствующие эффективной адаптации (особенности развития УУД), личностные особенности, препятствующие адаптации, стили родительского воспитания и педагогической деятельности, оказывающие позитивное и негативное влияние на адаптацию);

- содержание и требования ФГОС, особенностей перехода на новый образовательный уровень (способы развития познавательной сферы детей, важность комплексного сопровождения детей учителями начальной и основной школы, преемственность образовательных программ и требований к результатам освоения у обучающихся начального и среднего звеньев, возможность дальнейшего развития и обогащения полученных в начальном звене личностных и метапредметных компетенций);

- информирование педагогов о службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)

Повышение психологической компетентности по вопросам формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, развития навыков саморегуляции, профилактики асоциальных проявлений, компьютерной и игровой зависимостей, школьного и дорожного травматизма, сохранения и укрепления своего собственного здоровья и здоровья учащихся. Знакомство со способами укрепления психологического здоровья (способы быстрой концентрации внимания, лучшего запоминания материала, развития мышления, приемы разумного планирование своего дня, стрессоустойчивость во время подготовки к ЕГЭ, позитивное мировосприятие, удовлетворение от любимых занятий, возможность находить для них время). Консультирование по вопросам формирования установок и навыков здорового образа жизни у обучающихся, выбора методов воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления психического выгорания, в том числе с использованием методов диагностики уровня психологической напряженности, стрессоустойчивости, уровня эмоционального выгорания.

Повышение психологической компетентности педагогов по следующим вопросам:

- трактовка понятия здоровье, различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное, духовное); меры ответственности за сохранение психического (врач) и психологического (психолог) видов здоровья;

- критерии психологического и социального здоровья (успешное прохождение возрастных кризисов, адаптация к социуму, невротические проявления в поведении и др.). Элементы неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неумение управлять эмоциями);

- последствия нездорового образа жизни: компьютерной и игровой зависимостей и др., способы и приемы сохранения и укрепления психологического и социального здоровья дошкольников;

- учѐт возрастных и индивидуальных особенностей детей при построении деятельности сохранения и укрепления здоровья;

- внутрисемейные факторы, влияющие на психологическое здоровье дошкольников (стили родительского воспитания, особенности психологического климата семьи, особенностей детско-родительских отношений).

- службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

- приоритетные направления в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения данного типа;

- современные технологии формирования установок и навыков сохранения различных видов здоровья у дошкольников (активные методы обучения, ролевые игры, использование игровой деятельности как ведущей деятельности, в которой формируются и развиваются высшие психические функции и новообразования, в том числе здоровьесберегающие компетенции).

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения

Помощь в формировании субъектной позиции обучающихся в процессе образовательно-профессионального выбора: осознание обучающимися значимости труда в жизни человека и общества, формирование ценностных оснований самоопределения; накопление соответствующей информационной основы; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения. Консультирование по выработке форм и методов работы с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально-экономической ситуации, сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения.

Подготовка и проведение мероприятий для детей, их родителей и педагогов, направленных на расширение информационной основы профессионального самоопределения:

- расширение представлений о мире профессий;

- формирование представлений о разделении труда, видах деятельности, необходимых для жизнеобеспечения человека, классификации профессий по предмету труда, условиям труда, целям и т.п.

Информирование детей и родителей о возможностях дополнительных занятий в рамках кружков, секций, общественно-полезной деятельности, социальной практик

Подготовка и проведение мероприятий для детей, их родителей и педагогов, направленных на формирование общих представлений о мире профессий, знакомство с профессиями родителей, обсуждение роли и значения труда в жизни человека.

Информирование педагогов о возможностях профориентации воспитанников в рамках воспитательно-образовательной деятельности.

Примерное тематическое планирование

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

проведения

Практикум «Культура взаимодействия участников образовательного процесса. Создание психологических условий обучения и воспитания в образовательном учреждении»

август

Методическое объединение классных руководителей «Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе. Методические рекомендации  по планированию воспитательной работы с классным коллективом»

сентябрь

Педагогический совет  «Преемственность обучения при переходе  в среднее звено; в старшее звено»

сентябрь

Методическое объединение классных руководителей «Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психолого-педагогическая диагностика»

октябрь

Педагогический совет «Особенности адаптационного периода обучающихся 1 –х,  5 – х классов»

октябрь

Педагогический лекторий для молодых учителей: «Общение в  системе учитель – ученик»

ноябрь

Семинар «Возрастные психологические и физиологические особенности учащихся. Знакомство с закономерностями и особенностями психического развития обучающихся различных возрастов»

ноябрь

Практикум «Взаимодействие педагога с дезадаптированными детьми. Педагогические ситуации»

декабрь

Круглый стол «Взаимодействия участников образовательного процесса: обучающиеся, педагоги, родители. Трудности и пути решения»

декабрь

Тренинг общения для педагогов «Компетентность в общении. Психолого-педагогическая поддержка»

январь

Мозговой штурм «Развитие мотивационной сферы в учебной деятельности»

январь

Деловая игра «Формирование установки на самоанализ и успех обучающихся, готовящихся к предметным олимпиадам, конференциям. Профилактика неврозов, формирование адекватной самооценки обучающихся»

февраль

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания. Повышение стрессоустойчивости»

февраль

Практикум «Творчество в деятельности педагога»

март

Семинар «Роль семьи и школы в формировании личности ребенка»

март

Тренинг «Рефлексия своей деятельности педагогом»

апрель

Деловая игра «Единый государственный экзамен. Трудности и стратегии поддержки выпускников»

апрель

Мозговой штурм «Профессиональное саморазвитие педагога»

май

Семинар «Социально-психологическая и профильная адаптация обучающихся к жизни в современном обществе»

май

Практикум «Развитие навыков эффективного общения, повышение уверенности в себе»

июнь

Размещение психолого-педагогических рекомендаций на сайте

регулярно 1 раз

в месяц

Индивидуальное и групповое консультирование

систематически

(по запросу)

Информирование педагогического коллектива о результатах психологических диагностик

систематически

(по плану)

  1. Планируемые результаты (качественные результаты)

  • повышение психологической компетентности педагогического коллектива;
  • повышение эффективности осуществления образовательного процесса;
  • применение педагогами психологических знаний в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития;
  • получение педагогами необходимой  своевременной комплексной психологической помощи педагогам в вопросах регулирования образовательных отношений;
  • создание оптимальных психологических условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе; для успешного обучения, воспитания и развития обучающихся;
  • интерес у педагогов к практическому  применению методических приемов и психологических рекомендаций.
  • повышение психологической культуры педагогического коллектива;
  • повышение качества принятия управленческих решений по реализации учебно-воспитательного процесса на уровне учителя, классного руководителя, педагогического коллектива;