Исследовательская работа с суворовцами во внеурочное время

Белоусов Виктор Николаевич

Основной задачей внеурочной работы в училище является создание благоприятных условий для проявления творческих способностей каждого суворовца, организация реальных дел, доступных для обучающихся и имеющих конкретный результат.

Содержательный ориентир при разработке внеурочной деятельности суворовцев это военно-патриотическое направление, которое воспитатели могут реализовать при проведении исследовательской работы с обучающимися. Воспитательным результатом этой деятельности станет непосредственное духовно-нравственное приобретение суворовца благодаря его участию в решении исследовательских задач.

            Воспитатель, организуя работу суворовца, учит его выступать в роли «созидателя», дает возможность набрать опыт творческой и практической деятельности. Исследовательская работа позволяет суворовцу обрести ощущение успешности, которое с одной стороны, не зависит от успеваемости, а с другой – мобилизует потенциал подростка.

В разработке раскрываются основы деятельности воспитателя по организации и проведению исследовательской работы с суворовцами. Отражены как теоретические вопросы, так и практические приёмы решения поисковых задач с суворовцами. 

Пособие знакомит воспитателей с проведением конкретной исследовательской работы по теме «Общественные объединения ветеранов-суворовцев».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»





Методическая разработка 

Исследовательская работа с суворовцами во внеурочное время




Рассмотрено

на заседании

РПС 1 роты

Разработал

    воспитатель

                            Белоусов Виктор Николаевич

                                               Ф.И.О.



2013 год

АННОТАЦИЯ

        Основной задачей внеурочной работы в училище является создание благоприятных условий для проявления творческих способностей каждого суворовца, организация реальных дел, доступных для обучающихся и имеющих конкретный результат.

Содержательный ориентир при разработке внеурочной деятельности суворовцев это военно-патриотическое направление, которое воспитатели могут реализовать при проведении исследовательской работы с обучающимися. Воспитательным результатом этой деятельности станет непосредственное духовно-нравственное приобретение суворовца благодаря его участию в решении исследовательских задач.

        Воспитатель, организуя работу суворовца, учит его выступать в роли «созидателя», дает возможность набрать опыт творческой и практической деятельности. Исследовательская работа позволяет суворовцу обрести ощущение успешности, которое с одной стороны, не зависит от успеваемости, а с другой – мобилизует потенциал подростка.

В разработке раскрываются основы деятельности воспитателя по организации и проведению исследовательской работы с суворовцами. Отражены как теоретические вопросы, так и практические приёмы решения поисковых задач с суворовцами.  

Пособие знакомит воспитателей с проведением конкретной исследовательской работы по теме «Общественные объединения ветеранов-суворовцев».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исследовательская работа как источник повышения мотивации учения… ……..

4

2. Теоретические основы организации исследовательской работы…………..…….…

5

3. Исследовательская работа и патриотическое воспитание…………….……………

9

4. Заключение……………………………………………………………………………..

12

5. Список использованных источников…….………………………………………….

13

6. Приложение 1…………………………………………………………………………..

14

7. Приложение 2………………………………………………………………………….

16

1.  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Центральное место в мотивации учения в подростковом возрасте занимает самоутверждение. Кроме того, на нее влияют и особенности самооценки подростка – ее неустойчивость, смена критериев и т.п.

Современный педагог в работе с подростком стремится охватить, «задействовать» как можно более широкий круг мотивов: познавательность, компетентность, общение с взрослыми и сверстниками, уважение с их стороны, личная ответственность и личностная причинность.

Самоутверждение открывает возможности к развитию мотивации учения и общей  познавательной деятельности через самооценку суворовца, произвольность поведения, стратегию преодоления  трудностей. Нередко интересы подростка быстро гаснут, потому что в увлекшей его области он испытывает вполне закономерную в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первой неудачей (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поддержка суворовца, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неуспеха являются значимыми факторами развития интересов.

В работе по развитию учебной мотивации необходимо учитывать, что школьные интересы уступают место внеучебным. Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Как известно, лишь у незначительной части подростков интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и выходят далеко за рамки школьной программы. Вместе с j тем они еще недостаточно устойчивы, легко меняются.

Исследовательская работа суворовца (или группы суворовцев) под руководством педагога (воспитателя) может увлечь и «заразить» воспитанников, показать им значимость их деятельности, а так же привлечь родителей к участию в училищных делах своего ребёнка.

Организуя исследовательскую работу суворовцев, педагог развивает их самооценку, раскрывает способности подростка, создает внутренние критерии самооценки, базирующиеся на его реальных и потенциальных возможностях. Педагог в процессе совместной деятельности вселяет в воспитанника уверенность в собственные силы в той или иной области в наибольшей степени способствует укреплению представлений подростка о себе, формирует положительную самооценку, что обязательно найдет свое отражение во всем многообразии учебной, урочной деятельности, познавательная деятельность приобретет большую цельность, определенность.

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется, прежде всего, общей атмосферой учебного заведения, увлеченностью педагогов и разносторонностью их интересов, желанием передать это обучающимся.

Во всем многообразии интересов суворовцев ведущую роль играют военно-профессиональные интересы. В них выражено положительное эмоциональное отношение к профессии офицера, к конкретной специальности, к боевой технике, к военному делу. Именно поэтому необходимо темы исследовательских работ связывать с военной тематикой.

В суворовском военном училище военно-профессиональная ориентация подростков является важным периодом становления и средством формирования их личности. Исследовательская работа по темам патриотического воспитания дает возможность реализовать основную задачу, стоящую перед училищем: подготовить всесторонне образованных, развитых и патриотически-настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном поприще.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Исследовательская деятельность создает уникальные дополнительные возможности для развития личности суворовца, а именно:

1)    повышение познавательной и творческой активности;

2)    реализация творческого потенциала;

3)    самореализация личности;

4)    формирование приемов, умений и навыков самостоятельной работы, что в настоящее время приобретает первостепенное значение;

5)    реализация индивидуального подхода в воспитании;

6)    осуществление межпредметных связей.

В процессе исследовательской работы с суворовцами, необходимо создать условия для реализации их потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий.

Исследовательская работа с подростками направлена и ориентирована на целостное восприятие современной социокультурной среды, как способ формирования представлений о непреходящем значении человеческих ценностей, взаимосвязи событий и процессов, происходящих на уровне общества, которая может выступать в качестве инструмента сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

Решая практические вопросы при исследовательской работе, ставятся задачи, связанные с подготовкой к умственному труду, с формированием и развитием познавательной активности суворовцев, а это невозможно без обучения навыкам анализа своей деятельности, что развивает ответственность и самоорганизованность.

Исходя из целей, которые ставятся при проведении исследовательской работы, формулируются задачи, и здесь важную роль играет сотрудничество педагога и обучающегося: педагог владеет умениями и навыками, умеет научить, а суворовец готов взять эти знания, так как заинтересован в грамотном выполнении своей исследовательской работы. Педагог формирует у подростков современные взгляды, пропагандирует знания об окружающем мире, знакомит с передовыми методами исследовательской работы и как итог всей работы - готовит суворовца к участию в научно-практической конференции.

Задача исследовательской деятельности состоит в том, чтобы постепенно будить и развивать у суворовцев самостоятельную мысль.

Кроме этого педагогу (воспитателю) требуются особые способности и умения:

• уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и принятию решений;

• обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;

• уметь находить и ставить перед обучающимися реальные исследовательские задачи в понятной для подростков форме;

• уметь увлечь суворовцев ценной проблемой, сделав её проблемой самих суворовцев;

• быть способным к выполнению функций координатора и партнёра в исследовательском поиске;

• поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам;

• уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

Основная задача воспитателя при организации исследовательской деятельности - не столько передать информацию, сколько приобщить суворовца к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Задача суворовцев - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основными этапами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, окончательная формулировка новых фактов, получение объяснений и представление исследовательской работы (Приложение 1).

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой новой информации, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

С точки зрения внутренней организации, внеурочное исследование суворовца является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:

•    внутренним представлением цели;

•    мотивацией;

•    критериями достижения цели и организацией процесса;

•    основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;

•    последовательность операций и действий;

•    контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата;

•    коррекцией операций или представления цели;

•    критериями прекращения реализации действий;

•    фиксацией результата деятельности.

Подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации следующих принципов:

1. естественности - проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;

2. осознанности - как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов.

Анализируя результативность работы в технологии исследования, можно сделать следующие выводы:

- усвоение алгоритма исследования способствует формированию мировоззрения обучающихся;

- значительно расширяется кругозор суворовцев в предметных областях;

- вооружает суворовцев универсальными способами познавательной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- формирует социальный опыт в труде и общении;

- способствует профессиональному росту воспитателей, расширяя знания в педагогической науке, дает возможность лучше узнать суворовцев, раскрыть их потенциал.

        Подростки, получив позитивный опыт в процессе групповой исследовательской работы, обретают необходимую им уверенность в себе в интеллектуальной сфере, это способствует появлению у них желания получить положительный результат и в учебной деятельности, в тех дисциплинах, где у них есть еще недостатки. Как следствие увеличивается количество суворовцев, занимающихся на «4» и «5», увеличивается количество участников и победителей различных ученических конференций и конкурсов.

        Воспитание через сотрудничество - эффективно и помогает добиваться положительных результатов. Это хорошее средство борьбы с антагонизмом, неприязнью в коллективе. Такой метод позволяет создавать в классе ситуацию заинтересованности, активности, испытания личностных качеств суворовцев. Успешные, объединенные усилия, направленные на достижение общих целей, приводят к очевидному результату: прекращаются словестные баталии, исчезает неприязнь друг к другу, появляется взаимовыручка.

Работа подростков над исследованием обогащает их социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах; расширяет контакты с учениками не только своего, но и других учебных заведений.

Так же необходимо отметить сотрудничество в системе педагог-суворовец. Воспитатель ориентирован на непосредственно-эмоциональное общение и совместную деятельность с подростками, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений суворовцев. Он занимает позицию значимого взрослого в подростковом коллективе.

.

Материалы, полученные в результате исследования и представленные на подведении итогов роты (ученических конференциях) становятся составной частью методического обеспечения кабинетов.

Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей суворовцев может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер.

3. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Национальный воспитательный идеал в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России трактуется, прежде всего как образ патриота, понимаемый как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ».

Обновленная система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на следующие главные сферы: духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость); нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет); историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений); государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Предметом внимания педагога (воспитателя) являются, прежде всего, чувства, переживания, смысловая сфера, нравственные мотивы и поступки воспитанников при подготовке и проведении мероприятий патриотического направления. Педагог поддерживает собственные усилия суворовца во внеурочной социально-исследовательской деятельности патриотического характера.

Исследовательская работа «Общественные объединения ветеранов-суворовцев» была осуществлена группой суворовцев 1 взвода 1 роты под руководством воспитателя во внеурочное время.

Тема исследования посвящена подготовке празднования 70-летнего юбилея  Уссурийского суворовского военного училища. Исследовательская работа заключала в себе раскрытие истории образования суворовских и нахимовских военных училищ, которые воспитывали тысячи лучших сынов Родины. В дальнейшем, выпускники становились ветеранами-суворовцами, которые в настоящее время берут на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее поколение ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны-суворовцы создают общественные объединения и осуществляют следующие функции:

- генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;

- профессионального экспертного сообщества;

- нравственного стержня и идеологического наставника;

- кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений кадетского образования;

- хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций.

Цель исследовательской работы суворовцев по теме «Общественные объединения ветеранов-суворовцев»:

- содействие развитию лучших традиций воспитанников суворовских училищ, пониманию их исторической связи с императорскими кадетскими корпусами, осознанию роли и влияния воспитанников СВУ и аналогичных учебных заведений на развитие политики, военного дела, науки, культуры и искусства;

- пополнение летописи истории суворовского училища, средствами литературного и художественного творчества;

Задачи исследовательской работы:

-  военно-патриотическое воспитание суворовцев через историю суворовских училищ;

-  художественное и эстетическое воспитание подростков;

- привитие суворовцам потребности в эстетическом отображении окружающего мира и в создании памятных материалов.

Особую актуальность эти задачи получают в динамично развивающемся информационном пространстве, где обучающиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своем духовном и нравственном развитии.

Данная исследовательская деятельность позволила вооружить суворовцев необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

Проведена большая работа по изучению материала и определению роли и места общественных объединений кадет России в разработке и реализации Концепции кадетского образования в России. Выявлена и отслежена цель объединения ветеранов и выпускников СВУ, которая своей работой предусматривает эффективный способ выращивания нового служилого слоя нашей Великой Державы, который и будет призван обеспечить успешность и историческую вечность России. Деятельность общественных объединений ветеранов-суворовцев служит воспитанию нравственности в подрастающем поколении, формированию сознания важности непреходящих человеческих ценностей, привитию чувства любви к своему Отечеству, его прошлому.

В процессе реализации творческой идеи в исследовательской работе выявилось несколько этапов:

1. Под руководством воспитателя составлен план-график выполнения исследовательской работы: определены временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.

2. Выявлены проблемы исследования.

3. Поставлены цели и задач, определены объект и предмет исследования.

4. Выработана технология исследования.

5. Осуществлен отбор и структурирование материала.

6. Проанализировано соответствие собранного материала теме и целям исследования.

7. Отчетный материал о проделанной работе.

В соответствии с этими этапами каждому суворовцу были даны индивидуальные направления работы для достижения единой цели исследования. Один суворовец перерабатывал и изучал справочную и научную литературу в библиотеке Уссурийского СВУ. Второй суворовец, используя своё умение и навыки, перерабатывал и накапливал информацию по теме, используя ресурсы интернет. Таким образом, производился сбор материала. Третий суворовец делал обработку полученного материала для представления его руководителю исследовательской работы – воспитателю. Следующим этапом работы для суворовцев стало изучение и обсуждение наработанного материала по теме исследования, выработка умения формулировать выводы и принятие решения. Завершающим этапом в работе явилось практическое овладение публицистическим стилем изложения наработанного материала. А так же представление результатов работы путём устного публичного выступления на классном часе с показом подготовленной презентацией и распечатанной письменной работой (Приложение 2).

Как правило, подростки с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы исследования получают хорошую практику общения с аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и приглашёнными педагогами.

В ходе всей поэтапной исследовательской работы руководство исследованием осуществлял воспитатель. Особая роль отводилась этапу формулирования целей, исходных положений, а также анализу выполненной исследовательской работы.

В результате исследования суворовцы приобрели умение самостоятельно отбирать новые знания, эффективно применять их на практике; критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.

Грамотно работая с информацией, подростки научились собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения. У суворовцев рабочей группы повысился уровень коммуникабельности, воспитанники стали более контактными в различных социальных ситуациях.

Данная работа позволила увлечь суворовцев, они самостоятельно и с интересом находили необходимую информацию (стоит заметить, которой очень и очень мало), обрабатывая найденный материал, подростки с удовольствием работали в графических редакторах на компьютерах. Итогом работы стал распечатанный реферат и презентация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности суворовцев строится на принципах личностно-ориентированного воспитания, так как именно в этом случае в процессе её организации удается достичь существенно иных результатов личностного развития суворовцев.

На развитие познавательной активности и самостоятельности направлена исследовательская деятельность, которая способствует накоплению творческого потенциала суворовца. Используются основные приёмы познавательной деятельности – наблюдение, сравнение, обобщение, работы с литературой и т.д. – это приводит к тому, что в процессе работы формируется логическое мышление, развивается интуиция, систематизируются знания, расширяется общеобразовательный кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации.

Педагог должен сделать исследовательскую работу результативной и наглядной, так как в ней реализуется не только познавательная функция исследовательской деятельности, но и, обязательно, воспитательная. Происходит построение межличностного взаимодействия исследователя (суворовца) и руководителя (воспитателя). Воспитательный процесс в период исследовательской деятельности важен для всех.

Главная цель исследовательской работы – познавательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе активной деятельности. Воспитательная цель – сплоченность группы – такое взаимодействие обучающихся, в процессе которого они проявляют не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение поставленных перед ними задач, оказывают помощь друг другу, отвечая за успехи партнера по работе над исследованием.

В поле зрения педагогов оказываются не только академические достижения обучающихся, но и их успехи во всех социально ценных видах деятельности.

В данной разработке в качестве методологической основы принят культурно-исторический системно-деятельностный подход, в соответствии с которым качества личности формируются, развиваются и обнаруживаются в деятельности (целенаправленной активности человека), общении и самопознании.

Путь реального успеха должен пройти каждый суворовец, поэтому необходимо создавать такую атмосферу, в которой подросток смог бы обнаружить свои таланты и достичь результатов в той области, которую он избрал и где хорошо ориентируется. Приоритет отдается методам, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на саморазвитие, самоусовершенствование, самореализацию суворовца.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Кропанева Г.А.  Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования

http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/a_gb6ko.htm

2. Лисова К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников / Воспитание школьника № 2, 2011 г., с. 41

3. Мощенко А.В.  Психологические основы развития личности суворовца / М - 1996 г. – 390 с.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

5. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота / Воспитание школьника № 1, 2011 г, с. 23-26.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Приложение 1

Рекомендации к защите исследовательской работы

  1. Устный доклад

Для доклада на конференции или другом выступлении перед аудиторией предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не стоит переживать, если не удалось «сказать всё». После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, автор дополняет свой доклад.

Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что большую часть отведенного на доклад времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы.

Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть «привязанным» к тексту.

Несколько советов докладчику:

- необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: «Цель работы заключается в том, что (чтобы)…», «Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …» и т.п.;

- далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать, каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены;

- следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе;

- закончить выступление можно приблизительно так: «Доклад закончен. Благодарю за внимание»;

- далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.

  1. Стендовый доклад

Такая форма представления исследовательской работы предполагает демонстрацию ее на стенде. Для этого участнику публичного выступления предоставляется место для расположения плакатов.

Демонстрация должна отражать наиболее важные элементы работы, а именно:

цель работы;

основные методы и способы, используемые в работе;

полученные результаты и выводы.

Проспект работы может демонстрироваться на плакатах, моделях, с помощью технических средств, рекомендуется использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, иллюстрирующих проведение исследований с пояснениями, а также раздаточных материалов.

  1. Презентация

С появлением персонального компьютера стало возможно широкое использование презентационных материалов. Презентация - это оживший буклет или каталог. Только если последний ограничен площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с легкостью обойти все эти сложности. В презентации возможно практически все! Мегабайты звука, красочной информации, динамичных роликов и масса подробнейшей информации на удобном носителе - вот основные преимущества презентационного фильма. Какие цели преследует мультимедийная презентация? Показать результаты исследовательской работы максимально выгодно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами. То есть задача презентации - максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего проекта. Презентация незаменима как основа доклада или дополнение к уже состоявшемуся докладу. Мультимедийная презентация как форма подачи информации весьма удобна в рамках всевозможных конференций и семинаров.

Презентации можно условно разделить на несколько видов:

Технический видеофильм. Этот вид презентации представляет собой наглядное пособие по выполнению работы, рассказывает о ходе исследований, о руководителях, об интересах авторов работы.

Флэш-презентации – это облегченный вид презентации, часто используемый для представления в Интернете.

Презентация может строиться в строгом соответствии с одним из видов или совмещать сразу все варианты. Все зависит от целей презентации, от особенностей и личных предпочтений автора работы.

Приложение 2

 Исследовательская работа «Общественные объединения ветеранов-суворовцев» (реферат распечатан отдельно)