Роль воспитателя в формировании учебной самостоятельности воспитанников Нахимовского военно-морского училища

Варламова Виолетта Владимировна


В статье раскрывается роль воспитателя в формировании учебной самостоятельности воспитанников НВМУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_statya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность данной статьи  заключается в том, что формирование учебной самостоятельности  без  преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования и делом общественной важности.

          Обусловлено это возрастающим потоком информации, постоянно обновляемой и поступающей по различным многообразным каналам, обновлении содержания обучения, постановкой задач формирования у юных нахимовцев приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания ребят, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

         Одна из главных задач образования: сформировать у  воспитанников навыки находить информацию из различных источников и умело оперировать ею в учебном процессе. Однако в рамках современной системы образования, этому вопросу уделяется недостаточно внимания, отсюда вытекает проблема – несоответствие уровня общей подготовки нахимовцев и требований, предъявляемых к современному ученику. Поэтому обучение должно заключаться не в накачке информацией, а в представлении воспитанникам максимальных возможностей и источников для её самостоятельного изыскания, а так же стимулирование навыков самостоятельного оперирования информацией.

         Задача воспитателя может быть сформулирована просто: учить нахимовцев учиться.

         Нахимовца нельзя успешно учить, если он относится к обучению и получению знаний равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед воспитателем стоит задача по формированию и развитию у нахимовца  положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотивационная функция самоподготовки заключается в формировании у воспитанников потребности в осуществлении учебной деятельности,    стремлении получать и применять полученные знания на практике. Систематические учебные занятия под контролем воспитателя с учетом интеллектуальной активности нахимовцев  призваны  пробудить у последних интерес к самообразованию и, как итог, развивать положительное отношение к  учению.

         Приобщая нахимовцев к учебной деятельности, по ходу проведения самоподготовки,  воспитатель должен стремиться, наряду с реализацией функций помощи и контроля, повышать уровень учебной мотивации. Одним из условий выполнения этой задачи является воспитание у нахимовцев способности не бояться неудач, неизменно сопровождающих учебный процесс. Данное требование продиктовано тем фактом, что страх перед неудачей сковывает активность воспитанников и, как следствие, процесс учения связывается у них в основном с возникновением негативных эмоций. А, значит, для того, чтобы развивать мотивацию нахимовца  воспитателю необходимо сначала повысить его самооценку, посредством поощрения любых его успехов, даже незначительных. При этом воспитатель должен быть в высшей степени чутким, глубоко понимающим индивидуальность каждого нахимовца.

         Воспитательно-образовательный процесс имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

         Обучение и воспитание имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном  поле деятельности посредством постепенной  выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине.  Воспитание в Нахимовском военно-морском училище должно в каждом нахимовце  всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно формировать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

         Назначение воспитателя — максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.

         Цели воспитателя:

• Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

• Создание благоприятных условий для формирования его личности.

• Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды.

Основные задачи воспитателя:

• Создание коллектива  как воспитывающей среды.

• Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

• Коррекция индивидуального развития воспитанника.

         Только при наличии определенных профессиональных и высоких морально-нравственных качеств  воспитателя возможно его положительное влияние на становление и развитие личности воспитанника.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Андриади И.П. Основы педагогического мастерства - М.: Издательский центр "Академия", 2009.

2.  Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.- №3, 2011.

3.  Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. – М. 2013.

4.  Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2011

5.  Е.В. Голощапова. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX века. Канд. диссертация. - Ульяновск, 2013.

6.  Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. - 2014. - N 4.

7.  Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2015.

8.  Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009.