Управление специальным образованием
Глубокие изменения в российском обществе, начавшиеся в годы перестройки, обусловили крупномасштабные преобразования в педагогике. Российская школа с позиции «школа для всех» перешла на позицию «школа для каждого». Существенный вклад в разработку и реализацию новой концепции внесли выдающиеся педагоги-новаторы В.А.Сухомлинский, В.А.Караковский, М.П.Щетинин, А.Н.Тубельский, Е.А.Ямбург. Школы получили право самостоятельно выбирать и развивать педагогическую технологию, в стране осуществляется переход от тоталитарной, унифицированной системы образования к вариативной. Эти же процессы характерны и для коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_spets.obr_.pptx | 678.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ Глубокие изменения в российском обществе, начавшиеся в годы перестройки, обусловили крупномасштабные преобразования в педагогике. Российская школа с позиции «школа для всех» перешла на позицию «школа для каждого». Существенный вклад в разработку и реализацию новой концепции внесли выдающиеся педагоги-новаторы В.А.Сухомлинский, В.А.Караковский , М.П.Щетинин, А.Н.Тубельский , Е.А.Ямбург. Школы получили право самостоятельно выбирать и развивать педагогическую технологию, в стране осуществляется переход от тоталитарной, унифицированной системы образования к вариативной. Эти же процессы характерны и для коррекционной школы.
Особенности наполняемости классов В учреждениях I вида в классе обучается 6 человек (сложный Дефект — 5); в учреждениях II вида — 1-е отделение — 10 человек, 2-е отделение —до 6; III вида —8 человек; IV , V, VII, VIII видов — 12 человек; VI вида — 10 человек.
В коррекционных школах необходимы особые условия обучения помещения для фронтальных и индивидуальных занятий спальни комнаты отдыха оздоровительные кабинеты и др
В коррекционных школах требуются существенно большие затраты на создание соответствующей материально-технической базы звукоусиливающая аппаратура (в школах I, II видов), учебники со шрифтом Брайля (в школах III, IV видов), специальные функциональные кровати и коляски (школы VI видов); нужна определенная окраска стен для комфортного зрительного режима и т.д.
Требуются квалифицированные специалисты : педагоги-дефектологи психологи медики технический персонал
Еще больше проблем возникает при организации обучения детей со сложным дефектом: глухих с задержкой психического развития; слепых с нарушением слуха; детей с нарушениями зрения, движения и т.п., число которых, к сожалению, растет.
Школа как управляемая система состоит из двух подсистем управляющей управляемой директор и администрация педагоги и другие специалисты: психологи, социальные педагоги, медики; обучающиеся; родители; учебно-вспомогательный персонал, общественные школьные организации и т.д.
Для того чтобы управление было эффективным, о каждом блоке должна иметься исчерпывающая объективная информация Информационные основы управления — это использование при выработке управленческого решения совокупности сведений, отражающих современные требования к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям местных органов управления образованием, а также данные мониторинга: состояние и динамика деятельности образовательного учреждения в целом и его блоков.
Для успешной организации педагогического процесса создается банк данных медико-психолого-педагогического консилиума, в котором собираются сведения о состоянии и динамики развития каждого воспитанника. Эти сведения поступают от различных специалистов — учителей, медиков, психологов, дефектологов — и позволяют создать представление о контингенте воспитанников в целом, о классе (группе), а также обеспечивают учет и динамику индивидуального развития каждого обучающегося . С изменением контингента класса в школах ежегодно должны пересматриваться условия обучения, корректироваться или заново создаваться материально-техническая база.
Собранная таким образом информация анализируется через диагностику, мониторинг и моделирование с целью выработки эффективного управленческого решения Диагностика школы, проводимая внешними экспертами, позволяет объективно определить знания, умения, навыки обучающихся на данном этапе развития школы; проанализировать и оценить педагогическую технологию образовательного учреждения в целом, эффективность и результативность работы школы, обобщить ее передовой педагогический опыт.
Научный мониторинг проводится силами директора и администрации в соответствии с годовым планом работы учреждения. Это позволяет выявлять как достижения школы, так и отрицательные явления, анализировать неудачные решения, определять, на какой стации разработки или исполнения они были приняты, и, следовательно, совершенствовать научное прогнозирование управленческих решений. Осуществление научного мониторинга — одно из основных условий совершенствования эффективности руководства учебно-воспитательным процессом. В процессе изучения фактического состояния дела руководитель учреждения должен сочетать проверку исполнения управленческих решений с оказанием практической помощи педагогам по их выполнению.
В зависимости от цели мониторинг может быть: тематическим предупредительным фронтальным выборочным
Тематический мониторинг проводится в связи с изучением работы всего коллектива над реализацией одного из разделов образовательной программы. Фронтальный позволяет контролировать знания, умения, навыки школьников по освоению основ наук. Предупредительный проводится в течение учебного года; его объектом может являться, например, промежуточная аттестация школьников или итоговая аттестация выпускников. Выборочный мониторинг осуществляется как контроль за деятельностью одного из блоков образовательного учреждения.
Мониторинг управленческой деятельности
Управление современным специальным (коррекционным) образовательным учреждением
Исходя из теории управления образовательными учреждениями (Т. И. Шамова, В.М.Монахов, М.М.Поташник, Е.А.Ямбург, П.И.Третьяков и др.), проектирование структур управления, как управляющих, так и управляемых, должно исходить из следующих принципов: моделирование структур управления целостной педагогической системы. проектирование управляющей и управляемой структур (служб) проводится с учетом развития самого процесса управления структурирование основных блоков управляющей и управляемой педагогических подсистем определяется, исходя из распределения основных функциональных полномочий и обязаннос тей непрерывность в целостной системе управления образовательным процессом
Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, их аппарат должны быть наделены регламентирующей документацией введение института научных консультантов учреждения, которые привлекаются к работе всех звеньев педагогической системы на разных стадиях ее становления: при разработке концепции, определении стратегии и тактики ее реализации, организации научного мониторинга и оценки результативности, обобщения опыта, публикации материалов, а также при подготовке к проведению аттестации формирование и развитие системы управления, развитие инициативы и творчества предусматривает делегирование некоторых полномочий руководителя учреждения руководителям блоков (подсистем), заместителям директора
Фомина Л.К. «Информационные основы управления специальным учреждением».