Курсовая работа по детской психологии "Особенности развития внимания у дошкольников и его организация в деятельности"
Внимание - особенно важный психическиий процесс, и его развитию особенное внимание следует уделить в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 70.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение:
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина: «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности» [1,89].
Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание - это отдельный психический процесс, т. к. он имеет свои закономерности и свойства. Первые работы, рассматривающие внимание, - это работы В. Вундта (конец 19 в.): с его точки зрения, внимание - это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователи считали, что внимание - это свойство ощущения; внимание - результат эмоций; внимание - уровень бодрствования.
Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
Н.Ф. Добрынин так определяет внимание: «Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности». Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [3].
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Актуальность исследования: во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания учащихся. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение устойчивого внимания. Но известно также, что воспитание внимания представляет одну из труднейших задач, так как те средства управления вниманием учащихся, которыми располагает учитель, часто оказываются недостаточно эффективными. Даже опытные воспитатели испытывают особые трудности именно в связи с необходимостью воспитывать внимание.
Одной из причин этих трудностей является недостаток теоретических знаний, на которых основывается обычно используемые приемы воспитания внимания. Внимание представляется наименее содержательным, а поэтому и наиболее трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением. Поэтому изучение особенностей развития внимания являются актуальными в наше время.
Цель исследования: изучить и раскрыть основные закономерности развития внимания и его организации в деятельности дошкольника
Объект исследования: процесс развития внимания
Предмет исследования: особенности развития и организации внимания у детей преддошкольного возраста.
Задачи исследования:
- определить и выделить сущность понятия «внимание», указать физиологические основы внимания;
- определить и выделить виды внимания;
- определить и выделить возрастные особенности развития внимания;
- апробировать методики по выявлению уровня развития внимания, разработать практические рекомендации по организации внимания у дошкольников.
В работе были использованы такие методы исследования и диагностики, как:
анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение , методы математической статистики.
Эксперимент проводился на базе МКДОУ д/с №3 г.Лиски, Воронежской области. В нем участвовали дети из старшей группы "Сказочка", два мальчика и две девочки:
1.Силина Злата (5 л., 5м.)
2.Борисов Станислав (5 л., 8 мес.)
3.Новиков Даниил (5 л., 7 мес.)
4.Власенко Анастасия (5 л.,6 мес.)
Глава 1. Проблемы развития и организации внимания в деятельности младшего дошкольника.
1.1. Понятие внимания в психологии: его виды и свойства
В отечественной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от участия воли направленность и сосредоточенность психической деятельности может носить непроизвольный или произвольный характер. Если деятельность целиком захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо видимых волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Если же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер [10].
Непроизвольное внимание:
Непроизвольное внимание является в филогенетическом аспекте является более древним видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Причина непроизвольного внимания всегда лежит в окружающей среде. Но вместе с тем имеются и внутренние предпосылки для непроизвольного внимания.
Та или иная деятельность захватывает человека как бы сама по себе, в силу своей значимости, увлекательности, занимательности или неожиданности. Причин этой значимости-занимательности несколько:
Во - первых, характер внешнего раздражителя
Прежде всего это сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание.
Значима не абсолютная сила раздражителя, а относительная. Днём можно полностью игнорировать сильный шум (например автомобильного транспорта за окном). Ночью же, когда мы отдыхаем, можем очень чутко реагировать на малейшие шорохи и скрипы, раздающиеся в ночной тишине. Привычность раздражителя тоже имеет большое значение. Слабый, но незнакомый звук может привлечь наше внимание, в то время как сильный, но привычный грохот даже не заметим. Известно, что во время войны солдаты способны спать под грохот рядом стоящей стреляющей пушки.
Большое значение имеет контраст между отдельными раздражителями, между величиной, формой, цветом, длительностью и иными параметрами Привлекают внимание эстетические особенности объекта, например необычные дизайнерские (оформительские) решения в одежде, архитектуре, интерьере и т.п. Здесь важен не факт наличия отдельных раздражителей или физических свойств, сколько умелое сочетание их [13].
Во - вторых, соответствие внутреннему состоянию человека
В первую очередь здесь имеются в виду потребности. Сытый и голодный человек совершенно иначе реагируют на изображения пищи, разговоры о еде. Если голодный человек идет по улице и видит в витрине или на вывеске изображение аппетитной жареной курочки, он обязательно обратит на это свое внимание, хотя бы и на секунду. Если человек находится в состоянии сильного утомления, его внимание будет чаще останавливаться на объектах, так или иначе ассоциирующихся с отдыхом: на кроватях, подушках, мягких креслах, уютных кафе и даже гостиницах. В отечественной психологии и психофизиологии довольно подробно исследованы вопросы доминанты (Ухтомский) и установки (Узнадзе), хорошо описывающие и то, почему потребность человека управляет его внимание.
В - третьих, общая направленность личности
Направленность личности является продолжением потребностной сферы человека. В направленности личности находит отражение то, какими видами деятельности человеку нравится заниматься, от каких занятий он испытывает удовольствие, а от каких скуку. Автолюбитель волей-неволей обращает внимание на неправильно припаркованную машину. Архитектор или художник любуется красотой старинного здания, дизайнер - удачным сочетанием цветовых пятен. Преподаватель русского языка обращает внимание на ошибки в речи окружающих, а учитель физкультуры - на объем бицепсов. Футбольный болельщик не может оставить незамеченным плакат с изображением известного футболиста.
В четвертых, отношение к раздражителю
По мере накопления жизненного опыта, опыта наблюдения разных раздражителей постепенно развивается эмоциональное отношение к раздражителям. Если опыт показывает, что раздражитель обычно приносит положительные эмоции, то вырабатывается положительное чувство, в противном случае - отрицательное. Приятные раздражители способны надолго приковать внимание человека: интересная книга, фильм, компьютерная игра, приятный собеседник. В этом случае не надо заставлять себя концентрировать свое внимание на этих объектах, это происходит само собой.
Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание. В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки). В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.
Нейтральные раздражители значительно реже привлекают внимание, чем приятные и неприятные [15].
Произвольное внимание
Главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью, сознательными устремлениями. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Иногда этот вид внимания называют еще волевым, активным или преднамеренным.
Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, поставив определенную цель или задачу, мы вырабатываем некоторый план этой деятельности. Явно или неявно мы в этот план включаем и внимание тоже: "Обратить внимание на настроение шефа... Прочитать книгу по теории межгалактической квинтэссенции... Досмотреть сериал до конца..."
В некотором смысле произвольное внимание это подавление, это борьба с непроизвольным вниманием. Возможно, нам было бы приятнее и комфортабельнее слушать шум ветра за окном, просто глазеть по сторонам [2]. Но, сознательно мобилизуясь, мы обращаем свое внимание более полезные, как считаем своим разумом, вещи.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Не только воля управляет произвольным вниманием, но и, обращая внимание на те или иные аспекты своего поведения и деятельности, мы регулируем влияем на волевые процессы. Мы думаем не над тем, что нам хочется, а над тем, на что обращаем свое внимание. С помощью внимания мы можем даже менять свое эмоциональное состояние: сознательно обратив внимание, например, на тот или иной сайт в интернете, мы можем вызвать у себя хорошее настроение, злость или раздражение.
Формирование произвольного внимания тесно связано с формированием сознания. У маленького ребенка 1-2 лет сознание еще не сформировано, и произвольное внимание также находится еще в зачаточном состоянии.
Послепроизвольное внимание
Под послепроизвольным вниманием понимается внимание, которое сначала было произвольным, вызванным волевым усилием, а потом - в силу эмоциональной значимости деятельности - перестало быть произвольным и не требует уже волевых усилий, то есть стало как бы непроизвольным.
Например, школьник заставил себя сесть за выполнение домашнего задания. Сначала он прилагал усилия для этого, но потом, постепенно втянувшись, ему стало интересно, и его внимание перестало отвлекаться на посторонние раздражители. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное остается тесно связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В следующий раз школьнику придется опять "втягиваться" в выполнение домашнего задания, хотя это ему будет уже легче (что тоже не факт).
Послепроизвольное внимание имеет огромное значение для педагогики. По сути, все педагогические приемы направлены именно на то, чтобы ввести школьников в состояние послепроизвольного внимания, дать почувствовать тем самым удовлетворение от самого процесса выполнения задания [1].
Также в психологии различают различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности — это концентрация, или интенсивность, внимания.
Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.
Устойчивость и колебания внимания. Внимание характеризуется различной степенью устойчивости. Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе, что это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать. Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается на что-либо [5].
Устойчивость внимания у людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей степени. Но и у одного и того же человека устойчивость внимания может колебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Внимание не может долго задерживаться на каком-то неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем рассматривать его с разных сторон. Чем богаче свойства объекта, тем легче сосредоточить на нем внимание в течение длительного времени.
Объем внимания. На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов.
Объем внимания — это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом.
1.2. Динамика развития внимания в различные возрастные периоды жизни ребенка
Первоначально у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней обстановки (например, переход от темноты к свету), движущиеся объекты (например, блестящий шарик, который передвигают в поле его зрения). Особое значение в организации внимания младенца имеют те объекты и те их свойства, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей. Так, различного рода звуковые, световые, механические раздражители, сопровождающие кормление ребёнка, рано начинают привлекать его внимание и вызывать соответствующие ответные реакции.
В результате накопления соответствующего опыта, образования временных связей в головном мозгу ребёнка, всё большее число предметов, окружающих ребёнка, начинают привлекать его внимание. Если раньше, для того чтобы заставить ребёнка «сосредоточиться» и прекратить посторонние движения, необходимо было, чтобы пища попала ему в рот, то позднее для этого часто бывает достаточно, чтобы мать приблизилась к его постельке, чтобы он увидел рожок с молоком или чтобы его взяли на руки перед кормлением. Дальнейшее развитие непроизвольного внимания тесно связано с формированием детских интересов.
По мере того как ребёнок начинает интересоваться всё более широким кругом окружающих предметов и явлений, сложнее и многообразнее становится проявление его внимания. Так, дошкольник может уже довольно долго возиться с каким-нибудь предметом, внимательно рассматривать какую-либо игрушку, сосредоточенно следить за речью и поступками окружающих людей.
Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.
У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.
Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.
Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей [13].
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети уже могут удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.
У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать. Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание. Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться. Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания. Первоначально произвольное внимание у дошкольника очень неустойчиво. Обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чётко определил стоящее перед ним задание. Лишь при этих условиях дошкольники могут на первых порах обнаружить произвольное внимание [10].
Одна воспитательница рассказывает, что она как-то изменила обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместила на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда она поставила перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены). После этого дети, приходя утром в группу, сосредоточенно рассматривали окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня. Так, организовав соответствующим образом деятельность детей, воспитатель заставил их намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки [11].
В дальнейшем у старших дошкольников при надлежащей организации воспитательной работы появляется умение более самостоятельно организовывать своё внимание, без ежеминутной помощи со стороны взрослого. Важное значение при этом имеет опыт, который ребёнок накапливает в процессе коллективных игр с правилами, в ходе обязательных занятий и при выполнении несложных трудовых заданий. Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, требуется учителем, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки произвольного внимания. Дальнейшее развитие его и усовершенствование происходит в школьном возрасте под влиянием школьного обучения. Произвольное внимание развивается в процессе освоения разных видов деятельности. Ребенок усваивает эти законы или правила и начинает подчиняться им. Они управляют поведением ребенка, его вниманием. Выполняя действия в определенной последовательности, требуемым способом, учитывая предусмотренные правила, ребенок сознательно управляет своим вниманием, удерживает его на нужных объектах и действиях, переводит на другие в соответствии с требованиями. Это и есть элементы произвольного внимания. Ребенок, способный управлять своим вниманием в простых видах деятельности, может освоить более трудные требования учебной деятельности. К таким законам относятся элементы, общие для всех видов деятельности: цель, план, действия, контроль, оценка результата. Следовательно, при обучении любой деятельности необходимо обучать ребенка этим элементам. Именно они управляют вниманием ребенка в процессе любой деятельности.
1.3 Приемы и методы развития внимания дошкольников
Развитие детского внимания начинается с образования простейших условных рефлексов на основе нервных связей между доминантами, то есть очагами возбуждения, которые возникают одновременно в разных участках коры головного мозга. Этот первый органический процесс сохраняется в течение всей жизни, но отступает на задний план по мере развития ребенка.
Постепенно центральное место начинает занимать другой процесс, процесс культурного развития внимания. Первые его проявления начинаются в младенческом возрасте до одного года. Суть его заключается в том, что взрослые начинают руководить вниманием ребенка с помощью специальных приемов (средств), которые ребенок усваивает и постепенно сам начинает ими пользоваться, управляя сначала вниманием взрослого, а потом и своим. Самым доступным средством для управления внимания, которым пользуются, является жест (указывание пальцем). Следующим средством является слово, которое на первых этапах сопровождает жест. Более сложными средствами, которые осваивает ребенок после трех лет, являются условные знаки (цвет, форма, геометрические фигуры), которые указывают на объект, требующий внимания. В конце дошкольного возраста дети могут усваивать знаки-символы, в которых зашифрована информация о нужном объекте, которые являются общепризнанными эталонами, управляющими вниманием (светофор, знаки-указатели входа и выхода, дорожные знаки и др.). Перечисленные приемы руководят вниманием людей, последовательностью их действий. Эти приемы, искусственно выработанные обществом, ребенок усваивает с помощью взрослых [6]. На первых этапах ребенок начинает использовать эти средства во внешних действиях, с напоминаниями взрослых, постепенно эти средства превращаются во внутренние команды, которые руководят поведением ребенка изнутри. Ребенок начинает пользоваться этими средствами сначала в игре, в общении со взрослыми и сверстниками, затем в сознательно, организованной деятельности. Научные эксперименты показали, что процесс освоения знаковых средств ускоряет развитие произвольного внимания Эффективность такого развития проявляется в повышении качества деятельности, уменьшается количество ошибок. Но особенно ярко значение этих средств проявляется в среднем школьном возрасте, когда ребенок сознательно начинает ими пользоваться. При использовании внешних знаковых средств у младших школьников количество ошибок уменьшается в 2 раза, а у средних школьников — в. 10 раз, а у взрослых почти остается на уровне средних школьников.
Исследования Л. С. Выготского показали, что без помощи взрослого ребенок не может выделить эти знаки-средства. При этом усвоении знака-средства ребенком происходит при условии сильного желания напряжения, тогда это средство воспринимается ребенком как указующий жест. Ребенок, способный понимать словесные инструкции, гораздо быстрее усваивает знаки-средства, но может забыть о них в ситуациях отвлечения внимания. Механизм использования знаковых средств заключается в том, что они указывают на желаемую цель, являются искусственным замещением, цель еще не видно, а указатель есть [5]. Например, специальные карточки на крышке коробочки указывают, что в ней лежат конфеты, и ребенок начинает ориентироваться на этот знак, указывает на нужную коробочку, а не перебирает их все. Знак является средством управления вниманием при поиске конфет.
Для ребенка более младшего возраста следует использовать яркие выразительные знаки, которые следует сопровождать жестами-указателями. Для интеллектуально развитого ребенка можно пользоваться словесной инструкцией вместо жеста. В процессе воспитания следует постепенно переходить от образных средств к схематичным, которые могут руководить действиями ребенка. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется стремление самому искать знаки-средства, указывающие на правильное действие. Существует метод формирования умственных действий, разработанный психологом П. Я. Гальпериным, который позволяет перевести внешние команды по управлению действиями в умственный план. В соответствии с этим методом следует разбить деятельность на отдельные действия, четко сформулировать их в словесной форме. В процессе обучения ребенок должен научиться проговаривать их вслух, постепенно проговаривание переходит в шепот. А по мере освоения действия проговариваются про себя. Такой способ обучения позволяет облегчить процесс освоения практических и умственных действий. Внутренние команды начинают руководить действиями ребенка, обеспечивая эффективность работы. Такой метод обучения можно сопровождать наглядными схемами, где в рисунках или символах-знаках показана последовательность действий или внешних признаков объекта, которые выполняют роль указателя, управляющего вниманием, и включают внутренние команды-инструкции. На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развивается непроизвольное внимание, которое подчиняется внешним раздражителям, а также внутренним неосознаваемым потребностям. [3]. Внимание дошкольника спонтанно переключается с объекта на объект, если их свойства начинают выделяться из общего фона; как только интерес к объекту удовлетворяется, внимание начинает блуждать в поисках нового интересного объекта. Такое внимание не подчиняется воле, его трудно удержать длительное время на каком-то неинтересным деле. Взрослым приходится применять множество усилий для привлечения внимания ребенка на какой-то объект. Но по мере освоения знаковых средств внимание ребенка начинает подчиняться общечеловеческим правилам. Переход или врастание этих знаков во внутренний психический план поднимает ребенка на следующую ступень развития — появление элементов произвольного внимания, которое пока еще пользуется вспомогательными знаками-средствами. В соответствии с закономерностями психического развития произвольное внимание развивается в младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности. Но освоение учебной деятельности возможно при сформированности элементов произвольного внимания, которые проявляются в игровой деятельности, бытовом труде, ручных видах труда, лепке, рисовании, конструировании, на занятиях с книгой, обучающих занятиях в детском саду. Произвольное внимание развивается в процессе освоения разных видов деятельности. Любая деятельность подчиняется общим законам. Ребенок усваивает эти законы или правила и начинает подчиняться им. Они управляют поведением ребенка, его вниманием. Выполняя действия в определенной последовательности, требуемым способом, учитывая предусмотренные правила, ребенок сознательно управляет своим вниманием, удерживает его на нужных объектах и действиях, переводит на другие в соответствии с требованиями. Это и есть элементы произвольного внимания. Ребенок, способный управлять своим вниманием в простых видах деятельности, может освоить более трудные требования учебной деятельности. Что же это за общие законы во всех видах деятельности, которые организуют внимание ребенка? К таким законам относятся элементы, общие для всех видов деятельности: цель, план, действия, контроль, оценка результата. Следовательно, при обучении любой деятельности необходимо обучать ребенка этим элементам. Именно они управляют вниманием ребенка в процессе любой деятельности, но в каждой деятельности эти элементы имеют свое особое содержание.
Элементы деятельности, усвоенные ребенком, выполняют функцию знаковых средств, но не имеют наглядной формы, поэтому мы их назовем организующими средствами. Они являются средствами управления вниманием, как и знаковые средства, но более высокого порядка, так как представляют собой не просто наглядный признак, а имеют сложную структуру, состоящую из зрительных, двигательных образов и словесных высказываний [2].
Цель любой деятельности активизирует внимание, включает необходимые механизмы для ее достижения. Но чем младше ребенок, тем быстрее он забывает цель и увлекается посторонним делом или самими действиями. Поэтому цель должна быть образная, конкретная, вызывать положительные чувства, близкая, доступная пониманию, ее следует часто напоминать ребенку. Иногда цель деятельности, то есть будущий результат, заменяют каким-то личным мотивом, например наградой за сделанную работу. Это не совсем правильно и является искусственной стимуляцией, подменой, которая может заслонить саму цель деятельности. Именно цель, понятая ребенком, детально разобранная, помогает ему мобилизовать нужные для ее достижения психические механизмы. А награда лишь усиливает желание достичь цели, но не организует психику ребенка целесообразно.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными такими свойствами как : объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса , как следствие к отклонениям в деятельности ребенка [5].
1.При маленьком объеме внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
2.При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
3.При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
4.При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по одному предмету, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по другому предмету, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой .
5.При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
6.Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены отдельными "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа предполагает:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых развивается внимательность как свойство личности. Обычно причина общей невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Главная задача таких занятий: преодоление этого обобщенного восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.
Развивающие игры и упражнения:
1. Упражнение "Следи за своей речью" (см.приложение №1).
2. Игра "Что изменилось?" (приложение №1.1).
3. Игра " Где чей домик? " (приложение №1.2)
4. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания (приложение №1.3)
5. Картинки "Найди отличие" (приложение № 1.4)
6. Упражнение "Раскрась вторую половинку" (приложение №1.5)
Глава 2. Экспериментальное исследование уровней развития внимания дошкольников
2.1. Методы исследования уровня развития внимания дошкольника
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Дошкольное детство - особый период в развитии личности. В жизни человека дошкольное детство - небольшой отрезок. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Интеллектуальное развитие современных дошкольников идет более быстрыми темпами, чем развитие их сверстников 10-15 лет назад. Растет заинтересованность родителей в активном интеллектуальном развитии детей с самого раннего возраста, в подготовке их к школе [6].
Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается вся система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление и внимание. Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Необходимым условием протекания психических процессов является внимание.
Существует множество методик для диагностики уровня свойств внимания дошкольников. И, прежде чем приступить к диагностике, необходимо подготовить все необходимое. Диагностический материал должен быть доступным и выполнение заданий по диагностике проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме не дольше, чем 15 минут в день. Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком [9].
Приступать непосредственно к диагностике необходимо, только когда у ребенка есть интерес, иначе результат будет низкий. Во время выполнения ребенком того или иного задания, педагог должен быть терпеливым и доброжелательным. После того как ребенок завершит, обязательно похвалить его, даже если все получилось совсем не так, как вам хотелось бы. Для выявления уровня внимания дошкольников мы предлагаем использовать три методики, которые представила Трясорукова Татьяна Петровна - специалист в области детской психологии, автор книг и статей, посвященных проблемам развития детей дошкольного возраста. Эти методики направлены на исследования свойств внимания. В каждой методике имеются критерии оценки, по которым можно определить уровень развития изучаемого свойства внимания [7].
Методика - игра "Что увидел?"
Методика направлена на диагностику объема внимания. Разложить на столе семь предметов, знакомых ребенку (конфета, карандаш, куколка, машинка, мячик, ложка, кубик, прикройте их салфеткой. Обращаемся к ребенку по имени, а ты любишь играть в прятки? Ответ ребенка. А я тоже люблю играть в прятки. Саша я сегодня пришла в группу и увидела что-то необычное. Мне кажется, что у нас в группе кто–то спрятался в этой коробочке и хочет с нами поиграть в прятки. Ты хочешь узнать кто там спрятался? Ответ ребенка (Да). Показать ребенку эти предметы в течение 3-5 секунд, затем закрыть их салфеткой («предметы опять спрятались») и попросить ребенка назвать их («ищем предметы»). Оценка результата осуществляется по количеству правильно названных предметов. Уровни развития объема внимания
Низкий уровень: (2 балла) 1-2 предмета названы правильно, отвечает неуверенно.
Средний уровень: (3 балла) 3-5 предметов названы правильно, отвечает неуверенно.
Высокий уровень: (4 балла) 6-7 предметов названы без ошибок, отвечает быстро.
Методика - игра "Перепутанные линии"
Данная методика позволяет определить устойчивость внимания дошкольников.
Ребенка нужно ввести в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает исследуемому ребенку послушать очень интересную историю. Как-то раз решила бабушка испечь колобка. Тесто получилось очень мягкое и пышное. И поэтому, бабушка решила испечь не одного колобка. И вот испеклись у бабушки пять одинаковых колобков. Но единственное, что их отличало, это эмоция. Получились веселый, удивленный, грустный, злой и любопытный колобки. Ребенку предлагается помочь колобкам вернуться домой. Колобкам не просто вернуться, потому что они укатились по разным дорожкам. Для этого ребенку предлагается рисунок с перепутанными линиями. Попросите его проследить каждую линию от колобка до домика по очереди. Задача детей определить каким по счету колобок доберется до дома, определяя глазами путь каждого колобка.
Уровни развития устойчивости внимания
Низкий уровень: (2 балла) более 3 ошибок, работа выполняется с помощью пальчика.
Средний уровень: (3балла) 2 ошибки, работа выполняется медленно, неуверенно, появляются попытки проследить линию с помощью пальчика.
Высокий уровень: (4 балла) работа выполняется без ошибок, быстро и самостоятельно.
Методика - игра № 3 «Найди к домику ключ»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости внимания ребенка. Дети получают лист, на котором нарисованы домики червячка это грибок, божьей коровки это цветок, гусеницы это листок. Задача детей – помочь червячку, божьей коровке и гусенице подобрать ключики к своим домикам, т. е. в каждом предмете (домике) расставить нужные знаки (ключи, которые представлены в образце. Задание надо выполнять как можно быстрее и поочередно просмотреть все семь строчек. Работа продолжается 3 минуты. Работать ребенок должен последовательно, просматривая каждый ключик.
Уровни развития переключения внимания
Низкий уровень: (2 балла) 5 и более ошибок, работа до конца не доводится (более 5 минут) .
Средний уровень: (3 балла) менее 4 ошибок, работа выполняется медленно (более 3минут, требуется помощь и напоминания задания, работа доводиться до конца.
Высокий уровень: (4 балла) 1-2 ошибки, работа выполняется в быстром темпе (2-3 минуты, уверенно и самостоятельно.
После проведения данной диагностики выявились дети с низким и средним уровнем развития объема, устойчивости и переключаемости внимания. Поэтому для коррекции развития внимания необходима коррекционно-развивающая работа с этими детьми.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
Игры и игровые упражнения на развитие внимания (приложение №2)
Игры на развитие сенсорного внимания (приложение 2.1)
Игры на развитие слухового внимания (приложение 2.2)
Психогимнастика (приложение № 3 )
Физкультминутки и пальчиковая гимнастика. (приложение №4)
2.2. Экспериментальное изучение уровня развития внимания
Анализ литературы по проблеме развития и организации внимания у младших дошкольников стал основанием экспериментального исследования. Целью нашего исследования стало изучение уровня развития внимания у детей дошкольного возраста. Наше исследование проводилось на базе МКДОУ д/с №3 города Лиски Воронежской области. В исследовании участвовало 4 ребенка, из них 2 девочки и 2 мальчика. Возраст испытуемых 5 лет. В исследовании принимали участие дети в основном из благополучных семей, некоторые - из неполных, в некоторых семьях по 2 ребёнка. Образование родителей высшее, среднее и среднее профессиональное. Родители работают в сфере услуг, торговли, промышленности, в сфере образования и культуры, в сфере здравоохранения.
Дети исследуемой подгруппы позитивно относятся к посещению детского сада, проявляют заинтересованное отношение к занятиям, показывают хорошие знания. Некоторым детям свойственны пассивность и ленивость, они мало проявляют активности. Усидчивость и настойчивость во время образовательной деятельности проявляют не все ребята.
Для исследования уровня развития внимания младших дошкольников, мы использовали следующие методики Трясоруковой Татьяны Петровны: методика - игра "Что увидел?", направленная на диагностику объема внимания; методику - игру "Перепутанные линии", позволяющую определить устойчивость внимания; и методику - игру "Найди ключ к домику", способное дать оценку переключаемости детского внимания.
Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.
По итогам проведенной диагностики были получены следующие результаты.
Используя методику «Что увидел?» мы определили уровень объема внимания у детей младшего дошкольного возраста исследуемой подгруппы.
Результаты диагностики по методике «Что увидел?» представлены в таблице № 1.
Таблица №1
Сводная таблица результатов диагностики
Фамилия, имя ребенка | Наименование методики, и результат полученный дошкольником | ||
"Что увидел?" | "Перепутанные линии" | "Найди ключ к домику" | |
Борисов Стас | низкий | низкий | средний |
Власенко Анастасия | средний | средний | низкий |
Новиков Даниил | низкий | средний | средний |
Силина Злата | низкий | низкий | средний |
Анализ представленной таблицы №1 показал, что высокий уровень развития объема памяти не выявлен ни у одного ребенка. Дети не смогли вспомнить названия всех спрятанных предметов. Средний уровень объема внимания был выявлен у одного ребенка и составил 30 %. Ребенок вспомнил названия четырех предметов, но при этом отвечал неуверенно. Низкий уровень объема внимания выявлен у трех детей. Дошкольники назвали два предмета, ответы были неуверенными.
В результате проведения методики - игры "Перепутанные линии" мы выявили уровень устойчивости внимания у исследуемой подгруппы. Высокий уровень в ходе исследования выявлен не был. В ходе анализа таблицы можно понять, что результаты поделились поровну - 50 % детей имеют средний уровень устойчивости и 50 % имеют низкий уровень. Дети выполняли работу медленно, неуверенно, пытаясь проследить путь дорожки с помощью пальчика.
Для выявления уровня переключаемости внимания нами была проведена методика - игра "Найди ключ к домику". Анализ таблицы показал, что низкий уровень переключаемости внимания имеют 60% исследуемой подгруппы, средний уровень - 40%. Высокий уровень нами выявлен не был.
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой подгруппы выявлен в основном средний и низкий уровень развития внимания, высокий уровень выявлен не был.
Следовательно, полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми младшего дошкольного возраста исследуемой подгруппы необходимо проводить коррекционную работу по развитию внимания. Также нам нужно будет разработать рекомендации для родителей и воспитателей по организации внимания
2.3. Практические рекомендации по развитию и организации внимания младших дошкольников
Внимание является непременным условием успешной работы. Успешное освоение детьми нового материала зависит, прежде всего, от наличия внимания. Причину неуспеваемости некоторых детей следует искать в их недостаточной внимательности. Слабость памяти, слабость усвоения учебного материала главным образом обуславливаются слабостью внимания. Поэтому так важно воспитателю на занятиях привлекать и поддерживать внимание детей. Чтобы обеспечить внимание дошкольников на организованной образовательной деятельности, надо прежде всего позаботиться об элементарных гигиенических и организационных моментах. Группа должна быть проветрена, весь необходимый материал должен быть на своем месте [8].
Внимание детей очень отвлекает суетливая подготовительная работа во время самой образовательной деятельности. Весьма успешным условием мобилизации внимания является готовность воспринимать ожидание чего - либо. Очень хорошо, если воспитателю удастся так провести занятие, чтобы дети ждали его продолжения. В этих целях следует закончить занятия вопросом, ответ на который будет дан на следующем занятии.Большое значение для привлечения внимания дошкольников на занятиях имеет темп работы, делающий образовательную деятельность достаточно уплотненной. Педагог не должен сам спешить и очень торопить дошкольников, так как торопливость и приводит к невнимательности и ошибкам, однако и замедленная работа способствует отвлечению внимания. При выборе необходимого темпа в организованной образовательной деятельности необходимо принимать во внимание степень сложности материала, возраст детей, наличие имеющихся знаний и навыков, а также индивидуальные особенности детей, темп работы должен меняться. Утомление - главный враг внимания, поэтому необходимо разнообразить содержание материала и приемы работы. Для внимания очень большое значение имеет слаженность работы группы. Это обеспечивает определенный ритм в труде, совершенно необходимый при работе в коллективе. Однообразие является частой причиной отвлечения внимания дошкольников. Необходимость правильной смены одного вида работы на другую требует проведения организованной образовательной деятельности по рационально составленной сетке в детском саду. Но разнообразие работы заключается не только в сменности видов деятельности. Важно, чтобы само изложение материала носило живой, динамичный характер [4] .
Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания. Устойчивость внимания зависит особенно от интереса детей. Если детям интересно, - они внимательны, если нет, - никакие упреки воспитателя, ни его замечания и “призывы”, вроде: “Дети, будьте внимательны” - не помогают.
Изменяющийся в старшей и особенно в подготовительной группах режим жизни детей, увеличивающийся “вес” занятий, постепенно принимающих характер учебной деятельности, предъявляет новые и при этом повышенные требования к вниманию детей. Проводимые занятия с 6-7-летними детьми более длительны, чем в средних и младших группах, и более серьезны.
Воспитатели старшей и подготовительной групп, пытаясь поддержать неустойчивое детское внимание, проявляют большую изобретательность в том, чтобы сделать каждое занятие интересным. Широко используются разные виды наглядности, детям даются для работы индивидуальные наборы разных дидактических материалов: геометрических фигур, предметов, картинок, карточек с цифрами и др. Конечно, такое оснащение занятий повышает интерес к нему детей, и они охотно выполняют предъявляемые руководителем требования, сохраняя длительно устойчивость внимания [10].
Но ведь в школе далеко не все элементы урока будут столь же интересными детям, им надо будет произвольно направлять свое внимание и заниматься порой совсем неинтересным делом, требующим, однако, длительного сосредоточения, например при писании букв и цифр, усвоении грамоты, слушании ответов товарищей, многократно повторяющих одно и то же правило, и др.
К этому детей надо готовить. Наблюдая занятия с детьми 6-7 лет и точно отмечая, когда их внимание привлекается воспитателем и когда эта сосредоточенность падает, выяснилось следующее:
1. Внимание 6-7-летнего ребенка может быть устойчивым в течение 25-30 минут и даже дольше, если он занят таким делом, которое требует его активного действия: рисование, конструирование, составление орнаментов, подбор множеств, счет и др. Труднее поддерживается устойчивость внимания при умственном действии без практической работы. Однако, слушая читаемый им рассказ, смотря фильм, дети могут также долго сосредоточиваться на воспринимаемом содержании [11].
2. Особо важную роль играет такое занятие, где дети должны быть активными в решении каких-то задач. Рассматривание картины может вызвать отвлечение внимания через 5-7 минут после начала занятия, если воспитатель удовлетворяется простым называнием детьми изображенных предметов. Но если он ставит более трудные задачи, которые требуют от ребят поисков, изучения, сопоставления разных частей картины, установления связи между элементами, обобщения, выводов, такая работа поддерживает внимание детей – оно приобретает устойчивость и силу сосредоточения.
3. Отрицательно действует на внимание детей чрезмерный объем даваемого им материала. Если воспитатель на одном занятии использовал 3-4 картины, или разучивал 2 новых стихотворения, или требовал вспомнить и зарисовать 2-3 сценки из просмотренного фильма, внимание детей рассеивается. Полученные впечатления сливаются в какой-то общий смутный образ.
4. Также легко нарушится хрупкое детское внимание из-за организационных и методических ошибок, нередко допускаемых воспитателями.
5. Одной из наиболее частых причин отвлечения внимания детей, их рассеянности является их утомление. Длительное coxpaнение одной позы, однообразие выполняемых действий, скучные и ненужные повторения уже хорошо известного, вынужденное бездействие – все утомляет ребенка, и тем больше, чем он слабее, чем он менее привык к такой работе. Ho утомляют ребенка и многие обстоятельства его жизни дома. Борьба за сохранение семьей нужного режима жизни ребенка – непременное условиe успешного воспитания его внимании.
Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде сверстников и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф, все ли пуговицы застегнуты и т. п.), и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть. Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: "Кто за кем стоял на прошлом занятии?", "Кого похвалила Наталья?", "Кто лучше всех танцевал?" Это будет иметь и воспитательное значение. На прогулке можно поиграть с детьми в игру "Летает - не летает". Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т. п.). Если они могут летать, дети машут руками. Если нет - приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т. п.). Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость. Помимо изложенных, полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: "Чего нет?", "Что изменилось?", "Что прибавилось?", "Разложи предметы так, как я скажу" и т.д. Внимание - проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение и переключение, устойчивости внимания.
Заключение
Н.Ф. Добрынин писал, что необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности. Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших дошкольников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности детей выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
В основные задачи по формированию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего дошкольного возраста.