ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития.
Предмет исследования: процесс формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития.
Гипотеза: формирование детско-родительских отношений детей со сложным нарушением развития, будет успешным, если учитывать:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskie_otnosheniya.ppt | 634.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Предмет исследования: процесс формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Гипотеза: формирование детско-родительских отношений детей со сложным нарушением развития, будет успешным, если учитывать: особенности типа детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития; положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития; влияние родителей, на воспитание ребенка со сложными нарушениями развития; содержание модели деятельности родительского клуба «Мы вместе» по педагогическому взаимодействию учреждения с семьями воспитывающих детей со сложными нарушениями развития.
Задачи: 1. Выявить специфику и типологию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. 2. На основе эмпирического анализа детско-родительских отношений в семьях с детьми со сложным нарушением развития, разработать технологию формирования детско-родительских отношений. 3. Выявить динамику показателей, детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития после внедрения технологий работы родительского клуба «Мы вместе».
Цель констатирующего эксперимента – выявить специфику проблем семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи : Подобрать диагностический инструментарий для выявления детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом. Подобрать диагностический инструментарий для выявления детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом. Подобрать диагностический инструментарий для выявления детско – родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом. Проанализировать и наглядно представить полученные результаты.
Сравнительный анализ сформированности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Диагностические методики Цель: Результаты (в % соотношении) «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ (Э.Г. Эйдемиллер) Изучить влияние родителей на воспитание ребенка. Анализ результатов сформированности детско-родительских отношений Типы отношений Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация «Маленький неудачник» 50% 10% 10% 20% 10% Тест – опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин) Выявить особенности типа детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Типы семейного воспитания семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Потворствующая гиперпротекция Доминирующая гиперпротекция Повышенная моральная ответственность Эмоциональное отвержение Жестокое обращение Гипопротекция 10% 50% 0% 0% 0% 40% Тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллера Э.Г., Черемисин О.В.). Выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Положение субъекта в системе межличностных отношений Число членов попавших в площадь круга Величина кружков Расположение кружков относительно друг от друга Дистанция между ними 60% 60% 100% 100% «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва) Выявить уровень привязанности ребенка к родителям (прародителям), близким родственникам. Особенности оценки ребенком, его взаимоотношений с родителями Привязанность к матери Привязанность к отцу Привязанность к другим членам семьи 80% 0% 0%
Цель формирующего эксперимента: определить форму и содержание формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Задачи формирующего эксперимента: Разработать содержание программы деятельности родительского клуба «Мы вместе» по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Реализовать программу деятельности родительского клуба «Мы вместе» по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Формы психолого-педагогической деятельности родительского клуба: 1. Инвариантные: - групповые мероприятия для всех родителей. 2. Вариативные: - подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с их запросами. Принципы: Принцип взаимопомощи; Принцип терпимости; Принцип уникальности личности ребенка; Принцип осознанности.;
Семья Заведующий дошкольным, образовательным учреждением Заместитель заведующего по УВР Учитель - дефектолог Педагог - психолог Учитель - логопед Музыкальный руководитель Воспитатель Ресурсное обеспечение родительского клуба «Мы вместе»
Зоны необходимые для реализации модели мероприятий с семьями, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития:
Работа родительского клуба позволит обеспечить : повышение педагогической культуры; повышения уровня социально – педагогической грамотности; выявления положительного опыта семейного воспитания. приобретения новых знаний и умений; повышение культуры и навыков взаимодействия с взрослым; повышение культурного уровня семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка со сложными нарушениями развития. Этапы организации программы родительского клуба «Мы вместе»: I Организационно – аналитический (сентябрь). Цель: теоретически изучить и экспериментально проанализировать состояние проблемы, связанной с формированием детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. II Практик –ориентировочный (октябрь-апрель) Цель: сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. III Контрольный этап (май) Цель: выявить итоги реализации программы деятельности родительского клуба «Мы вместе».
Цель контрольного эксперимента – выявить и экспериментально проверить эффективность работы родительского клуба «Мы вместе», направленной на формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Задачи контрольного эксперимента: 1. Определить динамику результатов диагностики влияния родителей на воспитание ребенка, особенности типов детско-родительских отношений, положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникации в семье. 2. Провести сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.
Сравнительный анализ сформированности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Диагностические методики Цель: Результаты (в % соотношении) «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ (Э.Г. Эйдемиллер) Изучить влияние родителей на воспитание ребенка. Анализ результатов сформированности детско-родительских отношений Типы отношений Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация «Маленький неудачник» до после до после до после до после до после 50% 10% 10% 0% 10% 0% 20% 10% 10% 0% Тест – опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин) Выявить особенности типа детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Типы семейного воспитания семей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития Потворствующая гиперпротекция Доминирующая гиперпротекция Повышенная моральная ответственность Эмоциональное отвержение Жестокое обращение Гипопротекция до после до после до после до после до после до после 10% 0% 50% 10% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 40% 10% Тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллера Э.Г., Черемисин О.В.). Выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Положение субъекта в системе межличностных отношений Число членов попавших в площадь круга Величина кружков Расположение кружков относительно друг от друга Дистанция между ними до после до после до после до после 60% 100% 60% 100% 100% 90% 100% 100% «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва) Выявить уровень привязанности ребенка к родителям (прародителям), близким родственникам. Особенности оценки ребенком, его взаимоотношений с родителями Привязанность к матери Привязанность к отцу Привязанность к другим членам семьи до после до после до после 80% 50% 0% 20% 0% 20%