Роль воспитателя в ценностном и профессиональном самоопределении кадета
Самоопределение(англ. Self – determination) – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциональные и прагматические решения.
Результатом самоопределения становится выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовывать своё природное предназначение (А.А. Грицанов Новейший философский словарь. Минск.Книжный дои. 1999г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoopredelenie.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Ю. Ёжкин, воспитатель
Роль воспитателя в ценностном и профессиональном самоопределении кадета
Самоопределение(англ. Self – determination) – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциональные и прагматические решения.
Результатом самоопределения становится выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовывать своё природное предназначение (А.А. Грицанов Новейший философский словарь. Минск.Книжный дои. 1999г.)
Поиск оснований для принятия решений в проблемной ситуации в зависимости от типа самоопределения может разворачиваться в четырёх смысловых пространствах:
- Ситуативное пространство (как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами);
- Социальное пространство (как социальное действие, детерминированное локальной сетью);
- Культурное пространство (как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса «дела», вписываемого в некую культурную традицию);
- Экзистенциональное пространство (как рефлексия бытия – движения в вечных ценностях и вопросах).
В сфере образования, наряду с процессом передачи знаний, происходит и другой процесс – передача способов самоопределения. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образы самоопределения.
«Дать человеку счастье любимого труда, по определению выдающегося
педагога Василия Александровича Сухомлинского, - это значит помочь ему найти среди множества жизненных дорог ту, на которой ярче всего раскроются индивидуальные творческие силы и способности его личности».
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь кадетам проявить свои индивидуальные способности, найти правильную дорогу в жизни. В свою очередь, говоря о роли педагога, воспитателя в ценностном и профессиональном самоопределении учащихся В.А, Сухомлинский указывал: «Воспитать в каждом ребёнке живой интерес к труду, раскрыть наклонность, призвание, утвердить личное увлечение делом – это и есть сущность индивидуальной воспитательной работы, в которой проявляется подлинное педагогическое мастерство. Каждый ученик находит своё призвание, вступает на свою дорогу в жизни. Обывательское мнение, что человек и призвание существуют независимо одно от другого, что жизненная судьба личности всецело зависит от удачи, в корне не верно: призвание формируется».Важная роль при этом отводится воспитателю. Он должен помочь кадетам определить их призвания и способствовать его формированию.
На сегодняшний день профессия офицера в России – это занятие по вооружённой защите Родины, ставшее делом всей жизни. Эта профессия отличается высоким уровнем социальной ответственности, сложности выполняемых функций, глубоким идейным и нравственным смыслом. Через офицерский состав Российское правительство проводит свою политику в области военного строительства, осуществляет руководство вооружёнными силами.
Одним из важнейших направлений военной реформы, в принятой до 2021 года Концепции строительства Вооружённых Сил Российской Федерации, является развитие системы довузовского военного образования, объединяющей образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общегообразования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе (пр.МО РФ №515 от 21.07. 2014г.).
Омский военный кадетский корпус способствует решению военной реформы в данном направлении (развитие системы довузовского военного образования) посредством выбранного педагогического сопровождения, развивающее ценностную и профессиональную направленность.
Под педагогическим сопровождением понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал воспитанника и обеспечивающая её развитие, включающая помощь ученику, родителю, воспитателю в преодолении социальных, психологических, личностных проблемных ситуаций и создании ситуации успешности. Подобная педагогическая деятельность способствует становлению самосознания личности, самоопределению в реальной жизни и ориентации на перспективу, самоактуализации и самоутверждению.
В системе воспитательной работы, при трёхлетнем сроке обучения в кадетском корпусе педагогическое сопровождение формирования и развития военно-профессиональной направленности кадета реализуются в четыре этапа.
Первый этап
Ознакомительно-развивающий, который накладывается по времени на первый курс обучения в кадетском корпусе. Цели этапа:
- Формирование и развитие как можно большего числа мотиваторов – оснований для возникновения мотивов ценностного и профессионального самоопределения: расширение потребностей сферы, поддержка любых познавательных интересов, развитие гражданской позиции, патриотического и военно-патриотического сознания;
- Совместный с воспитателем поиск, за счёт развития информационного компонента направленности, особенностей и сторон военно-профессиональной деятельности, на которые могут быть направлены самоформируемые им мотивы профессионального выбора;
- Всестороннее изучение личностных особенностей и качеств воспитанника, влияющих на педагогическую работу в его отношении;
- Обеспечение успешного, постепенно нарастающего по интенсивности контакта с практической военной деятельностью.
Второй этап
Ситуативно-организационный, который накладывается по времени на второй курс обучения кадет в корпусе. Цели этапа:
- Последовательная организация ситуаций окончательного выбора военно-профессиональной деятельности или отказа от неё, выбора вида военного труда и специальности, выбора военного вуза;
- Расширения контакта с военно-профессиональной деятельностью за счёт привлечения воспитанников к практической деятельности по военно-профессиональной ориентации младших воспитанников и учащихся общеобразовательных школ;
- Дальнейшее развитие компонентов военно-профессиональной направленности: целевого компонента (подготовка к обучению в военном вузе), управленческого компонента (процесс выработки и осуществления цикличности повторяющихся решений), результативного компонента (достижение воспитанником оптимального и достаточного уровня развития профессионально-военных качеств для самоопределения на обучение в военном вузе).
Третий этап
Деятельностно-подготовительный, который накладывается по времени на первые три учебных четверти третьего курса обучения кадет в корпусе. Цели этапа:
- Формирование личных профессиональных (карьерных) планов;
- Углубление контактов с практической военной деятельностью за счёт выполнения обязанностей по управлению первичным воинским коллективом;
- Развитие специфических военно-профессиональных качеств подготовки к обучению в конкретном военном вузе.
Четвёртый этап
Контрольно-аттестационный, который осуществляется в четвёртой четверти третьего курса. Цель этапа:
- Определение итогового уровня развития военно-профессиональной направленности выпускника и степени готовности его к поступлению в конкретный военный вуз, к конкретной военной специальности.
В ходе практического осуществления педагогического сопровождения по развитию и формированию ценностного и профессионального самоопределения кадет было определено, что основными субъектами данного процесса являются в равной степени, как сами воспитанники, так и руководитель структурной учебной группы – воспитатель.
В.А. Сухомлинский писал: «Надо дать ребёнку чувство гордости, достоинства, разбудить в нём совесть, чуткость к слову учителя. А для этого надо привести ребёнка в комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиотеку, мастерскую, на опытную делянку… И главное, надо дать ребёнку прекрасных воспитателей».
Реализация технологии педагогического сопровождения формирования военно-профессиональной направленности кадета позволила выделить зону ответственности воспитателя и его обязанности как субъекта технологии. Воспитатель учебной группы кадетов непосредственно отвечает за организацию, практическое осуществление и эффективность мероприятий, сопровождающих развитие военно-профессиональной направленности воспитанников. Эту работу он проводит в тесном взаимодействии с остальными субъектами, порядок и принципы которого составляют основу организационного компонента профессиональной направленности.
Воспитатель осуществляет:
- Всестороннее изучение личного состава, составление своевременной диагностики военно-профессиональной направленности воспитанников, формирование профессиональных военных качеств и фиксирование результатов;
- Групповую воспитательную работу в рамках военно-профессиональной направленности, в объёме, определённом планами;
- Индивидуальную работу с кадетами, в соответствии с целями и методами педагогического взаимодействия;
- Профессиональное консультирование в доступном для него объёме, организацию профессионального консультирования в требуемом воспитанником и другими субъектами педагогического процесса объёме;
- Сопровождение выбора воинской специальности и вуза, формирование профессионального самоопределения кадета;
- Организацию процесса подготовки воспитанника к обучению в конкретном военном вузе;
- Организацию и управление практической воинской деятельности кадет, учёт и оценку её результатов.
Список литературы
- Асриев А.Ю. Содержание работы воспитателя (офицера-воспитателя) в рамках технологии педагогического сопровождения процесса развития военно-профессиональной направленности суворовцев и кадет. Омск, 2007г. – 50с.
- Ковалевский В.Ф. военная профессиология: проблемы теории и практики. Москва. 1983г.
- Сухомлинский В.А. «О воспитании». Москва. Политиздат. 1975г.
- Сухомлинский В.А. «Труд в духовной жизни подростка». Москва. Педагогика. Т.1. 1980г.
- Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа». Москва. Педагогика. Т.2. 1980г.
- Русинова М.В. «Формирование информационной культуры учащихся через систему практик на уроках обществознания и права». Волгоград. Учитель. 2011г.
Комментарии
Спасибо
Спасибо за Вашу статью.
Очень помогла мне при подготовке к занятию с кадетами.