Гендерный аспект детской одарённости.
Опубликовано 28.01.2015 - 18:05 - Вайцель Алёна Викторовна
В презентации представлен теоретический материал, который обосновывает необходимость учёта гендерных особенностей в работе с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Одаренность и гендер | 2.05 МБ |
Подписи к слайдам:
Два полярных подхода к объяснению гендерных различий
:
Социальный подход
– рассматривает в качестве основной причины социальные
научения
, воспитание.
В рамках социального подхода считают, что ребенок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом.
Различия в вербальных способностях.
Наиболее изученное явление в области половых различий – речевые способности
. Девочки уже в раннем детстве имеют небольшое преимущество перед мальчиками в овладении языком, к шести годам мальчики их догоняют, но они значительно чаще девочек страдают расстройствами устной речи и письма. Превосходство женщин в речевой способности обусловлено эволюционно – общение с «соседками» необходимо для ухаживания за потомством, для выживания. Всю свою жизнь самки обычно проводят в одной группе, в то время когда самцы часто мигрируют.
СОДЕРЖАНИЕ
Заключение.
Роль гендерных особенностей в развитии одарённых детей отмечена многими учеными
:
Л.В. Поповой, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.К.
Радиной
.
Современное общество живёт в плену гендерных стереотипов. Одарённость же развивается при наличии уверенности в себе, самостоятельности, свободы в личностных проявлениях. Именно
гендерный
подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что в дальнейшем даёт ему большую свободу выбора и самореализации. Изучение гендерных особенностей детской одарённости имеет теоретическое и огромное практическое значение для таких сфер, как семья, различные воспитательные институты.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Актуальность.
Модель одарённости с учётом гендерных особенностей.
Основные понятия «Одаренность » и «
Гендер
».
Основные понятия.
Два полярных подхода к объяснению гендерных различий.
Психофизиологическая основа
гендерного
аспекта одарённости.
Специализация полушарий головного мозга.
Разное восприятие информации.
Различия в вербальных способностях.
Различия в математических способностях.
Технологии работы с одарёнными детьми.
Заключение.
Основные
понятия.
Гендер (англ.
gender
, от лат.
genus
«род»)
— это социальный пол. В более широком смысле, подразумевают любые психические или поведенческие свойства, характерные для мужчин и женщин.
Академический предмет «
Гендерная
психология»
изучает и пытается найти
объяснения
гендерным
различиям.
Гендерные
различия
– совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.
Гендерная
идентичность
– половая самоидентификация индивида.
СОДЕРЖАНИЕ
Разное восприятие информации.
Мальчики
визуалы
– зрительное восприятие информации.
Девочки
аудиалы
– восприятие информации через слуховой анализатор
СОДЕРЖАНИЕ
Технологии работы
с одарёнными детьми
Технология проектного обучения
- решение какой-то проблемы в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов. С большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно и не обязательно строится в русле учебного предмета. Основатели проектного обучения Дж.
Дьюи
, С.Т.
Шацкий
.
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
СОДЕРЖАНИЕ
«
гендерный
аспект детской одаренности»
Выполнила:
Вайцель
Алёна
Викторовна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Белочка»
П. Мотыгино,
Красноярский край,
2015год
Технологии работы
с одарёнными детьми
Технология проблемного обучения
Алгоритм решения задачи включает в себя 4 этапа:
1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связен;
2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
3) доказательство гипотезы;
4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Основные понятия
«Одаренность » и «Гендер»
Одарённость
- высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Основными признаками высокой одарённости являются:
Раннее проявление способностей,
Быстрый темп усвоения знаний,
Творчество в деятельности,
Элементы оригинальности,
Креативность
.
СОДЕРЖАНИЕ
Специализация полушарий головного мозга
СОДЕРЖАНИЕ
Модель одарённости с учётом гендерных особенностей.
Инетеллект
Гендер
Социум
СОДЕРЖАНИЕ
Технологии работы
с одарёнными детьми
Разноуровневая
технология
, когда одаренные дети собираются в одну группу и занимаются по особой программе.
Учебного сотрудничества
- работа в
комманде
или группе. Дети объединяются в группы по 3-4 человека где им даётся общее задание. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки помогает понять прочитанное, помощь в решении задач и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны, обучается сам. Например: объясняя правила он сам повторяет и систематизирует знания.
Психофизиологическая основа
гендерного
аспекта одарённости.
Пол -
очередность и скорость созревания
различных
психических функций у мальчика и девочки разные.
Возраст -
на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек — «коммуникативным».
Межполушарная асимметрия мозга
- неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные,
левополушарные
и
равнополушарные
учащиеся)
.
СОДЕРЖАНИЕ
Благодарю за Внимание!
Актуальность
Проблема детской одаренности вообще и, в частности, одаренности с учетом гендерных особенностей развития современных детей – одна из актуальных сегодня.
Сравнительно новая область развития –
гендерный
аспект одаренности. Отмечены
гендерные
особенности проявления способностей в исследованиях Л.В.Поповой, Н.С.
Лейтес
, Н.К.
Радиной
, О.
Вейнингер
.
Л.С.Выготский указывал, что особенности возрастной динамики связаны с расхождением трех линий развития:
общеорганического
, социального и полового (
гендерного
).
СОДЕРЖАНИЕ
Биологический подход
– рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу биологического подхода свидетельствует прежде всего — разница в физических
возможностях и поведенческих различиях, безусловно, имеющие психофизиологическую природу. Мальчики отличаются от девочек размерами тела, весом, ростом, интенсивностью обмена веществ, мышечной силой, гормональными процессами и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
Различия в математических способностях.
Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление это относительно легкие стереотипные задачи. Но, в другие периоды развития подростков гораздо чаще обнаруживается превосходство мальчиков и мужчин. Результаты сохраняются и на выборке одаренных детей (когда одарённые девочки сравниваются с одарёнными мальчиками). Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.
СОДЕРЖАНИЕ
:
Социальный подход
– рассматривает в качестве основной причины социальные
научения
, воспитание.
В рамках социального подхода считают, что ребенок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом.
Различия в вербальных способностях.
Наиболее изученное явление в области половых различий – речевые способности
. Девочки уже в раннем детстве имеют небольшое преимущество перед мальчиками в овладении языком, к шести годам мальчики их догоняют, но они значительно чаще девочек страдают расстройствами устной речи и письма. Превосходство женщин в речевой способности обусловлено эволюционно – общение с «соседками» необходимо для ухаживания за потомством, для выживания. Всю свою жизнь самки обычно проводят в одной группе, в то время когда самцы часто мигрируют.
СОДЕРЖАНИЕ
Заключение.
Роль гендерных особенностей в развитии одарённых детей отмечена многими учеными
:
Л.В. Поповой, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.К.
Радиной
.
Современное общество живёт в плену гендерных стереотипов. Одарённость же развивается при наличии уверенности в себе, самостоятельности, свободы в личностных проявлениях. Именно
гендерный
подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что в дальнейшем даёт ему большую свободу выбора и самореализации. Изучение гендерных особенностей детской одарённости имеет теоретическое и огромное практическое значение для таких сфер, как семья, различные воспитательные институты.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Актуальность.
Модель одарённости с учётом гендерных особенностей.
Основные понятия «Одаренность » и «
Гендер
».
Основные понятия.
Два полярных подхода к объяснению гендерных различий.
Психофизиологическая основа
гендерного
аспекта одарённости.
Специализация полушарий головного мозга.
Разное восприятие информации.
Различия в вербальных способностях.
Различия в математических способностях.
Технологии работы с одарёнными детьми.
Заключение.
Основные
понятия.
Гендер (англ.
gender
, от лат.
genus
«род»)
— это социальный пол. В более широком смысле, подразумевают любые психические или поведенческие свойства, характерные для мужчин и женщин.
Академический предмет «
Гендерная
психология»
изучает и пытается найти
объяснения
гендерным
различиям.
Гендерные
различия
– совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.
Гендерная
идентичность
– половая самоидентификация индивида.
СОДЕРЖАНИЕ
Разное восприятие информации.
Мальчики
визуалы
– зрительное восприятие информации.
Девочки
аудиалы
– восприятие информации через слуховой анализатор
СОДЕРЖАНИЕ
Технологии работы
с одарёнными детьми
Технология проектного обучения
- решение какой-то проблемы в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов. С большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно и не обязательно строится в русле учебного предмета. Основатели проектного обучения Дж.
Дьюи
, С.Т.
Шацкий
.
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
СОДЕРЖАНИЕ
«
гендерный
аспект детской одаренности»
Выполнила:
Вайцель
Алёна
Викторовна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Белочка»
П. Мотыгино,
Красноярский край,
2015год
Технологии работы
с одарёнными детьми
Технология проблемного обучения
Алгоритм решения задачи включает в себя 4 этапа:
1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связен;
2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
3) доказательство гипотезы;
4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Основные понятия
«Одаренность » и «Гендер»
Одарённость
- высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Основными признаками высокой одарённости являются:
Раннее проявление способностей,
Быстрый темп усвоения знаний,
Творчество в деятельности,
Элементы оригинальности,
Креативность
.
СОДЕРЖАНИЕ
Специализация полушарий головного мозга
СОДЕРЖАНИЕ
Модель одарённости с учётом гендерных особенностей.
Инетеллект
Гендер
Социум
СОДЕРЖАНИЕ
Технологии работы
с одарёнными детьми
Разноуровневая
технология
, когда одаренные дети собираются в одну группу и занимаются по особой программе.
Учебного сотрудничества
- работа в
комманде
или группе. Дети объединяются в группы по 3-4 человека где им даётся общее задание. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки помогает понять прочитанное, помощь в решении задач и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны, обучается сам. Например: объясняя правила он сам повторяет и систематизирует знания.
Психофизиологическая основа
гендерного
аспекта одарённости.
Пол -
очередность и скорость созревания
различных
психических функций у мальчика и девочки разные.
Возраст -
на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек — «коммуникативным».
Межполушарная асимметрия мозга
- неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные,
левополушарные
и
равнополушарные
учащиеся)
.
СОДЕРЖАНИЕ
Благодарю за Внимание!
Актуальность
Проблема детской одаренности вообще и, в частности, одаренности с учетом гендерных особенностей развития современных детей – одна из актуальных сегодня.
Сравнительно новая область развития –
гендерный
аспект одаренности. Отмечены
гендерные
особенности проявления способностей в исследованиях Л.В.Поповой, Н.С.
Лейтес
, Н.К.
Радиной
, О.
Вейнингер
.
Л.С.Выготский указывал, что особенности возрастной динамики связаны с расхождением трех линий развития:
общеорганического
, социального и полового (
гендерного
).
СОДЕРЖАНИЕ
Биологический подход
– рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу биологического подхода свидетельствует прежде всего — разница в физических
возможностях и поведенческих различиях, безусловно, имеющие психофизиологическую природу. Мальчики отличаются от девочек размерами тела, весом, ростом, интенсивностью обмена веществ, мышечной силой, гормональными процессами и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
Различия в математических способностях.
Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление это относительно легкие стереотипные задачи. Но, в другие периоды развития подростков гораздо чаще обнаруживается превосходство мальчиков и мужчин. Результаты сохраняются и на выборке одаренных детей (когда одарённые девочки сравниваются с одарёнными мальчиками). Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.
СОДЕРЖАНИЕ