Технологическая карта занятия для 3 класса "Сказочное путешествие"
Данная методическая разработка посвящается проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха. Разработка занятия на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся начального звена может быть полезна образовательным учреждениям с инклюзией, может использоваться и в работе с детьми с нормой в развитии, но более младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Занятие с обучающимися 3 класса с нарушением слуха на развитие эмоционально-волевой сферы
«Сказочное путешествие в мир эмоций»
Номинация: Работа педагога с детьми
Подсекина Ольга Владимировна,
педагог-психолог
Аннотация
Данная методическая разработка посвящается проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха. Разработка занятия на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся начального звена может быть полезна образовательным учреждениям с инклюзией, может использоваться и в работе с детьми с нормой в развитии, но более младшего возраста.
Содержание.
Введение.
Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения, в частности ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.
Нарушение слуха уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений.
Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям с нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Трудности вербализации осознанных эмоциональных переживаний приводят к снижению их дифференциации и обобщения, что объясняет часто возникающие сложности в социализации детей с нарушением слуха. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.
Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.
Словесные обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства.
Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.
Итак, особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.
Эмоциональному развитию детей c нарушением слуха следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции.
Основная часть:
Занятие с обучающимися 3 класса с нарушением слуха на развитие эмоционально-волевой сферы «Сказочное приключение в мир эмоций».
Форма проведения занятия: подгрупповая (6 человек).
Краткое описание участников мероприятия:
В настоящее время в 3 классе ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» учится 6 обучающихся, из них 5 девочек и 1 мальчик. Все обучающие имеют диагноз сенсоневральная тугоухость разных степеней.
Между ребятами сложились дружеские отношения. У каждого в классе есть свои поручения, которые они стараются выполнять. Дети с интересом участвуют в школьных и классных мероприятиях. Любят выполнять разовые поручения педагогов, дежурить в классе. Проявляют интерес к рисованию, танцам.
Воспитанники играют, общаются все вместе. Изолированных детей нет. Дети доброжелательно настроены к своим одноклассникам. В классе климат благоприятный. Здесь заботятся о каждом, доверяют друг другу. Каждый ученик в классе уверен в себе. Знает свои достоинства. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задавать вопросы, интересующие их. И не боятся делать ошибки. При возникающих конфликтах умеют договориться, простить друг друга. Класс дружный, активный, самостоятельный.
Педагог-психолог работает с данными детьми 2 года по программе «Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением слуха», занятия проходят 1 раз в месяц по 30-40 минут.
Цель занятия:
- Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением слуха.
Задачи:
- Закреплять умение узнавать эмоции людей по лицу, пиктограмме.
- Учить понимать своё эмоциональное состояние и других.
- Формировать способности управлять собственными эмоциями.
- Развивать речь детей, следить за правильным произношением.
- Создавать эмоционально-благоприятный фон в группе.
Продолжительность занятия: 40-50 минут.
Сценарный план (ход проведения мероприятия):
Организационный момент:
- Приветствие «Поздороваемся по-другому»;
- Разминка «Дружные ребята»;
Основная часть:
- Задание «Назови эмоции»;
- Игра малой подвижности «Кубик эмоций»;
- Игра малой подвижности «Угадай по лицу»;
- Упражнение «Изобрази»;
- Упражнение «Передай по кругу»;
- Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»;
- Упражнение «Мы тоже»;
Заключительная часть:
- Задание «Мое настроение»;
Рефлексия.
Ритуал прощания.
- Игра «Волшебный сундучок с пожеланиями».
Технологическая карта мероприятия
Этапы мероприятия | Краткое содержание этапа | Необходимые материалы | Примерное время проведения этапа |
Предварительный | Педагог-психолог готовит кабинет к занятию | Просторный кабинет; 7 стульев, поставленных в круг; компьютер; презентация к занятию (приложение 1). | 15 минут |
Организационный | Воспитатель приводит детей на занятие к педагогу-психологу | Музыкальное оформление (приложение 2) | 1-2 минуты |
Вводный | -Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное приключение в мир эмоций. | Слайд 2. Конспект (приложение 6). | 1-2 минуты |
Основной: Приветствие «Поздороваемся по-другому» | Участники передают игрушку соседу слева и здороваются друг с другом, обращаясь по имени. Затем здороваются по-другому, дети предлагают варианты приветствия (локтями, плечами, ладонями, лбами). | Слайд 3. | 3-4 минут |
Разминка «Дружные ребята» | Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, активизировать детей. Педагог-психолог спрашивает детей, умеют ли они баловаться, вертеться, шуметь и громко смеяться? (Дети выполняют действия вместе с педагогом). | Слайд 4. Музыка: Барбарики «Что такое доброта». | 2 минуты |
Проблемная ситуация | Педагог-психолог сообщает детям, что случилась беда, ее знакомую принцессу, которая всем дарила хорошее настроение, заколдовала злая колдунья. Принцесса теперь не сможет подарить счастье и радость. Предлагается проблема, что делать в такой ситуации. Дети решают помочь принцессе. | Слайд 5. Музыка «В гостях у сказки» | 3 минуты |
Задание «Назови эмоции» | Педагог-психолог предлагает вспомнить эмоции. | Слайд 6. | 2 минуты |
1 испытание: «Кубик эмоций» | Сидя на полу, в круге, педагог-психолог кидает кубик, выпавшую пиктограмму называет и изображает. Игра продолжается, пока не поиграют все участники. Возвращаются на свои места. | Слайд 7. Кубик с разными эмоциями Музыка: Волшебники двора «Бибика». | 3-5 минут |
2 испытание: «Изобрази» | Каждому участнику педагог-психолог дает задание - изобразить кого-либо, один показывает - другие отгадывают. | Слайд 8. Приложение 3. | 3-5 минут |
3 испытание: «Угадай по лицу» | Дети встают в один ряд, плотно друг к другу. За спиной, по сигналу педагога-психолога (топнуть ногой), передают маленькую игрушку под ритмичную музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После сигнала водящий должен угадать у кого в руке игрушка. Возвращаются на свои места. | Слайд 9. Игрушка, помещающаяся в руку ребенка. Музыка: Барбарики «Что такое доброта». | 5 минут |
4 испытание «Передай по кругу» | Педагог-психолог предлагает изобразить разные ситуации: передай по кругу горячую картошку, холодную и тающую льдинку, шуструю лягушку и сыплющийся из рук в руки песок. | Слайд 10. | 2-3 минуты |
5 испытание «Кричалки – шепталки - молчалки» | Педагог-психолог обговаривает правила игры: если поднимается зеленая ладошка - кричать, прыгать, топать; желтая ладошка – тихо ходить по помещению, шептать; красная ладошка – замереть и молчать. Играют, пока все участники не побывают в роли ведущего. Возвращаются на места. | Слайд 11. Музыка «Подружки» | 5 минут |
6 испытание «Мы тоже» | Педагог-психолог говорит фразы, касающиеся эмоций, настроения, чувств, дети отвечают фразой «мы тоже». От замечательного настроения злая колдунья исчезает. | Слайд 12. Приложение 4. | 2-3 минуты |
Проблемная ситуация | Педагог-психолог говорит детям, что все испытания пройдены, осталось сказать волшебные слова и принцесса оживет. Дети повторяют за взрослым слова (читают на слайде), принцесса оживает. Хлопают в ладоши. Педагог-психолог задает детям вопрос: «Почему злая колдунья сбежала?», «Чего испугалась?». Ответы детей: «потому что мы смелые, дружные, счастливые». | Слайд 13. | 3 минуты |
Задание «Мое настроение» | Педагог-психолог предлагает детям выбрать и раскрасить на рисунке соответствующее настроение. Настроения детей прикрепляются на магнитную доску «Мое настроение». | Слайд 14. Приложение 5. | 3-5 минуты |
Рефлексия | Педагог-психолог выясняет у детей, что было на занятии (не) интересным, что (не) понравилось. | 3 минуты | |
Ритуал прощания «Волшебный сундучок с пожеланиями» | Педагог-психолог сообщает, что принцесса дарит детям волшебные камешки. Дети берут камешек в руки и говорят доброе пожелание. | Слайд 16. Сундучок (шкатулочка) с декоративными камушками Музыка «В гостях у сказки». | 3-4 минуты |
Итого | 42-50 минут |
Список использованных источников
- Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь,– 256 с.
- Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция).
Интернет- ресурсы