Технологическая карта занятия для 3 класса "Сказочное путешествие"

Подсекина Ольга Владимировна

 

Данная методическая разработка посвящается проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха.  Разработка занятия на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся начального звена может быть полезна образовательным учреждениям с инклюзией, может использоваться и в работе с детьми с нормой в развитии, но более младшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Занятие  с обучающимися 3 класса с нарушением слуха на развитие эмоционально-волевой сферы

                      «Сказочное путешествие в мир эмоций»

Номинация: Работа педагога с детьми

Подсекина Ольга Владимировна,

педагог-психолог

Аннотация

Данная методическая разработка посвящается проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха.  Разработка занятия на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся начального звена может быть полезна образовательным учреждениям с инклюзией, может использоваться и в работе с детьми с нормой в развитии, но более младшего возраста.

Содержание.

Введение.

Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения, в частности ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.

Нарушение слуха уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений.

Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям с нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Трудности вербализации осознанных эмоциональных переживаний приводят к снижению их дифференциации и обобщения, что объясняет часто возникающие сложности в социализации детей с нарушением слуха. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.

Словесные  обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.

Итак, особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.

Эмоциональному развитию детей c нарушением слуха следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции.

Основная часть:

Занятие с обучающимися 3 класса с нарушением слуха на развитие эмоционально-волевой сферы «Сказочное приключение в мир эмоций».

Форма проведения занятия: подгрупповая (6 человек).

Краткое описание участников мероприятия:

В настоящее время в 3 классе ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» учится 6 обучающихся, из них 5 девочек и 1 мальчик. Все обучающие имеют диагноз сенсоневральная тугоухость разных степеней.

Между ребятами сложились дружеские отношения. У каждого в классе есть свои поручения, которые они стараются выполнять. Дети с интересом участвуют в школьных и классных мероприятиях. Любят выполнять разовые поручения педагогов, дежурить в классе. Проявляют интерес к рисованию, танцам.

Воспитанники  играют, общаются все вместе. Изолированных детей нет. Дети доброжелательно настроены к своим одноклассникам. В классе климат благоприятный. Здесь заботятся о каждом, доверяют друг другу. Каждый ученик в классе уверен в себе. Знает свои достоинства. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задавать вопросы, интересующие их. И не боятся делать ошибки. При возникающих конфликтах умеют договориться, простить друг друга.  Класс дружный, активный, самостоятельный.

 Педагог-психолог работает с данными детьми 2 года по программе «Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением слуха», занятия проходят 1 раз в месяц по 30-40 минут.

Цель занятия:

  • Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением слуха.

Задачи:

  • Закреплять умение узнавать эмоции людей по лицу, пиктограмме.
  • Учить понимать своё эмоциональное состояние и других.
  • Формировать способности управлять собственными эмоциями.
  • Развивать речь детей, следить за правильным произношением.
  • Создавать эмоционально-благоприятный фон в группе.

Продолжительность занятия: 40-50 минут.

Сценарный план (ход проведения мероприятия):

Организационный момент:

  • Приветствие «Поздороваемся по-другому»;
  • Разминка «Дружные ребята»;

Основная часть:

  •  Задание «Назови эмоции»;
  • Игра малой подвижности «Кубик эмоций»;
  • Игра малой подвижности «Угадай по лицу»;
  • Упражнение «Изобрази»;
  • Упражнение «Передай по кругу»;
  • Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»;
  • Упражнение «Мы тоже»;

Заключительная часть:

  • Задание «Мое настроение»;

Рефлексия.

Ритуал прощания.

  • Игра «Волшебный сундучок с пожеланиями».


Технологическая карта мероприятия

Этапы мероприятия

Краткое содержание этапа

Необходимые материалы

Примерное время проведения этапа

Предварительный

Педагог-психолог готовит кабинет к занятию

Просторный кабинет; 7 стульев, поставленных в круг; компьютер;

презентация к занятию (приложение 1).

15 минут

Организационный

Воспитатель приводит детей на занятие к педагогу-психологу

Музыкальное оформление

(приложение 2)

1-2 минуты

Вводный

-Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное приключение в мир эмоций.

      Слайд 2.

Конспект

(приложение 6).

1-2 минуты

Основной:

Приветствие «Поздороваемся по-другому»

Участники передают игрушку соседу слева и здороваются друг с другом, обращаясь по имени. Затем здороваются по-другому, дети предлагают варианты приветствия (локтями, плечами, ладонями, лбами).

Слайд 3.

3-4 минут

Разминка «Дружные ребята»

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, активизировать детей.

Педагог-психолог спрашивает детей, умеют ли они баловаться, вертеться, шуметь и громко смеяться? (Дети выполняют действия вместе с педагогом).

              Слайд 4.

Музыка: Барбарики

«Что такое доброта».

2 минуты

Проблемная    ситуация

Педагог-психолог сообщает детям, что случилась беда, ее знакомую принцессу, которая всем дарила хорошее настроение, заколдовала злая колдунья.

 Принцесса теперь не сможет подарить счастье и радость.

Предлагается проблема, что делать в такой ситуации. Дети решают помочь принцессе.

Слайд 5.

Музыка «В гостях у сказки»

3 минуты

Задание «Назови эмоции»

Педагог-психолог предлагает вспомнить эмоции.

Слайд 6.

2 минуты

1 испытание: «Кубик эмоций»

Сидя на полу, в круге, педагог-психолог кидает кубик, выпавшую пиктограмму называет и изображает. Игра продолжается, пока не поиграют все участники. Возвращаются на свои места.

Слайд 7.

Кубик с разными эмоциями

Музыка: Волшебники двора «Бибика».

3-5 минут

2 испытание: «Изобрази»

Каждому участнику педагог-психолог дает задание - изобразить кого-либо, один показывает - другие отгадывают.

Слайд 8.

Приложение 3.

3-5 минут

3 испытание: «Угадай по лицу»

Дети встают в один ряд, плотно друг к другу. За спиной, по сигналу педагога-психолога (топнуть ногой), передают маленькую игрушку под ритмичную музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После сигнала  водящий должен угадать у кого в руке игрушка. Возвращаются на свои места.

Слайд 9.

Игрушка, помещающаяся в руку ребенка.

Музыка: Барбарики

«Что такое доброта».

5 минут

4 испытание «Передай по кругу»

 Педагог-психолог предлагает изобразить разные ситуации: передай по кругу горячую картошку, холодную и тающую льдинку, шуструю лягушку и сыплющийся из рук в руки песок.

Слайд 10.

2-3 минуты

5 испытание  «Кричалки – шепталки - молчалки»

Педагог-психолог обговаривает правила игры:

если поднимается зеленая ладошка - кричать, прыгать, топать;

желтая ладошка – тихо ходить по помещению, шептать;

красная ладошка – замереть и молчать. Играют, пока все участники не побывают в роли ведущего. Возвращаются на места.

Слайд 11.

Музыка «Подружки»

5 минут

6 испытание «Мы тоже»

Педагог-психолог говорит фразы, касающиеся эмоций, настроения, чувств, дети отвечают фразой «мы тоже». От замечательного настроения злая колдунья исчезает.

Слайд 12.

Приложение 4.

2-3 минуты

Проблемная ситуация

Педагог-психолог говорит детям, что все испытания пройдены, осталось сказать волшебные слова и принцесса оживет. Дети повторяют за взрослым слова (читают на слайде), принцесса оживает. Хлопают в ладоши.

Педагог-психолог задает детям вопрос: «Почему злая колдунья сбежала?», «Чего испугалась?».

Ответы детей: «потому что мы смелые, дружные, счастливые».

Слайд 13.

3 минуты

Задание «Мое настроение»

Педагог-психолог предлагает детям выбрать и раскрасить на рисунке соответствующее настроение.

Настроения детей прикрепляются на магнитную доску «Мое настроение».

Слайд 14.

Приложение 5.

3-5 минуты

Рефлексия

Педагог-психолог выясняет у детей, что было на занятии (не) интересным, что (не) понравилось.

3 минуты

Ритуал прощания «Волшебный сундучок с пожеланиями»

Педагог-психолог сообщает, что принцесса дарит детям волшебные камешки. Дети берут камешек в руки и говорят доброе пожелание.

Слайд 16.

Сундучок (шкатулочка) с декоративными камушками

Музыка «В гостях у сказки».

3-4 минуты

Итого

42-50 минут


Список использованных источников 

  1.  Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь,– 256 с.
  2. Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция).

Интернет- ресурсы

  1.  http://festival.1september.ru/articles/560031/
  2. http://www.ds45-nowch.edu.cap.ru/?eduid=3721&hry=./3566/232408/260470&t=hry