Критическое мышление
Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_krit.myshleniyu.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие самое сложное в мире.
Иоганн Вольфганг фон Гёте.
Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя с. 154)
Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагает детям возможности намерения практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личностно – значимыми способами. Они «бросают вызов» традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. (Руководство для учителя с. 156)
На мой взгляд Критическое мышление – это возможность анализировать информацию, ставить новые вопросы, разработать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Структура данного модуля стройна и логична. Уроки по данному модулю включают следующие этапы: Вызов, Осмысление, Рефлексия.
На своих уроках я последовательно использовала модуль критическое мышление, так как оно является основой урока!
На этапе Вызова урока по теме: «Жизнь и творчество Дулат Бабатайулы» я использовала Мозговой штурм, учащиеся отвечали на мои вопросы, такие как: Что такое ораторство? Назовите великих ораторов своего времени ? В чем историческое значение ораторского искусство?, что вызвало интерес учащихся к теме, актуализировать и обобщить имеющиеся знания, по теме «Цивилизация. Кочевые и современные цивилизации» было проведено упражнение «Ассоциация», где учащиеся предлагали словесные ассоциации и объясняли свои ответы. Например, что цивилизация – это культура, открытия, нововведения, ученые и т.д.
На уроке по теме «Экономика – основа общественных отношений» учащимся было дано задание обсудить индивидуально, в паре, затем в группе, что такое экономика. Данное задание способствовало продуктивному взаимодействию учащихся через диалог, а также вызвал интерес к теме и позволило обобщить имеющиеся знания по данной теме.
На уроке «Рынок и рыночные отношения» учащимся были розданы картинки и задан вопрос: как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Используя критическое мышление, учащиеся дают ответ, которые они считают правильными. Например, что речь пойдет о деньгах, о торговле, о торговых и рыночных отношениях.
Хочу сказать, что данный этап позволяет:
- актуализировать и обобщить у учащихся знания по определенной теме;
- вызвать интерес к изучаемой теме;
- мотивировать к учебной деятельности учащихся;
- побудить ученика к активной работе.
Этап Осмысление позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
В своих 4 последовательных уроках я использовала следующие методы для осмысления информации: таблица «ЗУХ», стратегия «Да. Нет.», проблемный вопрос, «ЖИГСО», рекламу, кластер, интервью, беседа. Интересным фактом является то, что учащиеся через критическое мышление показали свои познания урока в диалоговой форме. Например, на уроке «Рынок и рыночные отношения» учащиеся показали свое критическое мышление по составлению рекламы:
1 группа составляла рекламу по теме «Товар»
2 группа составляла рекламу по теме «Деньги»
3 группа составляла рекламу по теме «Стоимость и цена товара»
4 группа «Закон спроса и предложения»
На уроке «Цивилизация. Кочевые и современные цивилизации» я разделила класс на 4 группы по 4 видам цивилизаций: Западная, Восточная, Кочевая и Современная цивилизации. Каждая группа должна была изучить, выразить постером свою цивилизацию, обсуждение было бурным и плавно перешло в дискуссию - Какая же цивилизация внесла наибольший вклад в развитие мировой культуры? Интересным фактом является то, что учащиеся через критическое мышление, не имея представления в целом, что представляют собой древние цивилизации, не зная, какой будет новая цивилизация в будущем, проявили свои познания урока с творческим подходом и диалогическим изложением своих идей.
Учащимися были даны следующие ответы: 1 группа – Западная цивилизация внесла вклад в развитие культуры, архитектуры, искусства…
2 группа – восточная цивилизация – на примере Японии и Китая
3 группа – кочевая цивилизация – одна из древних цивилизаций, дала толчок развитию Восточной цивилизации…
4 группа – современная цивилизация - нано технологии, компьютеризация, освоение космоса...
Хочу подчеркнуть, что результат данного этапа превзошел мои ожидания: дети ответственно и творчески подошли к выполнению заданий, я увидела, что учащиеся более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывание и презентации своих идей, принятие решений, их обоснование. Усвоение материала стало более эффективным и осознанным.
Этап Рефлексия, который является одним из важных этапов урока, так как в нем заключается обобщение всего проведенного урока. В серии своих последовательных уроков я применила стратегию «Да.Нет», синквейн, «Шляпы мышления», творческая работа.
По теме «Государство», учащиеся в группах составили синквейн, где они показали собственное отношение к изучаемой теме.
На уроке «Рынок и рыночные отношения» я применила «Шляпы мышления», результатом которого был красивый, грамотный, коммуникативный итог урока. Учащиеся были поделены на 4 цвета шляп. Учащиеся 1 группы (Белая шляпа) предоставила факты и статистику развития экономики Казахстана, 2 группа (Черная шляпа) негатив, 3 группа ( Желтая шляпа) позитивные высказывания, 4 группа (Зеленая шляпа) предложения по улучшению экономики страны. Хочу подчеркнуть работу4 группы, учащиеся которой не растерялись и опираясь на свои знания смогли внести предложения по улучшению экономики государства.
Построив урок по новому, в процессе наблюдения за учениками, я сделала для себя некоторые выводы, а именно: ученикам нравится работать самостоятельно, в группе, в паре иметь большую возможность свободно высказываться, оценивать ответы других и т.д. Кроме того, те учащиеся, которые ранее были пассивны, замкнуты, по физиологии не разговорчивы, воздерживались от ответов, не старались показать свои знания, стали гораздо активнее включаться в работу на уроке. Возможно, причиной этого стало понимание ими важности работы, мнение каждого ученика для успеха всей группы.
Применение в учебно-воспитательном процессе описанного выше модуля соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития.
Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Достигнуты ли цели урока, которые сформулировала я, как учитель, и мои ученики? Если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранный модуль обучения был эффективный независимо от того, являлся ли он классическим в рамках данной программы или возник как продукт творческого поиска.
В дальнейшем я буду реализовывать в своей практике модуль критического мышления, я понимаю, что в течение месяца невозможно получить всю информацию по модулю и реализовать его. Поэтому я буду изучать дополнительный материал, который будет мне помогать в моей педагогической деятельности.